Поначалу кажется, что любителю артурианы и граалеведения, данная книга не даст ничего - читаешь, читаешь и нет в ней никакой романтики, поединков, куртуазности. Кажется, это тот случай, когда сама попытка исследовать миф не может служить ничему иному, кроме как его разрушению. Литературный мир Логрии неимоверно далек от реального мира древней Британии. При внимательном взгляде на место, персонажа, событие из легенды, они сразу пропадают из фокуса, расплываются, множатся или разваливаются на кусочки и осколки.
Любой герой - только тень от мелких незначительных региональных вождей, почти не оставивших следа в истории, приправленных позднее буйным воображением.
Камелот - из могучего каменного замка превращается в холм окруженный убогим частоколом, а скорее в несколько таковых. Вообще ни один из топографических символов на карте Артуровского мира толком нельзя идентифицировать, как, по большому счету, и ни одного героя.
Нет, книга чрезвычайно занимательная, наполненная таким множеством персонажей, занимательных ландшафтов, событий, что они просто сливаются в карусель скрещенную с карнавалом. Валлийские, бретонские, шотландские, ирландские легенды, исторические хроники наслаиваются друг на друга, так что разглядеть что-то настоящее, исходное становится невозможно, перед глазами вихрь красок, лоскутков, осколков, вспышек. Где мог быть этот замок, кто был прообразом этого героя, откуда взялся этот артефакт - версий так много, что даже самая реалистичная из них не приближает нас к романтическому мифу высокого средневековья. Кто вам больше глянется в качестве прообраза Мерлина - Мену ап Тейргваэдд, Мирддин Эмрис, Мелкин, Талиесин или кто-нибудь еще из певцов, поэтов, прорицателей, друидов?
Нет, книга чрезвычайно занимательная, наполненная таким множеством персонажей, занимательных ландшафтов, событий, что они просто сливаются в карусель скрещенную с карнавалом. Валлийские, бретонские, шотландские, ирландские легенды, исторические хроники наслаиваются друг на друга, так что разглядеть что-то настоящее, исходное становится невозможно, перед глазами вихрь красок, лоскутков, осколков, вспышек. Где мог быть этот замок, кто был прообразом этого героя, откуда взялся этот артефакт - версий так много, что даже самая реалистичная из них не приближает нас к романтическому мифу высокого средневековья. Кто вам больше глянется в качестве прообраза Мерлина - Мену ап Тейргваэдд, Мирддин Эмрис, Мелкин, Талиесин или кто-нибудь еще из певцов, поэтов, прорицателей, друидов?
И со всем этим первая часть книги, собственно, Артур в истории Альбиона в Темные века, выглядит попыткой найти темную кошку в стоге сена, но после этой многословной, многотрудной истории, пытающей вписать рыцарей Артура в реальность, и по изложенным причинам, не имеющая на это шансов, наступает финальный аккорд и торжественное крещендо чисто литературной истории, где все как должно - с должной степенью куртуазности, разумеется. Вопрос литературных реминисценций этого сюжета выглядит куда веселее и стоит на твердых ногах, а не на предположениях и догадках.
Гальфриды Монмунтские сменяются Вольфрамами фон Эшенбахами и Роберами де Боронами, а там и еще ряд титанов подтягивается на вечеринку Святого Грааля. Что приятно, автор работает засучив рукава и перед нами, несомненно, самый полный свод литературной истории рыцарей Круглого стола на русском языке - здесь куда больше сказано, скажем, о Вульгате, чем где-то еще. Выплывает много других, ранее мною не слышанных писак Средневековья. Собственно, автор сам с некоторым недоумением отмечает, что единственной попыткой на русском языке свести артуриану в одну работу предприняла только Анна Комаринец с ее "Энциклопедией короля Артура" (она у меня есть, таки да).
В результате перед нами весьма любопытная и добротная книга, с одной стороны погружающая в реальную историю, с другой - навешивающая немало пояснительных табличек в разделе литературного мифотворчества.
Автор, между прочим, был мне знаком раньше по биографии Стивена Кинга, весьма занимательной. Такой вот ширины человечище - от короля Артура до Короля ужасов.
Гальфриды Монмунтские сменяются Вольфрамами фон Эшенбахами и Роберами де Боронами, а там и еще ряд титанов подтягивается на вечеринку Святого Грааля. Что приятно, автор работает засучив рукава и перед нами, несомненно, самый полный свод литературной истории рыцарей Круглого стола на русском языке - здесь куда больше сказано, скажем, о Вульгате, чем где-то еще. Выплывает много других, ранее мною не слышанных писак Средневековья. Собственно, автор сам с некоторым недоумением отмечает, что единственной попыткой на русском языке свести артуриану в одну работу предприняла только Анна Комаринец с ее "Энциклопедией короля Артура" (она у меня есть, таки да).
В результате перед нами весьма любопытная и добротная книга, с одной стороны погружающая в реальную историю, с другой - навешивающая немало пояснительных табличек в разделе литературного мифотворчества.
Автор, между прочим, был мне знаком раньше по биографии Стивена Кинга, весьма занимательной. Такой вот ширины человечище - от короля Артура до Короля ужасов.
Вадим Эрлихман
Король Артур
серия "Жизнь Замечательных Людей"
7-7,5/10
★★★★✩
kindle-version
Комментариев нет:
Отправить комментарий