суббота, 10 марта 2018 г.

Книга. На задворках Круглого стола

Сэр Тристрам никогда не был моим героем, уж слишком сентиментальной была его история и слишком уж сильно она базировалась на адюльтере. Нет, нет, все рыцари регулярно баловались с прекрасными дамами, причем чужими, но это не заслоняло картину их подвигов. Вот прекрасный сэр Ланцелот, он позволял себе с королевой Гвиневерой больше, чем обычно принято по служебной надобности, но простите, граждане, он же с ристалищ, урочищ и чащоб не вылезал! Человек выполнял наиважнейшие государственные поручения и в офис-то возвращался хорошо если раз в месяц, дома во Франции не бывал годами! Приезжает из командировки, руки в мазуте, спину ломит, все тело в ссадинах и синяках, разумеется, пытается оторваться - сон, алкоголь, королева дезабилье. Можно понять, пусть и не одобрить. Кстати, Господь и не одобрил - как ни взыскивал Грааль славный рыцарь Ланцелот, краса и гордость Логрии, а вот шиш - удостоились такой чести лишь сэр Галахад, сэр Персиваль и сэр Борс Ганский, в связи с их духовной чистотой и отсутствием порочащих их связей с прекрасной половиной человечества.
А сэр Ламорак - чемпион Альбиона среди молодежи, вообще крутил роман с королевой Моргаузой - мамой сэра Гавейна, сэра Гахериса, сэра Агравейна, сэра Гарета, сэра Мордреда  и "примкнувшего к ним Шепилова", причем все эти сэры уже по своему возрасту годились сэру Ламораку в отцы. Я не призываю вас рассчитывать возраст почтенной дамы, но намекаю, что любовь зла и рыцари погрязли во зле. Глубоко ли? "Местами по… в общем, по это самое. Вам по пояс будет". Да, так вот, этот самый Ламорак имел порочащие связи, но ценим мы его не за это.
Сэр Тристан же от юбок прекрасной Изольды далеко не убегал, в Камелоте бывал редко и пока братство Круглого Стола трудилось, борясь с преступностью, кое-кто оттачивал свое мастерство в любовных утехах.

Но симпатии симпатиями, а учебный материал потихоньку нужно осваивать, вот я и взял в руки эту махонькую книжицу, изданную еще в 50-е.

Романчик вышел, как и ожидалось, не то чтобы слащавый, но слишком трепетный. Это не трагедия, а мелодрама. Не для мальчиков, а для девочек. Подвиги здесь только для напоминания, что Тристан вообще-то еще и рыцарь, но автор на них не останавливается, ему подавай побольше разнузданного секса. Да и другое дело, что вопрос не только в предмете, но и в интонациях - Бедье велеречиво повествует о чувствах, сердца трепещут, герои бледнеют и краснеют - эдакий душещипательный суповой набор. 

Ужасно забавно здесь смотрится двойственность морали. Я хорошо это помню еще по научной работе Томаса Мэлори, где высокая и низкая любовь прекрасно уживались в рамках одной "куртуазной". Вот герои блудят во всю мочь своих молодых и здоровых тел, но стоит кому-то их попытаться вывести на чистую воду, как тут же следует окрик "неуиноуатые!", "клевета!" "они чисты!", а в адрес информаторов - "смерть предателям!" и "гнусные подлецы". А рыцарская доблесть Тристана это зачастую - ударить первым, убить исподтишка, оговорить. Так что, я, надеюсь, дамы, взывающие к рыцарственности, будут аккуратнее обращаться с терминологией ибо чревато.

Ж.Бедье

Роман о Тристане и Изольде

5,5/10

★★✩✩✩
Рецензия опубликована по заказу Института стиля, статистики и иммунологии имени Мануиила I Комнина

среда, 7 марта 2018 г.

Картинки. Холодная магма

Картинки по запросу enki bilal magma
Картинки по запросу enki bilal magmaА я с детства ценил творчество Энки Билала. Родился, впал в детство, а как посмотрел фильм "Immortel (Ad Vitam)", так сразу записал тезку шумерского божества в свой секретный блокнот. И, когда пришел час, в череду артбуков затесался и этот небольшой артефактик.

