воскресенье, 28 апреля 2019 г.

Книга. Китайцы в собственном соку

В какой-то момент и на Западе и на Востоке религиозная и великосветская литературы, уступают городской, и обыватели начинают травить байки на своем привычном обывательском языке. О чем болтают? Да понятно о чем - о мошенниках, героях, о чудесах и, разумеется, о бабах, простите, об адюльтерах и вечной любви. 
И иногда кажется, что несмотря на целый ряд атрибутов, маркирующих истории как китайские, а кроме топонимов и имен, это и специфический характер общения, и обязательные стихи к каждой истории, они достаточно универсальны, чтобы можно было подавив зевок обронить "А, я слышал эту байку. Трофим рассказывал, что с его тестем такое же было". И хотя тут повсюду шуршат разбойники - "рыцари озер и рек", чиновники и ученые - "сюцаи" ходят в "ямыни" и прочая, мне рассказы из этого сборника показалось несколько блеклыми по сравнению с отличнейшими историями классика Пу Сун Лина. Да и между собой по уровню увлекательности они все же разнятся. Тут и истории о дружбе, о благородстве, о любви во всех аспектах, немного о проделках и магии, даже протодетектив есть
Но все они развлекательно-назидательные. Тут есть обязательная мораль, негодяй получает по заслугам, а праведник вдвойне.

Любопытно, что исторический контекст постоянно проявляется, тысячелетняя история пронизывает каждый рассказ отсылками к персонажам минувшего, каким-то событиям, каким-то произведениям древности -  - то чжурчжэни вторгнутся на наши берега, то вполне себе конкретный император или сановник воссияет, то поэта танского упомянут.
И, конечно, церемонии и ритуалы - все уничижительно уступают друг другу и почтительно кланяются.

Грустная книжка - начитаешься такого, сразу хочется пойти с друзьями на гору любоваться цветением сливы мэй, пить подогретое вино из чайника и писать стихи, или с любезной дамой поговорить о высоком в будуаре.
Но нет здесь гор. И вина нет. Никого нет.

Разоблачение божества. Средневековые китайские повести

7/10

★★★★✩



воскресенье, 21 апреля 2019 г.

Книга. Искусство подпрыга, воплей, слез и гробов

"Всех, кто относится к ученым и находится выше их, следует направлять в должное русло с помощью ли и музыки, а простой народ следует приводить к порядку с помощью законов". Сюнь-Цзы


Эта книжечка - любопытный набор статей, в центре или на периферии  внимания которых - этика и ритуал - "ли".

У китайцев естественное для нас религиозно-мифологическое восприятие мира было заменено этико-ритуальными принципами, что является уникальной характеристикой их цивилизации. Сложившись в древности этот социокультурный генотип принципиально не менялся и благополучно адаптировал любое влияние извне, обеспечив непрерывность социально-политической структуры и всей культуры в целом.
Процесс вытеснения религиозного и мифологического этико-ритуальными нормами продолжался до появления Конфуцианского учения, которое и зафиксировало ситуацию. Конфуцианству удалось фактически на лингвистическом уровне слиться в сознании людей с "ученостью" вообще. Этому помогло и то, что этика не была вычленена в отдельное направление, а была органической частью знания вообще, и мировоззрения в принципе. Как следствие, даже оппозиционные некоторое время конфуцианству буддизм и даосизм оперировали теми же моральными установками и нормами. Любой китаец всегда оставался носителем принципов конфуцианского комплекса этико-ритуальных норм.

А вот место логики в качестве познавательной модели заняла нумерология. "Не обладавшая атрибутами научности... нумерологическая методолгия в Китае препятствовала формированию собственно научной методологии". Отчасти отсюда, мол, отставание в научном прогрессе.

Несомненно, что научность входящих в сборник работ зачастую превосходила как мои способности восприятия, так и степень моего любопытства, поскольку некоторые авторы оперируют слишком заковыристыми терминами и погружаются слишком глубоко в частности.
Другое дело, что делают это далеко не все. Отчего-то одни способны выражать свои мысли ясно и понятно, а другим не жить без тайнописи. Поэтому одни работы читаются легко, другие вообще написаны не для чтения.

суббота, 13 апреля 2019 г.

Книга. Тяжелые будни былых времен

Ну вот тоже мне... Хочешь вкусить легкое исторической чтиво - битвы, походы, пиры, а тебе такую научную, такую серьезную штуковину выдают. Поневоле от Истории начнешь прятаться во всякие легкомысленные истории.
В книгу вошли очерки посвященные различным нюансам и спорам касательно русской державы. Как возникла княжеская власть? Какими были функции князей и права на землю, кто такие были дружинники и насколько Древняя Русь была феодальным государством, каково происхождение практики пиров и дарений? И тому подобное.
Классы, говорит Фроянов,  на самом деле еще не сложились. Вся полнота власти принадлежит народу, а не князю или знати. Города-государства включающие окрестные земли приглашают князя как "эффективного менеджера".
Автор увлеченно возится с терминологией, дискутирует с предшественниками и коллегами, а сноски меж тем иногда занимают большую часть страницы.
Вышло зело умно и довольно скучно - только для штампованных историков.

Тираж у книжки был совсем скромный, но когда я стал искать изображение в интернете, то обнаружился экземпляр и с синей обложкой, и с коричневой, а все не то - у меня дома она зеленая.

Н.Я.Фроянов

Киевская Русь. Очерки социально-политической истории 1980
6,5/10

★★★✩✩


суббота, 6 апреля 2019 г.

Книга из архива. Северо-Запад: Повелитель Бурь

Еще хорошо, что я сначала прочитал именно этого Муркока. Попадись мне первыми "Рунный посох" или марсианские хроники "Города зверя", после ничего бы не купил ни в жизнь. А тут, несмотря на все слабости, есть некая двойственность, полутона, пускай они иногда поглощаются гротеском и грубым напором, или мелодрамой и дешевой героикой.
Эльрик - непрерывно рефлексирующий персонаж, физически хрупкий, сомневающийся, в то же время могучий колдун и рубака. Глаза на мокром месте, а в руке черный меч, поглощающий души поверженных. Этим мечом бывший император наводит порядок в рядах друзей и врагов, под бдительным присмотром Богов Хаоса.
Написаны эти некрупные истории очень разнородно, хотя на высокое искусство автор и не замахивается, так что местами выходит совсем неважно. Но попадаются любопытные образы и картинки. И все равно, любая здешняя сложность кажется детской игрой.

Вот недавно выяснил, что и переводы Гилинского были слабыми и неполными. Да и сам автор к этим работам серьезно не относился. А еще говорят, что Эльрик - это своеобразная антитеза Конану. Ну, может быть, может быть - он такой же как могучий варвар - только задохлик, в очочках и с портфелем.
А Муркок тоже создал свой универсум, в котором можно играть бесконечно. Вечный Герой в разных инкарнациях в нескончаемых мирах будет хныкать и побеждать злодеев и несть ему конца. Эльрик - в ряду других его героев, кажется, самый любопытный персонаж и самый популярный.

Майкл Муркок

Повелитель Бурь

6,5/10

★★★✩✩

В книге представлен довольно странный набор повестей 60-х годов.