воскресенье, 25 октября 2020 г.

Картинки. Мурый Лавкрафт


Один молодой журналист в расстроенных чувствах после смерти любовника отправляется в путешествие по Америке, сталкиваясь с пугающим кошмаром, выплеснувшимся в пределы реальности из небытия или только привидевшимся ему, причем эти грезы все сильнее сотрясают его разум. Но что есть мир, если не его разум и его греза? Ну или греза Говарда Филлипса Лавкрафта.
Эта работа Мура - попытка вычленить из текстов Лавкрафта подспудное, подсознательное, и на их основе создать свою собственную историю уже как смесь из этого подсознательного, но выведенного в качестве реального, из того, что Лавкрафт, собственно, рассказывал и из того, что мы как нашу реальность представляем.

То есть в этом сплетении один пласт - это взгляд со стороны на рассказы Лавкрафта, где в центре внимания подобный его героям рефлексирующий нервический интеллигент, ведущий дневник, и это попытка толкования. Все переплетается - подсознание, страхи и желания, реальность - версальский договор и сухой закон, права женщин, коммунисты, личность Лавкрафта и чудовища. 

Собственно, многое проговаривалось еще в биографии Спрэга Де Кампа - а почему бы не заподозрить в гомосексуальных наклонностях Лавкрафта, коли он с женой как-то неудачно и недолго жил, и в его книгах слишком много мужчин и мало женщин, и отдельные его образы можно трактовать ой-ой-ой как? Другое дело, что все это весьма шатко и никаких реальных фактов и намеков никому никогда не найти. Благо Лавкрафт писал много, и уж если из его личных записей ничего не выплыло, так и, казалось бы, нечего голову морочить.
Другой мотив - в его чудовищах видится неприязнь к эмигрантам, и тут уже есть почва для подобной трактовки. Какое-то время Говард был немножечко расистом, хотя вроде бы потом преодолел эту болезнь, по Кампу же.


Сам главный герой внешне больше напоминает не Говарда Филлипса, а Кларка Кента, только голубоватого. Он продирается через мифы Лавкрафта к неведомой цели и цель эта не его.
Как обычно у Мура - перед нами мешанина из комикса и литературы, дневниковых записей и выдуманных книг.
Рисунок откровенно слабоват. Все решено в приглушенной коричневой блеклой гамме. Панели - стерильные строгие прямоугольники. Вероятно, такой задумка и была.
Любопытная работа, но, вероятно, без знания первоисточника, ценности не имеет. А тот факт, что это последняя часть трилогии, а первые две вот только издали год спустя, смущает еще сильнее.

Алан Мур, Джейсен Берроуз
Провиденс
6,5-7/10

★★★★✩
ГФЛ сейчас, увы - попсовый мейнстрим, и даже вот сериалы глупые выпускает Нетфликс, тоже вычленяя из Лавкрафта расовые предрассудки, но куда боле вульгарно, а вокруг имени писателя кипят баталии политкорректов с претензиями, вооруженных требованиями вычеркнуть его из истории.

Комментариев нет:

Отправить комментарий