вторник, 17 октября 2017 г.

Книга. Совсем не сахар

О Сорокине я узнал в 90-е годы из очень модного журнала для обеспеченной молодежи "ОМ". Среди обильной рекламы хватало интереснейших культурных артефактов, чтобы даже у необеспеченной молодежи закружилась голова. Собственно, оттуда пришло довольно много имен, которые формировали культурный ландшафт мира и пространство в моей голове. Это была очень важная штука в эпоху с ядерным оружием, но без интернета.

Имена находились случайно и почти так же случайно находились книги в те времена. Кажется, первым мне удалось достать аккуратный томик "Нормы", незадолго до того, как общественность накрыла волна сорокинской популярности, ну, или наоборот, волна накрыла Сорокина. В нашем провинциальном полумиллионном Луганске таких книг не продавали, а знали эту фамилию примерно столько же, сколько знало Пелевина. Ну может, сотня-другая читателей.

Именно благодаря Владимиру Сорокину я увидел, что текст состоит из слов и букв и перестал его наивно и романтично воспринимать как нечто целостное, выросшее как живое существо, данное вдохновением в своей неизменности. Книг его я со временем скупил с лихвой, что-то мне нравилось больше, что-то меньше. Многое казалось смешным и эффектным. 

Способность Владимира Сорокина обращать любые смыслы в говно известны. С точки зрения формы он создает максимально более точную копию некоего стиля и потом его разрушает до основанья путем подмены значений. Доставалось, преимущественно, советской литературе и советским смыслам. Другое дело, что построив таким образом энное количество произведений, автор и сам, видимо, устал от однообразия. Первая попытка снять проклятие, отказавшись от наработанных приемов, оказалась неудачной. "Лед" был совсем блеклым, холодным, безжизненным и не мог вызвать более живого отклика, чем равнодушие. 
А вот "День опричника" получился куда энергичнее, эффектнее, злее и привлек внимание, хотя многое и ранее проговаривалось писателем в тех или иных произведениях. Но не отговорившись всласть в этом романе, или из финансового интереса, Сорокин наваял еще одну работу на ту же тему и в тех же декорациях. 
Работа получилась вторичная, дополняющая "День опричника", но, как мне кажется, никак его не развивающая. Нелепая Русь, неуклюжая, глуповатая, неумелая, отсталая. Закуклившаяся в своей параноидальной архаике между прекрасным Западом и блистательным Востоком. Пошлая, жестокая, вороватая и похотливая. Но здесь этот пародист высокого полета мельчит.
"Мелькает-перекатывается в дыму табачном какой-то Пургенян, как говорят, известный надуватель щек и испускатель ветров государственных, бьют друг друга воблой по лбу двое дутиков, Зюга и Жиря, шелестит картами краплеными отставной околоточный Грызло, цедят квасок с газом цирковые: штангист Медведко и фокусник Пу И Тин, хохочет утробно круглый дворник Лужковец, грустно кивает головою лотошник Гришка Вец, над своим морковным соком склоняясь..." 
Подобные строки может смотрелись бы у Шендеровича или иного политбойца со слабостью к художественному творчеству, но, признаться, для крупной литературной фигуры это как-то жидко, просто какой-то нырок в боевую сортирную публицистику. То ли это подросток, вдруг решивший писать "под Сорокина", то ли сам Сорокин щедро разведенный с водой.

Я уже давно остыл и торгую сорокиными на виртуальных книжных рынках.
Может, просто утомило однообразие. А может, раздражает его физиологичность, его страсть к  низведению жизни к спариванию, испражнению и питанию. То, что в его мире нет ничего доброго, только движение животных страстей и те при минус 30. Сейчас мне Владимир Сорокин почему-то представляется эдаким радужным красивым паразитом, переливчатым слизнем запустившим щупальца в организм жертвы и меняющий свой цвет будто хамелеон.

А по прочтению "Сахарного Кремля" чудится мне, что при своем очевидном литературном мастерстве, и пошловат, и скучноват этот холодный человек Сорокин.

Владимир Сорокин
Сахарный Кремль
6/10

★★★✩✩

kindle-version

Комментариев нет:

Отправить комментарий