| "Ну и рожа у тебя Шарапов" Место встречи изменить нельзя
"Какая отвратительная рожа!" Джентльмены удачи
Уж не знаю, что дала эта книга науке, но имя у нее громкое, слава широкая. И да, якобы благодаря ей появились вот такие, как есть, "Звездные войны". Ходила такая байка и об этом принято было вставить пару строк при удобном случае. Собственно, наверное, отсюда и широкая известность. Кабы Лукас обронил когда-то, что сагу свою создал только благодаря "Орфографии малого русского языка для добрых школьников Заполярья 5 класса прочности", быть бы орфографии культовой вещью.
|
Я долго сдерживался, но, когда даже несмышлёный в этих делах знакомый-программист ее взял и прочитал, тут уж я не удержался ибо негоже нам держаться позади каких-то там программистов.
Вроде бы, автор "использовал в книге теории Фрейда, Юнга, Арнольда Ван Геннепа, а также исследования этнографов Джеймса Джорджа Фрэзера и Франца Боаса и психолога Отто Ранка" и сообразил, что "Большинство мифов имеют общую сюжетную структуру — путешествие архетипического героя, мономиф", и в рамках этой структуры любой герой проходит одни и те же этапы/испытания. И вот Кэмпбелл в своем "Тысячеликом герое" ака "Герое с тысячей лиц" данную теорию толкует и иллюстрирует.
Книга производит странное впечатление. Перед нами анализ мифов не столько с точки зрения филологии, истории, литературоведения, антропологии, нет. Главный инструмент автора - психоанализ, который он почему-то называет наукой. Оттого весь этот труд оставляет впечатление какой-то зыбкости, нечеткости, недооформленности.
Он утверждает, что наше подсознательное черпает из тех же образов, которые когда-то использовались в обрядах, что именно потому все истории имеют одну структуру. Далее под эту идею он подверстывает то одну историю из фольклора, то другую. Но вот беда, берет явно то, что подходит, а что не подходит, то обходит.
Так он перевирает историю Будды, ну или берет самую удобную для себя версию. "Будда принес... учение о Законе Добра". Родной, это Хинаяна - Закон Добра? При чем тут "добро"? Или это ты из какого-то течения Махаяны выцедил? Так и вся Махаяна это еще не весь буддизм.
Заявляет, что в каждой из крупных мировых религий есть священный город-мать и перечисляет Рим и Мекку. А куда буддизм подевался, он же только что был здесь, на соседней странице? Дядя, дядя, назови нам священный город буддизма, не томи!
И так далее, он выхватывает удобные ему вариации сказок и мифов, интерпретирует их при помощи психоанализа, подкрепляя их иногда в качестве доказательства снами.
"Эта удивительная легенда – прекрасный пример близкой связи восточного мифа с психологией и метафизикой. Яркие воплощения готовят разум к доктрине о тесной зависимости внутреннего и внешнего миров. Читателя, несомненно, поразило определенное сходство этой древней мифологической доктрины движущих сил психики с современным учением Фрейда и его последователей. По Фрейду, желание жизни (эрос или либидо, соответствующие буддийскому Кама, «страсть») и Желание смерти (танатос или деструдо, соответствующие буддийскому Мара, «враждебность или смерть») – это два импульса, которые не только движут индивидом изнутри, но также и наполняют для него жизнью и смыслом весь окружающий мир. Кроме того, скрытые в бессознательном иллюзии, пробуждающие желание и отвращение, в обеих системах рассеивает психологический анализ (санскритское viveka) и просветление (санскритское vidyā). Однако цели этих двух учений – древнего, дошедшего до нас через многие поколения, и современного – не совсем сходны."
Собственно, вот в этом тут корень зла, он смешивает в одну кучу сущности самого разного порядка, он трактует термины как ему удобно.
