Ох, какой же специальный дядечка был Лев Гумилев. Ох, какой специальный...
Получить из этого исследования какую-то внятную картинку можно, наверное, только обладая фотографической памятью и любовью к автору. Перед нами дикая мешанина из событий, персонажей, дат, комментариев, пояснений, географических объектов - но История здесь будто не имеет никакой структуры, а просто валится из дырявого мешка Небес. Это "поток сознания" только не в художественной, а в исторической плоскости, где только апломб автора скрепляет текст вместе.
Единственная строгая вещь - милые сердцу автора кочевники всегда позитивны - их поведение всегда оправдано, сколько бы они не резали глоток. Цивилизованные китайцы - всегда нехороши. Нехороши и буддисты. С религией у Гумилева, кажется, вообще сложные отношения и он пишет всякую дичь о даосизме, буддизме, конфуцианстве. Так, например, гадают у него только даосы - конфуцианская "Книга перемен" тебе в дышло, товарищ Гумилев!
Получить из этого исследования какую-то внятную картинку можно, наверное, только обладая фотографической памятью и любовью к автору. Перед нами дикая мешанина из событий, персонажей, дат, комментариев, пояснений, географических объектов - но История здесь будто не имеет никакой структуры, а просто валится из дырявого мешка Небес. Это "поток сознания" только не в художественной, а в исторической плоскости, где только апломб автора скрепляет текст вместе.
Единственная строгая вещь - милые сердцу автора кочевники всегда позитивны - их поведение всегда оправдано, сколько бы они не резали глоток. Цивилизованные китайцы - всегда нехороши. Нехороши и буддисты. С религией у Гумилева, кажется, вообще сложные отношения и он пишет всякую дичь о даосизме, буддизме, конфуцианстве. Так, например, гадают у него только даосы - конфуцианская "Книга перемен" тебе в дышло, товарищ Гумилев!
Читать такое тяжко и скучно. Да и ни к чему, пожалуй.
P.S. Полгода прошло и уже ничего о книге не помню. Хорошая книга.
Л.Н.ГумилевХунны в Китае
5,5/10★✩✩✩✩
А вот вместо хуннов перед нами тюрки, а только Гумилев все тот же и будто та же книга перед глазами.
Вот случайный фрагмент:
И это та же мешанина фактов, легенд, летописей, преданий. Гумилев будто бы не умеет отделять малое от великого, важное от мелкого, истинное от баек. Он приводит множество мелких вторичных деталей, и это бесконечный поток, в котором не за что зацепиться взглядом. Будто перед нами сочинения древности, когда авторы еще плохо умели структурировать текст.
Вот случайный фрагмент:
"На новом месте телеуты попытались создать свое государство. Для этого они разделили народ на две половины: северный правитель Афучжило принял титул «Великий император», а южный — титул «Наследный государь»{24}. Как они сами называли свое государство — неизвестно, но китайцы называли его Гаогюй, что в переводе значит «высокая телега». Под этим наименованием оно и, вошло в историю.
В политическом отношении Гаогюй держалось китайской ориентации, рассчитывая получить шелк на одежды, но этот шелк не пошел ему на пользу. В 494 г. эфталиты расправились с Ираном и, обеспечив себе тыл, повернули на север. Южная часть Гаогюйской державы была молниеносно разбита, «Наследный государь» убит, его семья взята в плен, а народ разбежался: часть подчинилась жужаням, часть ушла в китайские владения. В следующем, 496 г. так же быстро была завоевана и северная держава. Эфталиты выбрали из числа пленных князя Мивоту и поставили его над оставшимися телеутами. Итак, Гаогюй превратилось в вассала эфталитов, врага жужаней и союзника китайцев, которые заплатили ему за союз 60 кусков шелковых тканей{25}. Видимо, в это время (497 г.) эфталиты захватили Карашар, а правитель княжества Гаочан в Турфанском оазисе, китаец Жу, просил китайское правительство принять и перевезти на китайские земли его подданных. Вокруг Жужани замыкался стальной круг. Но гаочанцы не захотели бросать насиженного места и, убив своего правителя, присоединились к Жужани. Это несколько разрядило экономическую напряженность, так как земледельческий Гаочан мог снабжать Жужань хлебом, плодами и тканями; но это же усилило политическое напряжение, так как раздражило китайского императора Сюань-у-ди. На просьбу хана Футу о мире император заявил, что он единственно потому не имеет видов на север, что занят покорением Южного Китая, а вообще считает Футу и жужаней мятежными подданными{26}. Тем временем в Гаочане китаефилы восторжествовали и союз с Жужанью был расторгнут (500 г.){27}.
Для поддержки китайских интересов в Западном крае туда был направлен трехтысячный отряд регулярных войск под командованием Мын Вэя. Базируясь в Хами, он стеснил жужаней. Новое посольство Футу в Китай осталось без ответа. Против жужаней были подняты телеуты, которые должны были оплатить кровью свои 60 кусков шелка. При оз. Пулэй Мивоту разбил жужаней. Те бежали на юг, но в горах Бэйшаня встретили китайские отряды Мын Вэя. В панике бросившись обратно, жужани натолкнулись на телеутов и были снова разбиты (508 г.). В резне погиб злополучный хан Футу. Мивоту отправил его скальп Мын Вэю. За это ему были присланы дары: полный набор музыкальных инструментов, 80 музыкантов, 10 кусков пунцовых и 60 кусков разноцветных шелковых тканей."
