суббота, 15 января 2022 г.

Книга. Ты чё, тупой?

Первая книга цикла, в которой ничего не удивляет, все кажется обыденным, скандалы-интриги-расследования-сенсации больше не переплетаются на страницах в веселом карнавале безумия. Резкие повороты сюжета и неожиданности куда-то исчезли или просто стали слишком предсказуемы. Несколько таких развязок я довольно легко угадал, чего раньше себе не позволял.

Грянула Революция и вот с оглядкой на реальную Францию, а может местами и на всех остальных, разворачиваются традиционные стадии смены правящих клик. Но, увы, тут революционеры скорее карикатурные - это либо говорливые идиоты, либо кровожадные маньяки, ничего другого не предусмотрено. Герои тоже легко мечутся от идиотизма к хитроумию. 



Автор ничем не порадовал, увы, увы, увы.

В целом произведение достаточно легко читается, тем и хорошо, но вот удовольствия доставляет уже намного меньше, кроме бойкости слога почти ничего в нем и нет.


Джо Аберкромби
Мудрость толпы
6,5

★★★✩✩
kindle-version

среда, 12 января 2022 г.

Книга. От вранья до обмана

Все, с Гумилевым пора завязывать, не тот у меня уже возраст, чтобы все эти завиральные идеи и бурные потоки словес терпеть, никакого здоровья не хватит. По старой памяти решил пробежаться по книжке, которую я в юности читал, еще ничего толком не зная о мире вокруг да около, и даже с блеском использовал аргументы из оной в противостоянии с преподавателем истории на 1 курсе университета, дескать с монголами был союз. Сам я не был в этом так уверен, просто варианты был - или кондовое классическое иго, которое все сотоварищи скучно рекламировали или союз.

Примета времени - 80% предисловия академика Панченко посвящено обличению зловещего советского периода.
 

Но что же мы узнаём из этой мудрой летописи?

  • Оказывается, что смешение неандертальцев и человека разумного провалилось - "смешанный вид оказался нежизнеспособным" (хотя у нас до 4% генов именно от первых, если что, так что это именно мы все - смешанный вид).
  • Какое-то невнятное определение этноса, что для представления теории этногенеза странно (впрочем, невнятность - частый прием уважаемого автора).
  • Конечно, тут моя любимая байка про шелк - всех и каждого так кусали за нежное тело злые насекомые, что без шелка только пропадать. И вот китайские чиновники все сильнее эксплуатировали крестьян, чтобы больше продавать шелка, и отсюда бунты, а римские начальники не платили армии, но покупали на всю получку шелк, а отсюда бунты. И, как следствие, гибель двух империй. Хорошо, когда всё так просто объясняется. Российская империя рухнула, потому как пеньку и меха слишком усердно продавала, Австрийская, потому что слишком много пива варили...

вторник, 4 января 2022 г.

Книга. Приведите пример

Кажется, все же название книги несколько шире содержания. Эта книга - попытка нащупать "типическое" в сознании средневекового человека, через "примеры" aka "exemples"  - поучительные примеры, которыми иллюстрировались проповеди. Когда-то они были чрезвычайно важным и популярным культурным явлением, и будучи таковыми, могут передать, как точку зрения их авторов/трансляторов, так и слушателей, на которых была рассчитана.
Несмотря на свою простоту и доходчивость, "примеры" всегда предполагали наличие второго смысла, толкования, выступая в качестве аллегории. "Примеры" стали питательной средой для новых, уже чисто литературных жанров.

Автор затрагивает великое множество тем, вопросов:
взаимодействие и взаимосвязь этого и иных миров, их обитателей, мира живых и мира мертвых, проблема двойственности Страшного Суда - происходящего и Сейчас и Потом, появление идеи чистилища, определение вины человека (отмечу, особенно плохо приходится адвокатам и ростовщикам. А Богоматерь может легко выручить из лап Ада, нужно только помнить о покаянии).
Горний и дольный мир весьма прихотливо соприкасаются, бог и его святые то выступают в своем книжном воплощении, то  виде весьма обидчивых, капризных, опасных божков - могут хорошенько пнуть нечестивца или погубить.
Есть в "примерах" и социальная критика, направленная против малых и великих, и нападки на женщин, кои губят нас несчастных. 
Немаловажно, что индивид всегда важнее семьи, а евреи лучше еретиков.

Все это проиллюстрировано тысячью и одним "примером" и великим множеством картинок, благо в этой серии книги богато иллюстрированы и напечатаны на дорогой бумаге.
Остается только трепетать перед мудростью и мастерством сказителя, Гуревич прекрасен, его слог неотразим. Нам бы так.


А.Я.Гуревич
Культура и общество средневековой Европы глазами современников
7-7,5