"Колодец – это Центр Мироздания, его огненная вода – это неразрушимая сущность бытия, кровать, безостановочно катящаяся по кругу, подразумевает Ось Мира. Спящий замок – это бездна, в которую погружается сознание во сне, где индивидуальная жизнь находится на грани растворения в огне однородной энергии: растворение в ней означало бы смерть; но отсутствие огня – это тоже смерть. Тема пищи, которая все не иссякает (берущая свое начало в детской фантазии), символизирует вечно дарящие жизнь силы вселенского источника. В сказках это аналог мифологической неистощимой щедрости пира богов. Сведение вместе двух великих символов – встречи с богиней и похищения огня – с предельной ясностью и простотой раскрывает статус антропоморфных сил в сфере мифа. Они не являются самоцелью, а лишь стражем, воплощением или носителем благодати нетленной жизни – живительным напитком, молоком, пищей, огнем. Такой образ можно отчасти легко интерпретировать как изначально психологический; на самых ранних стадиях развития ребенка можно наблюдать признаки зарождения своеобразной «мифологии», в которой отражается состояние вне превратностей времени. Они появляются как реакция, как спонтанный эффект защиты против угрожающих фантазий о разрушении тела, которые приходят в голову ребенка, когда его отлучают от материнской груди...."
Вот откуда это все? Чем подтверждается?
"
Современный интеллектуал признает, что символы мифов несут в себе психологический смысл. В частности, после исследований психоаналитиков почти ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что мифы и сновидения имеют одну и ту же природу и что сновидения отражают психические процессы. Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг, Вильгельм Штекель, Отто Ранк, Карл Абрахам, Геза Рохейм и многие другие на протяжении нескольких последних десятилетий получили убедительные доказательства и неопровержимые факты, способствующие истолкованию сновидений и мифов; и, несмотря на то что эти ученые иногда расходятся во мнениях, они единодушно признают основополагающие принципы, которые объединяют это направление исследований. После того как они доказали, что принципы и логика волшебных сказок и мифов коррелируют с логикой сновидений, химеры архаического человека, которые давным-давно подверглись дискредитации, снова властно заявили о себе как о первооснове современного сознания.
В соответствии с этими представлениями, похоже, что волшебные сказки, которые описывают жизнь легендарных героев, могущество божественных сил природы, духов смерти и тотемы предков данного рода, представляют собой символическое выражение бессознательных желаний, страхов и конфликтов, лежащих в основе сознательных моделей человеческого поведения. Иными словами, мифология – это психология, которую принимают за биографию, историю и космологию. Современный психолог может восстановить, к чему эти символы исходно относились (восстановить их исходные денотаты. – Примеч. пер.) и таким образом спасти для современного мира богатые и выразительные свидетельства величайших глубин человеческой души. Таинственные процессы духовной жизни homo sapiens – западного и восточного, первобытного и цивилизованного, современного и архаичного – высвечиваются здесь, как на рентгене. Нам теперь открыто все. Осталось лишь прочесть историю, осмыслить повторяющиеся шаблоны и вариации сюжета, и так прийти к пониманию глубинных сил, сформировавших главные линии человеческой судьбы, которые по-прежнему продолжают влиять на всю нашу личную и общественную жизнь...."
Он приравнивает Нарцисса к Будде, цитируя Библию о сотворении Адама и Евы по образу своему, заявляет, что образ этот был гермафродитом и в доказательство приводится цитата неведомо откуда, мешает буддизм с даосизмом, все это словоблудие струится, зачастую просто обрамляя какие-то выкладки, но не подтверждая их, не комментируя, не иллюстрируя.
Другое дело, что он неплохо пишет, образно, но в его классификации нет научной строгости, толкования тут обладают скорее художественной силой, а не доказательной, не говоря уже о том, что они довольно расплывчаты.
Собственно, его интерпретация всех мифов разом - "что наверху, то и внизу", микрокосм = макрокосм, все мифы есть отражение нашего Я, его борений и изменений, наше индивидуальное - часть общества и его отражение, само по себе не вызывает отторжения, но стоит копнуть поглубже и начинается свистопляска.
По своему это занимательная работа, вот только каково ее значение? Насколько действительно всеохватна предложенная им структура? Что будет, если удалить отсюда бездоказательные психологические интерпретации?
Что же касается данного конкретного издания, то книжка бедная, ссылки предлагается скачать в интернете. Отчего было вообще текст печатать, а не предложить тоже скачать?
Переводчик тоже был беден и не тратил время на уточнение терминов и имен, коих тут сотни. Например, китайскую Си-ван-му он перевел как Хси Ванг Му, что есть калька с Xī Wáng Mŭ (пиньинь). А Кашьяпа (у нас дома было принято так звать котов - Кашьяпа Первый, Кашьяпа Второй) у него Кашиапа. А Энлиль - Энлил. Фу Си у него Фу Хси (пиньинь fúxī ), Галахэд стал Галаходом. К чему заморачиваться и брать мифологический словарь, коли и так умный аж страшно?
Сурт и его огненные великаны - тут "огненные люди". Кто такие? Жители Огненной Земли? Выпиватели огненной воды?
Не в яслях у него почивает Христос, а в яслах, видимо, Палестина была тогда украинской территорией, а Иисус - був добрий козак!.
На дне какого "космического моря" ищет растения Гильгамеш? Уж не дно ли это морской пучины (space - это и космос и пространство)? Проверил, поискал, таки да, на дне моря-океана. Ай-да, переводчик! Ай да издательство!
"
Тиран исполнен гордыни, и в этом его погибель. Он горд, потому что считает мощь своей исключительной собственностью; и вот он становится трикстером, персонажем, подлежащим осмеянию, который ошибочно принимает тень за сущность; быть одураченным – его удел. Мифологический герой снова выходит на свет из тьмы, порождающей все, что живет при свете дня, принося с собой знание о тайне жизни и смерти тирана. Одним мановением руки, словно нажав невидимую кнопку, он разрушает старые монументальные конструкции. Подвиг героя всегда сокрушает самую суть того, что происходит здесь и сейчас. Жизненный цикл продолжается: миф концентрируется в точке роста. Отличительная черта живого Бога – его метаморфозы, его изменчивость, а не упрямая чопорная косность. Великий на сегодняшний день, существует только для того, чтобы быть разбитым, разрубленным на куски, которые уже не собрать. Итак: тиран-людоед защищает чудовище, воплощающее сиюминутность, а герой борется за созидание ради жизни.
Герой в облике человека начинает победоносное шествие по земле, когда появились поселения и города. Чудища, оставшиеся от первобытных времен, и сегодня скрываются в дебрях, и то ли по злобе своей, то ли от отчаяния выступают против мира людей. От них нужно избавиться. Кроме того, обретают силу, причиняя множество страданий, тираны рода человеческого, посягающие на благо своих соседей. Их необходимо победить. Первые подвиги героя – это расчистка поля...."
Джозеф Кэмпбелл
Тысячеликий герой
6,5-7
★★★★✩
А вот на контрасте - работа сухая, строгая, четкая.
"Морфология волшебной сказки" - история знаменитая, краснознаменная и орденоносная. Как я понимаю, именно Пропп первым впихнул сказку в рамки строгой и суровой современной науки.
Поначалу он чехвостист предшественников за любительскую приблизительность, мифами и религией уже давно мол занимаются всерьез, а вот сказкой на глазок, без сказочного ватерпаса.
А дальше товарищ Пропп выполняет на наших глазах систематизацию волшебной сказки, разъяв ее и скрепив заново. Из чего же состоит волшебная сказка? Он выделяет функции действующих лиц, затем связующие элементы и мотивировки, формы появления действующих лиц и атрибуты. Все это - 5 разрядов, у каждого есть строгий перечень вариантов и именно они определяют сказку.
Все по делу, без сантиментов, снов и видений.
А вообще одни из загадок - труднодоступность книги. Отсюда, возможно, и ее культовый статус и совершенно неприличные цены. Мне пришлось удовольствоваться репринтом.
Владимир Пропп
Морфлология волшебной сказки
7
★★★★✩
Комментариев нет:
Отправить комментарий