- Заметим и странные "чтобы создать свое государство - для этого разделили народ на две половины" и "держались китайской ориентации, чтобы получить шелк". Опять его пунктик с шелком, который в руках/голове Гумилева превращается во что-то среднее между Святым Граалем, абсолютным товаром, главной валютой мира и ответом на все вопросы.
"Полной самостоятельностью Гаочан не пользовался, последовательно подчиняясь жужаням, гаогюйцам, и, наконец, в 590 г. был завоеван тюркютами. Однако это завоевание не означало прекращения местной династии. Тюркюты лишь заставили гаочанцев принять в знак покорности тюркютские обычаи и одежду."
- Поскольку Гумилев симпатизирует тюркам, завоевание это "всего лишь" незначительное лишение народа его обычаев и одежд.
В политическом отношении Гаогюй держалось китайской ориентации, рассчитывая получить шелк на одежды, но этот шелк не пошел ему на пользу. В 494 г. эфталиты расправились с Ираном и, обеспечив себе тыл, повернули на север. Южная часть Гаогюйской державы была молниеносно разбита, «Наследный государь» убит, его семья взята в плен, а народ разбежался: часть подчинилась жужаням, часть ушла в китайские владения. В следующем, 496 г. так же быстро была завоевана и северная держава. Эфталиты выбрали из числа пленных князя Мивоту и поставили его над оставшимися телеутами. Итак, Гаогюй превратилось в вассала эфталитов, врага жужаней и союзника китайцев, которые заплатили ему за союз 60 кусков шелковых тканей{25}. Видимо, в это время (497 г.) эфталиты захватили Карашар, а правитель княжества Гаочан в Турфанском оазисе, китаец Жу, просил китайское правительство принять и перевезти на китайские земли его подданных. Вокруг Жужани замыкался стальной круг. Но гаочанцы не захотели бросать насиженного места и, убив своего правителя, присоединились к Жужани. Это несколько разрядило экономическую напряженность, так как земледельческий Гаочан мог снабжать Жужань хлебом, плодами и тканями; но это же усилило политическое напряжение, так как раздражило китайского императора Сюань-у-ди. На просьбу хана Футу о мире император заявил, что он единственно потому не имеет видов на север, что занят покорением Южного Китая, а вообще считает Футу и жужаней мятежными подданными{26}. Тем временем в Гаочане китаефилы восторжествовали и союз с Жужанью был расторгнут (500 г.){27}.
Для поддержки китайских интересов в Западном крае туда был направлен трехтысячный отряд регулярных войск под командованием Мын Вэя. Базируясь в Хами, он стеснил жужаней. Новое посольство Футу в Китай осталось без ответа. Против жужаней были подняты телеуты, которые должны были оплатить кровью свои 60 кусков шелка. При оз. Пулэй Мивоту разбил жужаней. Те бежали на юг, но в горах Бэйшаня встретили китайские отряды Мын Вэя. В панике бросившись обратно, жужани натолкнулись на телеутов и были снова разбиты (508 г.). В резне погиб злополучный хан Футу. Мивоту отправил его скальп Мын Вэю. За это ему были присланы дары: полный набор музыкальных инструментов, 80 музыкантов, 10 кусков пунцовых и 60 кусков разноцветных шелковых тканей."
- Заметим и странные "чтобы создать свое государство - для этого разделили народ на две половины" и "держались китайской ориентации, чтобы получить шелк". Опять его пунктик с шелком, который в руках/голове Гумилева превращается во что-то среднее между Святым Граалем, абсолютным товаром, главной валютой мира и ответом на все вопросы.
"Полной самостоятельностью Гаочан не пользовался, последовательно подчиняясь жужаням, гаогюйцам, и, наконец, в 590 г. был завоеван тюркютами. Однако это завоевание не означало прекращения местной династии. Тюркюты лишь заставили гаочанцев принять в знак покорности тюркютские обычаи и одежду."
- Поскольку Гумилев симпатизирует тюркам, завоевание это "всего лишь" незначительное лишение народа его обычаев и одежд.
Снова странности с восприятием религии. Почему-то заявляет, что "культ предков" - это достояние вельмож, а не народа. А "Учение махаянистов... заключалось в абсолютном безделье - "неделании". Сколько еще подобного бреда здесь можно накопать!? Сводить буддийское "недеяние" к "безделью" может только очень малограмотный в вопросах буддизма человек.
Хотя на обложке тут громко написано про "теорию Гумилева", но это еще советский Гумилев и никакой теории струны тут нет, все еще развивается по спирали.
Как ни смешно, кто-то из читателей хвалит "прекрасный язык", ну да это язык обывателя, публицистики, а не научной работы.
Как ни смешно, кто-то из читателей хвалит "прекрасный язык", ну да это язык обывателя, публицистики, а не научной работы.
Лев Гумилев
Древние тюрки
5,5-6/10
★✩✩✩✩
Обе книги - какое-то бесконечное перечисление событий и зачастую сомнительные выводы к ним. В голове не остается ничего.
Комментариев нет:
Отправить комментарий