У Мебиуса выдалась непростая творческая судьба в английском языковом пространстве. В Штатах его издавали редко, неполно, иногда издавали похабно, в виде мелкокалиберных дешевых изданий.
По сути серьезными можно назвать только серии в мягких обложках от "Epic/Marvel" и те же работы в твердом переплете с автографами автора от "Graffiti Designe", которые уже и в продаже почти не встретить. А затем долгие десятки лет фанаты перепродавали друг другу втридорога старые издания. Европейцы, впрочем, выпустили целый ряд комиксов на английском самых разных форматов и цен, но были среди них только совместные прожекты Мебиуса&Ходоровского - "Инкал", "Глаза кота", "Сердце безумицы" и "Когти ангела". И вот нежданно-негаданно не так давно американцы из "Dark Horse" каким-то образом сумели приобрести права и напечатали изрядно и вдоволь томов "Эдемского цикла" и "Внутри Мебиуса".
По сути серьезными можно назвать только серии в мягких обложках от "Epic/Marvel" и те же работы в твердом переплете с автографами автора от "Graffiti Designe", которые уже и в продаже почти не встретить. А затем долгие десятки лет фанаты перепродавали друг другу втридорога старые издания. Европейцы, впрочем, выпустили целый ряд комиксов на английском самых разных форматов и цен, но были среди них только совместные прожекты Мебиуса&Ходоровского - "Инкал", "Глаза кота", "Сердце безумицы" и "Когти ангела". И вот нежданно-негаданно не так давно американцы из "Dark Horse" каким-то образом сумели приобрести права и напечатали изрядно и вдоволь томов "Эдемского цикла" и "Внутри Мебиуса".
Я с райскими книгами Жана Жиро отчасти познакомился лет пять назад, благо у меня есть несколько его работ из этой серии в мягком переплете.
Начинаясь как небольшая реклама для концерна "Ситроен", история выросла в длинный цикл, растянувшийся на много лет - с начала 80-х и до начала 0-х.
Стартует все с того, что два приятеля-ремонтника Stel и Atan волей случая оказываются на незнакомой планете, лишенные своего космического корабля и представления об окружающем мире. Они обнаруживают таинственную пирамиду, которая должна перенести их и множество других разумных существ на некую таинственную планету Edena, ну то есть Эдем. Попав в чудесный цветущий Эдем, они претерпевают трансформацию, поскольку ранее, зажатые нормами и правилами, они были лишены не просто возможности дышать чистым воздухом, есть органическую пищу, но и пола. Оба преображаются, теряют свою андрогинность, Атан становится Атаной, Стэл приобретает мужественность и они разлучаются. Поиски друг друга сталкивают их с демиургом Бургом и его антагонистом зловещим Паттернусом. Оба героя знакомятся со своеобразной местной цивилизацией, каждый представитель которой всегда затянут в комбинезон, увенчанный маской. Почти лишенные индивидуальности и удовольствий, они служат Паттернусу, который и выступает главным злодеем серии. Вот такие дела.
История изложенная в первых двух частях - "Под звездами" и "Сады Эдема", сюжетно весьма и весьма незамысловата, рисунок хотя и не лишен местами изящества, едва ли потрясет в наше время. Впрочем, Жиро сам признает, что стремился рисовать попроще.
А вот дальше рассказ несколько усложняется. В "Богине", "Stel", "SRA" Мебиус активно мешает в варево нарратива специи подсознания и сюрреализма, так что чем дальше, тем все сильнее меняется графика, а формы сюжета начинают сходить с ума.
Последняя часть уже скачет исключительно за гранью реальности, стилистика ближе к "Герметическому Гаражу", хотя и кажется более неряшливой и ядовито-яркой. Весьма аккуратные сновидческие вкрапления сменяются галлюциногенными трипами.
Еще кажется, что почти все персонажи художника всегда пребывают немножко в игровой ситуации, немножко комичной или немножко нелепой, может быть, поэтому у большинства героев такие немножко детские невинные лица.
Подтекст в общем-то, показался мне лишенным глубины. Наша цивилизация лишает нас нашего "Я" и загоняет в строгие рамки бездушных принципов и норм. Мы должны вернуться к естественности, очистить свой разум от шаблонов и догм etc.
Придется, конечно, сделать скидку на мой puur englicsh, не давший мне возможности понимать нюансы и вчитаться в комментарий художника.
Графика во всех частях разнится, последние Мёбиус рисовал и красил на планшете, что заметно.
Издательство не поленилось и выпустило дополнительный том, посвященный тем же героям, в котором оказалось несколько небольших коротеньких историй, местами просто превосходных, набор отдельных иллюстраций, в том числе из портфолио - "Мистическое Монтрё", "Увидеть Неаполь", "Путешествие Гермеса", а также обширных комментариев.
Обе книжки сделаны очень добротно, такие крепкие тяжеловесные штуки, подходящие для украшения жилища. Не шедевр, но в руках подержать очень приятно.
Moebius Library: The World Of Edena HC 2016
Moebius Library: The Art Of Edena HC 2018
Dark Horse
7-7,5
★★★★✩
Заметим, что в 80-е планету на английском называли Aedena, а нынче Edena. Вот они - гримасы капитализма.
Издания в мягкой обложке.
Комментариев нет:
Отправить комментарий