Блестящая работа. Полное погружение как в исторический контекст средневековой Японии, так и в тонкости искусства рисования, сложения стихов, в монашеские дела, религиозные доктрины, и даже взгляд с точки зрения науки на феномен "просветления", "не-ума". Написан "Иккю Содзюн" ясным и чистым языком, без научной сухости или показательной многозначительности. Когда я в первый раз ее пытался преодолеть, меня поразило ее отличие от имеющихся у меня работ собственно дзенских монахов-просветителей, обвешанных регалиями, напускавших важность и надувавших щеки - Судзуки и Вон Кью-Кита.
Иккю Содзюн - дзенский монах "Безумное облако" - проповедник, художник, каллиграф, поэт и кто угодно еще. Один из тех, кто баламутил систему, следуя традиции нарушения запретов, а не традиции следования правилам. Воплощавший жизнью принцип "сансара - нирвана", который на нашем обыденном языке можно было бы свести к тому, что достигнув просветления, можно грешить, противоречие "грешник - святой" уже снято, а придерживаясь правил, ты тем самым только связываешь себя.
Это не столько биография, она здесь является скорее одной из несущих балок, сколько погружение в общий культурный контекст. Впрочем, учитывая степень достоверности жития Иккю, а она обросла слухами и анекдотами вплоть до затирания реального человека мифологическим персонажем, это именно анализ не только реальной личности, но и представлений о ней, поскольку этот персонаж стал знаковым и хрестоматийным в японской культуре, вобрав в себя и чужие образы.
Штейнеру удалось очень внятно сказать и о культурных аспектах тех или иных направлений, и о дзэн, и о поэзии. Что не так просто, благо нам дают некоторое представление о многослойности, полноте переливающимися смыслами стихах. После прочтения этой работы, я как-то вдруг раскрыл одну книгу со стихами Басё, что стояла на полке, пробежал глазами прямолинейный одномерный перевод и тут же закрыл. Теперь никогда уже не буду так доверчив.
Е.С.Штейнер
Иккю Содзюн. Творческая личность в контексте средневековой культуры
7/5/10
★★★★✩
Комментариев нет:
Отправить комментарий