воскресенье, 8 апреля 2018 г.

Картинки. Через дюны, через космос

Почему-то во времена оны было принято утверждать, что самая прославленная нереализованная кинолента - "Дюна" Алехандро Ходоровского, была воплощена в серии комиксов "Инкал" тандема Мёбиус-Ходоровский. Это вызывало у меня, известного в нашем доме эксперта по Мёбиусу, удивление, благо я кое-как ознакомился с приключениями Джона Дифула и полистал сагу о метабаронах. И, кажется, нетрудно заметить, что именно последняя - почти целиком поглотила творческий заряд, который был некогда накоплен столь ярким творческим коллективом.
Нет, разумеется, в "Инкале" тоже были отдельные элементы, пришедшие из "Дюны", да и сам персонаж Метабарона появился впервые именно там, но основные образы фильма перекочевали прямиком в историю клана непобедимых воинов - метабаронов. Это и образ устройства власти в Галактике, женский орден, выращивающий Избранного, таинственный экстракт планеты, придающий сил, даже литания против страха.
И, разумеется, перед нами не столько "Дюна" Херберта, сколько "Дюна" Ходоровского, с примесью его мистических воззрений и эпатажных взглядов на рассказывание историй - непременно с задорным инцестом и всяческими другими психо- и био- перверсиями.

"Метабароны" не были бы так хороши, кабы не прекрасный художник Хуан Хименес. Его роскошные полнотелые иллюстрации творят яркий и образный мир, способный существовать даже без внятной истории этого мира. Это не поспешные работы американских рабочих, приносящих в жертву темпу то одно, то другое, это не ограничивающая себя во времени и пространстве маркетинга красочная и мастерская фантазия.



Другое дело, что перед нами все же не шедевр, в основном благодаря старику Ходо. Многие его сценарные решения кажутся слишком прямолинейными, им не хватает изящества, ловкости, на страницах не хватает чеканных фраз и диалоги лишены красоты. Это эдакий роскошный  циклопический арт-боевик, но без второго плана.
Да, перед нами Ходоровский, и потому знаки поверхностной эзотерики рассыпаны щедрой рукой по страницам, но, как и во многих других его работах, мне они кажутся неуклюжими и формальными.
Здесь в глубинах не скрывается потаенный смысл, другое дело, что в том же "Инкале", он хоть по слухам и был, но все равно не считывался и не воздействовал на восприятие. Не нужны тайные знаки и скрытые смыслы, если они не будят в читателе смутной тоски по чему-то большему. Иначе, как в "Метабаронах" - артхаус с претензией на артхаус,  мистика с постоянным напоминанием о своей мистичности, избыточная демонстрация своей инаковости и необычности, рассчитанный на узкий круг адептов.
Есть и другие проблемы. Автор все время ставит героя в безвыходную ситуацию, честь и хвала ему за смелость, но вот далеко не всегда он выпутывается из нее с достоинством - чаще всего это такой божок из машины, а не ловкость ума.
Стилистически утомляет его игра с прошлым - значительная часть экзотических персонажей и форм - это наши собственные, только с приставкой - техно, палео, архи - палеофрейд, протобактерия и т.п.
Так что в целом "Метабароны", несомненно, это триумф художника - детальные, наполненные соками, полнокровные иллюстрации мастера, облекшие в свой яркий наряд тело забавного, но неглубокого сценария.
В 2013 была предпринята попытка запустить серию в типичным европейском формате с прицелом на множество книг. Дальше первого тома дело не пошло, и славно. Превосходный вариант от FanZone сполна удовлетворяет всем требованиям. Прекрасное издание, увесистые тома, толстая мелованная бумага - пир для голодного поедателя букв и картинок на бумаге.
Как итог: "Метабароны" - это очень славный образчик европейской фантастики, который каждый уважающий себя протопрофессор или экзопрограммист должен держать на своей книжной палеополке.

Алехандро Ходоровский, Хуан Хименес

Метабароны. Полное издание

7-7,5/10

★★★★✩

Комментариев нет:

Отправить комментарий