суббота, 5 декабря 2020 г.

Книга. В молоко

Как человеку всю жизнь проторчавшему безвылазно на Донбассе, мне любопытно иногда узнать, что думают люди со стороны. Например, родной железнодорожный вокзал в Коммунарске в рассказах иногородних всегда приобретал какие-то хтонические черты - желтый-черный снег, желтый-черный дым, ужас без конца. Так и с войной, вон приехал человек со стороны сражаться, знаменитый писатель, что он видел, что узнал, что понял?
А видел он что-то, что никак не узнать.
Все, что описывает Прилепин, будто происходит в других пластах реальности и люди, тут бродящие, они и не люди вовсе. Они по-раблезиански пируют, пьют алкоголь и не пьянеют, все их женщины прекрасны, недруги несчастны, друзья мужественны, сильны, умны, остроумны. Это какое-то мифологическое пространство, Тьма и Свет, витязи, герои, богатыри, могучие и красивые, распирающие плечами все пространство Донбасса. Плохое в них незаметно, все без остатка ушло в тень, это ожившие гранитные памятники, любой их жест возвышен и достоин быть запечатления.
 
Другое дело, что вписать это в рамки некой сакральности, как того хотелось бы автору, едва ли возможно. Забавно, конечно, как вся агрессия, бандитизм, беспредел, глупость, жестокость почти скрыты, только иногда проявляются в тексте через безобидное самодурство, невинную вседозволенность, легкое презрение к тыловикам.
Хотя, вроде бы, Прилепин все это понимает, но не хочет верить в неприглядную грубую реальность и даже самые мрачные вещи у него в розовых тонах героики, кажется, вот-вот где-то боевой единорожек пролетит.
Так что получилась некая утрированная картинка, романтика святой войны, где вся грязь и мерзость не видны, наши хорошие, их - плохие, наши - разведчики, их - шпионы. Такая пропаганда пополам со сказкой. Вот только сейчас заметил, что это "роман-фантасмагория".  Заметил бы сразу и писать-то было бы не о чем.

Забавная у него претензия к Гребенщикову. Автора сильно задело, что БГ поет песню "Слова растамана", где есть такие строки
Случилось так, что в саду наших душ вместо ангелов ходят артисты,
Ходят за деньги, прямо по цветам сапогами.
До счастья было рукой подать, но всё испортили сепаратисты,
Теперь нам придётся идти к нему своими ногами.
Поет и в граде Киеве. Ага. Прилепин зол - это БГ гад сепаратистов обвиняет, тех, которые на Донбассе! А там людей убивают!
При всем скептицизме к политическим воззрениям Бориса Борисовича, отметим, что песня написана намного раньше, ажно в 2004 году, исполняться стала тогда же, по характеру является антивоенной, и про сепаратистов там говорится скорее в контексте "ага, ага, ну да, снова вам, ребята, кто-то помешал счастья по легкому сорвать, врите дальше". Так что странная оптика у Прилепина, странная.

Захар Прилепин
Некоторые не попадут в ад
6,5

★★★✩✩
kindle version

Комментариев нет:

Отправить комментарий