Тамерлан был игроком, но он играл в шахматы, а не в кости. Он был готов рисковать всем, но в затевавшейся партии полагался только на свой ум, а не на случай.
Жизнеописание Тамерлана из под пера Ру вышло какое-то очень сумбурное и приблизительное. Вот кусочек отсюда, вон отсюда, а здесь мы брать ничего не станем. Кое-где речь автора становится излишне выразительной, а описание событий излишне пунктирным - прежде всего, это касается описания битв и войн. Их как таковых и нет, что для биографии великого завоевателя очень странно.
Состоялся пир, на котором подавались вина: мазандеранское белое, ширазское красное, хорасанское жемчужно-серое; пили и водку, чистую и прозрачную, как горный ручей. Недостатка в дамах вельможных, как и самых легкомысленных, на празднике не было.
Есть любопытные детали, но в целом рассказ настолько вдумчивый, что от него становится скучно. Ну вот сколько нужно посвятить места архитектуре в истории Тимура, неужели десятки страниц? Вот автору интересна архитектура и он посвящает ей десятки страниц. Это в истории Тимурленга, да. Сам его образ будто все время не в фокусе, уплывает куда-то за кадр, события сами чередуются, а он где-то в стороне их только понукает.
Странно, но Тимур не занимает почетного места; оно досталось его духовному учителю Саиду Бараке, старцу, умершему на Кавказе, куда он прибыл к нему, чтобы попытаться утешить. Тамерлан попросил, чтобы его положили у ног этого человека, дабы тот заступился за него на Страшном суде.
И все равно, с трудом преодолевая строчки, я не мог конкретизировать в достаточной мере свои претензии к тексту. Ответ на то, отчего же мне так не понравилась книга, нашелся в послесловии издателя.
"Что же касается книги Жан-Поля Ру, то это биография, изложенная ученым с блестяще выраженным поэтическим даром. Французский востоковед, взявшийся за биографию Тимура, писал ее от всей души, опираясь на знания, приобретенные в Сорбонне. Он показал того Тимура, который соответствует его восприятию, его душевному настрою и его историческому впечатлению от этой личности после преломления в исключительно собственном воображении.
Ум и знания Жан-Поля Ру стремятся к объективному изложению истории, стараясь вести его по дороге исторической объективности, но душа, которая водит его пером, постоянно склоняется к восхитительно поэтической оценке в общем-то страшных событий, связанных с деяниями Тимуpa. При этом автора нельзя обвинить в искажении фактов, — они изложены четко с точки зрения хронологии и событийности.
Книга французского ученого основана не только и не столько на восточных источниках, но в первую очередь на их западных переводах и интерпретациях.
Да, да, да. Поэт любуется, то с одной стороны зайдет, то с другой. Рассматривает нос и поет о нем, задумается, поглядит на тучку и снова пару строф набросает. Вот и портрет - нос и туча. И все из западных чистых как кристалл источников.
Ум и знания Жан-Поля Ру стремятся к объективному изложению истории, стараясь вести его по дороге исторической объективности, но душа, которая водит его пером, постоянно склоняется к восхитительно поэтической оценке в общем-то страшных событий, связанных с деяниями Тимуpa. При этом автора нельзя обвинить в искажении фактов, — они изложены четко с точки зрения хронологии и событийности.
Книга французского ученого основана не только и не столько на восточных источниках, но в первую очередь на их западных переводах и интерпретациях.
Да, да, да. Поэт любуется, то с одной стороны зайдет, то с другой. Рассматривает нос и поет о нем, задумается, поглядит на тучку и снова пару строф набросает. Вот и портрет - нос и туча. И все из западных чистых как кристалл источников.
Жан-Поль Ру
Тамерлан
6-6,5/10
★★★✩✩
kindle-version
Комментариев нет:
Отправить комментарий