Я прочитал почти весь цикл о Ведьмаке давно-давно, но только почти, сломался на последней части, не одолел. А недавно собрал всю волю и накопил все силы, и взял, и превозмог, потому что нужно же было заесть мерзкий привкус глупого нового сериала.
Ранние работы - это во-многом иронические инвективы в адрес сказок - от переиначивания сюжетов, до переосмысления "героев" вроде сапожника или свинопаса, от рассуждений персонажей сказок о сказках, до лексических игр в виде встраивания в архаичную среду современных речевых шаблонов типа "несчастный случай на производстве".
Вот пьяный гном плетет про найденную чашу, и знающий человек понимает, что это такой смешной намек на чашу Грааля. Вот персонажи снова и снова обсуждают и деконструируют мифы и страхи. А вот аллюзии на вторую мировую, а Нильфгаард - это вам и турки и нацисты в одном флаконе, а вот "самый подлый в истории" сговор по разделу державы - намек ясен, СССР и Германия, правда в реальности СССР не делил союзника, с Польшей были очень поганые отношения, так что пан, идите лесом.
Секс, грубость, подколки, грубый секс и сексуальный подколки, цитаты, все это кажется постмодернисткой игрой, попыткой отстраниться от надоевшего классического фэнтези, чтобы поиграть с ним в прятки.
Однако играя с мифологическими структурами, препарируя сказки, автор создает свою собственную, что вызывает некоторый диссонанс. В самом деле, довольно трудно часто и густо острить на тему любви и секса с одной стороны, с другой вполне себе всерьез кроить любовные мелодрамы, пафосно закатывать глазки и множить многоточия. То есть автору-то не трудно, а вот читать неловко. Перебор с сантиментами сопровождает героев постоянно, но сентиментальность местами переходит в мелодраму, ирония в кривляние, а то и в пошлость.
Но наигравшись в первых книгах, от чудищ Сапковский переходит к людям, которые как бы еще хуже. Интриги, измены, шпионаж, войны, убийства, резня, предательства. И тут это сочетание хаханек и безжалостной кровожадности кажется еще более противоречивым. Вот нам демонстрируют вампира, который как бы алкоголик (вы же знаете, что кровь людская вампирам не как пища, а чтобы надраться? ха-ха-ха), и параллельно демонстрируют распотрошенных женщин. Нет, далеко не всегда ему удается гармонично вписать свое хихиканье и стеб в картину мира.
История мутирует от частных похождений ловкого охотника на монстров до всеохватных эпических битв и пути побитого жизнью Спасителя, и вот где-то на середине пути автор выдыхается, хотя и пытается менять манеру речи. Чем дальше тем больше ведьмак теряется и местами ведет себя дуб-дубом и дурак-дураком. Появляются необязательные ситуации и чудесные спасения, злодеи в нужный момент, как положено, детально раскрывают свои злодейские замыслы, Сапковский уже гонит строку на автомате, вот уже бредет по полям целая команда, как на подбор, хоть сейчас в MMORPG, а шуточки и отсылки уже совсем не радуют, а раздражают.
История мутирует от частных похождений ловкого охотника на монстров до всеохватных эпических битв и пути побитого жизнью Спасителя, и вот где-то на середине пути автор выдыхается, хотя и пытается менять манеру речи. Чем дальше тем больше ведьмак теряется и местами ведет себя дуб-дубом и дурак-дураком. Появляются необязательные ситуации и чудесные спасения, злодеи в нужный момент, как положено, детально раскрывают свои злодейские замыслы, Сапковский уже гонит строку на автомате, вот уже бредет по полям целая команда, как на подбор, хоть сейчас в MMORPG, а шуточки и отсылки уже совсем не радуют, а раздражают.
Речь Сапковский часто выстраивает пышную, многословную, с завитушками - архаизмы, латынь, казенный волапюк, маньеризм. Иногда это забавляет, со временем надоедает.
Вся эта история часто кажется застрявшей на шпагате между постмодернистким стебом, деконструкцией "классического" фентези и новым "реалистическим" фэнтези Мартина и Аберкромби. Это одновременно и фэнтези и пародия на фэнтези.
Цикл иногда забавный, иногда симпатичный, Но вот восторга и повода говорить с придыханием не возникло. Как итог, всей композиции не хватает цельности, она утомляет, как не достигшее гармонии переплетение разносторонних противоречивых желаний и потенций, но в качестве развлечения вполне годная к использованию. Особенно, если не читать все сразу.
Анджей Сапковский
Ведьмак (сборник)
6,5-7
Кстати, почему Геральт не верит в богов, при всей эффективности магии? Магия - это же нечто мистическое, она не объясняется здесь механизмами природы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий