Фундаментальное отличие между психомагией и психоанализом состоит в том, что психоанализ создан людьми, которые учились в универстетах и занимались наукой, а я создал технику, которая идет от искусства. Я утверждаю, что ученый не может быть целителем. Лечение - это произведение творческих людей и поэтов.
Вот только вынырнет фамилия Ходоровского и тут же нужно делать предисловие и отступление.
Алехандро Ходоровский - весьма известный культуртрегер - немного театрал, чуть-чуть мим, мастер Таро, отчасти шаман и терапевт, кое-где писатель. Некогда снял заметные фильмы - "Крот", "Священная гора", "Святая кровь" (и пяток пожиже), сочинил известные комиксы - "Инкал", "Метабароны" (и добрый десяток помельче). За его плечами горы книг и тонны интервью.
Все они напичканы символами, знаками и их отражениями до такой возможности, что зачастую погребают под собой все остальное. Но, может оттого, дон Алехандро и пользуется большим вниманием в кругах людей, склонных к поиску тайных механизмов мироздания. В общем, это именно тот персонаж культуры, что именуются "культовыми".
Ходоровский всегда балансировал на грани вкуса, никогда, на мой взгляд, не достигая его высших проявлений. Его работам не хватает мастерства и внятности, его творчество всегда несколько избыточно. Многие его максимы кажутся шутовской ахинеей, откровения - эзотерической чепухой, мудрость - претенциозной эксцентрикой, а приемы - шарлатанством.
Другое дело, что человек он все же незаурядный, интересный и яркий.
"Психомагия" - сборник интервью, посвященных его терапевтической практике, которую автор и называет, собственно, психомагией. Вон он у нас на глазах благоприятно влияет на психику человека при помощи определенных символических действий выполняемых больным по индивидуальному ходоровскому рецепту. По словам Алехандро, лечение происходит при помощи творчества и воображения, заметим, однако, что его собственных, а никак не исцеляемого. Впрочем конкретные рецепты по лечению выглядят как карнавальные и эпатажные, как квест для абсурдистской ролевой игры.
Он ловко и хитро скользит между условной "научностью" и мистикой, вспоминая в нужный момент Юнга и Фрейда, сны и предков, а когда нужно дзэн, Кастанеду, шаманов, знахарей.
Он ловко и хитро скользит между условной "научностью" и мистикой, вспоминая в нужный момент Юнга и Фрейда, сны и предков, а когда нужно дзэн, Кастанеду, шаманов, знахарей.
Так он и смешивает в кучу христианство, шаманизм, буддизм, нью-эйдж, психоанализ, то отрицая их, то выхватывая оттуда отдельные мысли, то впадая в наивный идеализм (его инвективы против загрязнения окружающей среды), то высказывая какие-то многозначительные, а то и многозначные суждения. Сомнительные аксиомы мешаются с забавными историями, и не понять реальными или нет. Рассказывая байки о чудесах, Ходо вовсе не утверждает, что видел чудеса, но замечает, что поскольку они чудесным образом меняли реальность, их можно считать "чудесами".
Он предстает удивительно дружелюбным, хвастливым, забавным человеком, и учение его выглядит как бодрая, яркая, хулиганская пародия на психоанализ. Другой вопрос, что в чужие руки эту психомагию никак не передать, потому что вся психомагия - это сам веселый дядька пан Алехандро.
Алехандро Ходоровски
Психомагия
7/10
★★★★✧