"20 мая 1919 г. мы сами были свидетелями того, как красноармейцы отряда
стреляли на улицах с. Рыбушка в разные птицы".
Так, так, так, что у нас тут?
Крестьянин голодал почти всегда ибо земля на Руси неплодородна и ее мало. После освобождения 1861, передачи земли в общины, решения о разделе земли по головам, крестьяне начинают ударно плодиться, в результате земли по-прежнему не хватает. Хлеб - основная статья экспорта, хлеб на продажу собирают только крупные землевладения, оснащенные техническими средствами и материальными ресурсами, весь он идет за рубеж. Основная масса крестьян собирает слишком мало, почти не продает. Голод случается тот там, то здесь ежегодно, а иногда и везде. Общины категорически против продажи земли и ее владения помещиками, кулаками, срубниками и хуторянами. Столыпинская реформа даже в случае успеха создала бы небольшую прослойку успешных латифундистов, но разорила бы всех остальных, а поглотить этих остальных города не могли по причине слабости промышленности. Соответственно, проблема есть, а хорошего решения нет.
А тут еще и война подоспела, революция, новая революция, а там и новая война.
А тут еще и война подоспела, революция, новая революция, а там и новая война.
Крестьяне изо всех сил стремятся не платить налоги, не идти в армию и вообще "оставьте нас в покое", до других им дела нет. Города все больше страдают от голода, и не могут дать достаточно промтоваров для крестьян. Тупик. Почти, потому что хлеб можно отбирать.
Продразверстку попытались ввести еще при царе, не вышло. Временное правительство тоже не совладало с селом. Красные сумели, но какой ценой?
Дурное колесо кармы, из которого выскочить может только просветленный, катится по полям Советской России, и у каждого следствия есть причины, и никак не вырваться из колеи, не сделать блага так, чтобы кому-то не сотворить зла.
Продразверстку попытались ввести еще при царе, не вышло. Временное правительство тоже не совладало с селом. Красные сумели, но какой ценой?
Дурное колесо кармы, из которого выскочить может только просветленный, катится по полям Советской России, и у каждого следствия есть причины, и никак не вырваться из колеи, не сделать блага так, чтобы кому-то не сотворить зла.
Во власть легко попадают преступники и дураки, наивные идеалисты и жестокосердные мерзавцы. И потому на низовом уровне творится беспредел, с которым верховная власть не может справиться. Ответственные лица развлекаются во всю мочь - порки, мордобой и прочее насилие, отъем всего интересненького и расстрелы. А других у нас для вас нет, каких страна вырастила, такие и строят дивный новый мир на местах.
Диалог из "Чапаева" про коммунистов и большевиков, вполне реалистичен для тех времен - в головах у людей каша, а в руке наган.
"В начале 1919 года старый большевик А. Ивенин писал из Саранского уезда Пензенской губернии наркому внутренних дел Петровскому:
«Население настроено против Советов. Втихомолку ждут переворота. Повинны в этом всецело местные уездные власти, произвол которых в управлении не знает границ и очень часто превосходит в своей разнузданности само дикое из того, чем мы вспоминаем проклятый царизм. При взимании чрезвычайного налога применяют пытки мрачного средневековья. Крик „расстреляю“ раздается гораздо чаще, чем при крепостном праве раздавался крик „запорю“. В некоторых деревнях так называемые коммунистические ячейки облагают отдельные дома обедами и потом берут с хозяев контрибуцию за недостаточно вкусно изготовленный обед. Никакие возражения со стороны граждан не допускаются, и в особенности не любят здесь ссылок на декреты… Раскладка налогов, производство реквизиций и конфискаций совершаются вне каких бы то ни было соображений целесообразности с точки зрения осуществляемых центральной властью социальных идеалов. Производят же все это люди, до революции известные местному населению с самых дурных сторон, люди зачастую с уголовным прошлым… недовольство народа местными властями все увеличивается и весной может вылиться в самые бурные формы"
Впрочем, у нас и сейчас в политике - те же людишки.
Впрочем, у нас и сейчас в политике - те же людишки.
Все, вроде бы, понятно, но остаются вопросы, которые автор не рассматривает или рассматривает однобоко, да и отдельные заявления вызывают новые вопросы.
А почему бы большевикам сразу не ввести продналог, вместо продразверстки? Неубедительны прогнозы о обязательной неудаче Учредительного собрания и претензии к эсерам и их программе. Из чего следует, что Сталин вдруг сразу сходу становится "вторым лицом" в большевистском правительстве? Не слишком ли много внимания Кара-Мурзе, который тот еще историк?
Но так или иначе, а Прудниковой все видится в действиях большевиков необычайно правильным и мудрым, никаких отклонений от линии партии даже предположить нельзя. Вот так пришли и безо всякого опыта принялись безошибочно штамповать указ за указом. Альтернативные варианты едва ли не окарикатуриваются. Центральная власть всегда не виновата, дело всегда в эксцессе исполнителя. А Петроград не понимал последствий своих решений? Вот автор хвалит красных за гибкую политику и тут же оказывается, что она не очень работает, поэтому результат дают только суровые меры. Так за что хвалите?
Книга интересна тем, что содержит множество выдержек из документов того времени, вполне красноречиво характеризующих время - кровавое, жестокое, безнадежное.
В то же время, она сделана весьма предвзятым человеком, с непомерными симпатиями к РСДРП(б), что приводит к передергиваниям, додумкам, неочевидным выводам, и делает многое из сказанного сомнительным. Написана она несколько неряшливо, и кажется рыхлой. Страсть автора к многоточиям, которые в великом множестве испещряют страницы, вызывает недоумение, а горячность и разболтанный слог маркируют ее как весьма далекую как от научности, так и от простого мастерства словосложения.
Е.А.ПрудниковаБитва за хлеб. От продразверстки до коллективизации
6-6,5/10★★★✩✩
kindle-version
★★★✩✩
kindle-version
"Если не заниматься заламыванием рук над покоящейся на мягком диване пятой точкой, а посмотреть на ситуацию, как она есть, то что мы видим? Самую простую вещь. Местные комячейки, поддержанные уездным комитетом, утверждают, что вопрос стоял так: «мы или они». Судя по контингенту расстрелянных – уголовникам, колчаковцам, офицерам, сельской интеллигенции – речь шла не о несданной продразверстке, но о вещах посерьезнее. Скорее всего, о разборке между комячейками и вот-вот готовой сформироваться бандой или же о решении общества – выступить против красной власти (что, в общем-то, тоже означало формирование банды). Дата очень характерная – осень 1920 года, время подготовки Западно-Сибирского восстания, волостной актив которого, скорее всего, и «зачистили» местные коммунисты. На другой чаше весов лежали, кроме жертв, которые понесла бы деревня в случае присоединения к восстанию, собственные жизни коммунистов и их семей, поскольку бандиты и бабам с детишками спуску не давали, да еще как убивали-то! Что прикажете делать? Сообщить в ЧК и ждать отряд ЧОН? Как раз и поспеют, чтобы прибрать трупы."
Вот типичный пример умозрительных рассуждений автора. "Судя по контингенту расстрелянных, все они были страшными злодеями и затевали неимоверное зло". Особенно сельская интеллигенция тут к месту. Раз расстреляли, значит было за что, дескать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий