воскресенье, 13 декабря 2020 г.

Книга. Северо-Запад. Я - легенда

Эта книга хоть и входила в серию, которую я старательно собирал, попала ко мне против моей воли. Как-то мы с папой зашли в книжный магазин, еще советского образца, пытающийся соответствовать новым временам, и я увидел любимые желтые суперобложки, и я увидел "Волшебника Земноморья", которого читал в журнале "Наука и жизнь", но в виде книги не имел, а хотел, хотел, уж очень он был хорош. Пока я рассматривал обложки, папа пролистывал от нечего делать "Легенду" и, увидев в аннотации сравнение автора с Достоевским и Кафкой, заявил, что согласен на покупку именно её, а не каких-то там земноводных волшебников. В те времена я был еще мал и должен был повиноваться воле отца. Так что пришла она без желания. И оправдала полностью его отсутствие.
 

Заглавный роман о последнем человеке в мире вампиров знаменит, окинематоргафирован, но мне не нравится. Он дотошный без вдохновения. Подобные работы кажутся дико устаревшими, как какой-нибудь Фенимор Купер - уж больно медленный темп в этом развлекательном чтиве с претензией на философию.
Возможно Мэтисон первый стал смотреть на вампиров, как на научную проблему. Да, у него есть финальный твист. В остальном же это терзания, рефлексия, неудовлетворенность героя, намек на драму, но куцый. Если его и сравнивать с Достоевским и Кафкой, тогда он проигрывает с разгромным счетом, потому как таланта в нем сильно меньше.

Вторая история - о уменьшающемся человеке - занудна и утомительная чрезвычайно. Моральные переживания героя одномерны, заурядны в своей трагичности. Злоключения не вызывают любопытства. Инвалиду можно сочувствовать, но едва ли интересно все время слушать, как тяжело ему выполнять какие-либо заурядные манипуляции. Здесь же невероятно дотошная картина бытования и страданий, физических и психологических, подавляют все живое.
Я тянул страницу за страницей и строчку за строчкой так долго, что состарился. Уже давно мне не попадалось ничего более скучного. Только сила воли помогла добрести до финала.
Даже какие-нибудь "Приключения Карика и Вали" и "В стране дремучих трав" сильно веселее. Можно было бы придумать скрытый смысл и философскую подоплеку, но даже так, книга-то веселей не станет.
Научность, кстати, тут чертовски условная. Пауки и воробьи ведут себя как волки и коршуны. При уменьшении размеров человека в десятки раз, физиологически ничего не меняется.

Вообще, эта книга, наверное, менее всех подходит для серии. Первая работа - это скорее "постапокалипсис", вторая - классическая фантастика, из времен Уэллса. Да, они написаны позже, здесь много психологии и внутренних переживаний, но все равно обе кажутся архаичными. Не говоря уже о том, что они чужды серии. 
У книг много поклонников, это классика, кивают, на то, что это все не просто образы, но метафоры, не какие-нибудь дешевые приключения, нет... Но никакой метафоричности не спасти эти снулые тексты.

Ричард Мэтсон
Легенда
5-6

★★★✩✩

"Последний человек" датируется 1954 годом, в 1956 опубликован "Невероятно уменьшающийся человек".

Комментариев нет:

Отправить комментарий