
Любой герой - только тень от мелких незначительных региональных вождей, почти не оставивших следа в истории, приправленных позднее буйным воображением.
Камелот - из могучего каменного замка превращается в холм окруженный убогим частоколом, а скорее в несколько таковых. Вообще ни один из топографических символов на карте Артуровского мира толком нельзя идентифицировать, как, по большому счету, и ни одного героя.
Нет, книга чрезвычайно занимательная, наполненная таким множеством персонажей, занимательных ландшафтов, событий, что они просто сливаются в карусель скрещенную с карнавалом. Валлийские, бретонские, шотландские, ирландские легенды, исторические хроники наслаиваются друг на друга, так что разглядеть что-то настоящее, исходное становится невозможно, перед глазами вихрь красок, лоскутков, осколков, вспышек. Где мог быть этот замок, кто был прообразом этого героя, откуда взялся этот артефакт - версий так много, что даже самая реалистичная из них не приближает нас к романтическому мифу высокого средневековья. Кто вам больше глянется в качестве прообраза Мерлина - Мену ап Тейргваэдд, Мирддин Эмрис, Мелкин, Талиесин или кто-нибудь еще из певцов, поэтов, прорицателей, друидов?
Нет, книга чрезвычайно занимательная, наполненная таким множеством персонажей, занимательных ландшафтов, событий, что они просто сливаются в карусель скрещенную с карнавалом. Валлийские, бретонские, шотландские, ирландские легенды, исторические хроники наслаиваются друг на друга, так что разглядеть что-то настоящее, исходное становится невозможно, перед глазами вихрь красок, лоскутков, осколков, вспышек. Где мог быть этот замок, кто был прообразом этого героя, откуда взялся этот артефакт - версий так много, что даже самая реалистичная из них не приближает нас к романтическому мифу высокого средневековья. Кто вам больше глянется в качестве прообраза Мерлина - Мену ап Тейргваэдд, Мирддин Эмрис, Мелкин, Талиесин или кто-нибудь еще из певцов, поэтов, прорицателей, друидов?
И со всем этим первая часть книги, собственно, Артур в истории Альбиона в Темные века, выглядит попыткой найти темную кошку в стоге сена, но после этой многословной, многотрудной истории, пытающей вписать рыцарей Артура в реальность, и по изложенным причинам, не имеющая на это шансов, наступает финальный аккорд и торжественное крещендо чисто литературной истории, где все как должно - с должной степенью куртуазности, разумеется. Вопрос литературных реминисценций этого сюжета выглядит куда веселее и стоит на твердых ногах, а не на предположениях и догадках.
Гальфриды Монмунтские сменяются Вольфрамами фон Эшенбахами и Роберами де Боронами, а там и еще ряд титанов подтягивается на вечеринку Святого Грааля. Что приятно, автор работает засучив рукава и перед нами, несомненно, самый полный свод литературной истории рыцарей Круглого стола на русском языке - здесь куда больше сказано, скажем, о Вульгате, чем где-то еще. Выплывает много других, ранее мною не слышанных писак Средневековья. Собственно, автор сам с некоторым недоумением отмечает, что единственной попыткой на русском языке свести артуриану в одну работу предприняла только Анна Комаринец с ее "Энциклопедией короля Артура" (она у меня есть, таки да).
В результате перед нами весьма любопытная и добротная книга, с одной стороны погружающая в реальную историю, с другой - навешивающая немало пояснительных табличек в разделе литературного мифотворчества.
Автор, между прочим, был мне знаком раньше по биографии Стивена Кинга, весьма занимательной. Такой вот ширины человечище - от короля Артура до Короля ужасов.
Гальфриды Монмунтские сменяются Вольфрамами фон Эшенбахами и Роберами де Боронами, а там и еще ряд титанов подтягивается на вечеринку Святого Грааля. Что приятно, автор работает засучив рукава и перед нами, несомненно, самый полный свод литературной истории рыцарей Круглого стола на русском языке - здесь куда больше сказано, скажем, о Вульгате, чем где-то еще. Выплывает много других, ранее мною не слышанных писак Средневековья. Собственно, автор сам с некоторым недоумением отмечает, что единственной попыткой на русском языке свести артуриану в одну работу предприняла только Анна Комаринец с ее "Энциклопедией короля Артура" (она у меня есть, таки да).
В результате перед нами весьма любопытная и добротная книга, с одной стороны погружающая в реальную историю, с другой - навешивающая немало пояснительных табличек в разделе литературного мифотворчества.
Автор, между прочим, был мне знаком раньше по биографии Стивена Кинга, весьма занимательной. Такой вот ширины человечище - от короля Артура до Короля ужасов.
Вадим Эрлихман
Король Артур
серия "Жизнь Замечательных Людей"
7-7,5/10
★★★★✩
kindle-version
Комментариев нет:
Отправить комментарий