Эта ладно скроенная и хорошо изданная книга, несомненно, не нечто самобытное, а только пристойная компиляция. Даже библиография очень скромная, в основе звездные имена - Ле Гофф, Бахтин, Гуревич, у которых автор и черпает.
Ястребицкая начинает с рассмотрения природы времени как категории в Средние века. Оно еще куда более цельное, чем у нас, почти не измеряемое, не имеющее еще минут, подчиненное природному ритму. Время - принадлежит Богу, хотя его вот-вот отнимут у него буржуа и ремесленники.
От рассмотрения Времени автор переходит к Пространству - дорогам и географии, сочлененности мироздания, его иерархичности. К организации пространства дома - от утвари до крыш, улиц городов, школ и университетов.
Бросает взгляд на рыцарство, духовенство и простой люд. Вглядывается в городскую жизнь.
Ястребицкая начинает с рассмотрения природы времени как категории в Средние века. Оно еще куда более цельное, чем у нас, почти не измеряемое, не имеющее еще минут, подчиненное природному ритму. Время - принадлежит Богу, хотя его вот-вот отнимут у него буржуа и ремесленники.
От рассмотрения Времени автор переходит к Пространству - дорогам и географии, сочлененности мироздания, его иерархичности. К организации пространства дома - от утвари до крыш, улиц городов, школ и университетов.
Бросает взгляд на рыцарство, духовенство и простой люд. Вглядывается в городскую жизнь.
И что же мы видим? А видим мы во всем - замкнутость, рамочность, разделенность всех пластов жизни.
Вообще этому произведению свойственна фрагментарность, некоторая поверхностность, внимание к общему, но не к индивидуальному - тут почти нет отдельных людей.
В конце автор почему-то вспоминает об играх и карнавалах, противопоставляя всему ранее написанному. Такое впечатление, что дописав в целом книгу, она вспомнила, что из Бахтина бы тоже нужно что-нибудь эдакое ввернуть.
Отдельные высказывания показались сомнительными. Скажем, развитие виноградарства в Германии автор связывает с варварами, но не с климатом, который тогда был куда благоприятнее. Урожаи в Италии оценивает в сам-три, что кажется заниженной оценкой.
Более того, она называет пресуществление в плоть и кровь Христа "магией", а не "чудом", противопоставляет в качестве "городского" оружия луки рыцарским копьям. Как такое стерпеть?
А.Л.Ястребицкая
Западная Европа XI-XIII веков
6,5-7
★★★★✩
Комментариев нет:
Отправить комментарий