У этой небольшой книги очень удобный формат, она прекрасно лежит в руках, но вот для знакомства с творчеством художника совсем не подходит. Здесь нет подходящих миниатюр, вся красочность Билала тут приглушена и придушена, поскольку все картины втиснуты в малый размер без должной адаптации. Эксклюзивных иллюстраций тут тоже нет, да и подборка в целом не лучшая.

Нет, во всей своей красе тут дух Билала никак не явлен. Встретите на улице - обходите стороной.

Enki Bilal
Magma
Hazard edizioni
2000
6,5/10

★★★✩✩
Картинки по запросу enki bilal magma

Отчет опубликован по заказу Института биполярных исследований дальнего космоса имени Г.Ф.Азатотова

суббота, 24 февраля 2018 г.

Книга. Превосходно посахаренные сказки

Фундаментальное отличие между психомагией и психоанализом состоит в том, что психоанализ создан людьми, которые учились в универстетах и занимались наукой, а я создал технику, которая идет от искусства. Я утверждаю, что ученый не может быть целителем. Лечение - это произведение творческих людей и поэтов.
Вот только вынырнет фамилия Ходоровского и тут же нужно делать предисловие и отступление.
Алехандро Ходоровский - весьма известный культуртрегер - немного театрал, чуть-чуть мим, мастер Таро, отчасти шаман и терапевт, кое-где писатель. Некогда снял заметные фильмы - "Крот", "Священная гора", "Святая кровь" (и пяток пожиже), сочинил известные комиксы - "Инкал", "Метабароны" (и добрый десяток помельче). За его плечами горы книг и тонны интервью.
Все они напичканы символами, знаками и их отражениями до такой возможности, что зачастую погребают под собой все остальное. Но, может оттого, дон Алехандро и пользуется большим вниманием в кругах людей, склонных к поиску тайных механизмов мироздания. В общем, это именно тот персонаж культуры, что именуются "культовыми".

Ходоровский всегда балансировал на грани вкуса, никогда, на мой взгляд, не достигая его высших проявлений. Его работам не хватает мастерства и внятности, его творчество всегда несколько избыточно. Многие его максимы кажутся шутовской ахинеей, откровения - эзотерической чепухой, мудрость - претенциозной эксцентрикой, а приемы - шарлатанством.
Другое дело, что человек он все же незаурядный, интересный и яркий.

"Психомагия" - сборник интервью, посвященных его терапевтической практике, которую автор и называет, собственно, психомагией. Вон он у нас на глазах благоприятно влияет на психику человека при помощи определенных символических действий выполняемых больным по индивидуальному ходоровскому рецепту. По словам Алехандро, лечение происходит при помощи творчества и воображения, заметим, однако, что его собственных, а никак не исцеляемого. Впрочем конкретные рецепты по лечению выглядят как карнавальные и эпатажные, как квест для абсурдистской ролевой игры.

Он ловко и хитро скользит между условной "научностью" и мистикой, вспоминая в нужный момент Юнга и Фрейда, сны и предков, а когда нужно дзэн, Кастанеду, шаманов, знахарей.
Так он и смешивает в кучу христианство, шаманизм, буддизм, нью-эйдж, психоанализ, то отрицая их, то выхватывая оттуда отдельные мысли, то впадая в наивный идеализм (его инвективы против загрязнения окружающей среды), то высказывая какие-то многозначительные, а то и многозначные суждения. Сомнительные аксиомы мешаются с забавными историями, и не понять реальными или нет. Рассказывая байки о чудесах, Ходо вовсе не утверждает, что видел чудеса, но замечает, что поскольку они чудесным образом меняли реальность, их можно считать "чудесами". 

Он предстает удивительно дружелюбным, хвастливым, забавным человеком, и учение его выглядит как бодрая, яркая, хулиганская пародия на психоанализ. Другой вопрос, что в чужие руки эту психомагию никак не передать, потому что вся психомагия - это сам веселый дядька пан Алехандро.

Алехандро Ходоровски

Психомагия

7/10

★★★★✧

суббота, 17 февраля 2018 г.

Отчет о прочитанном. Откуда есть пошла удаль джедайская

Вот самурай, а вот гейша. А вот их сёгун
Рубит их на сотню частей.
Белый цвет Минамото и красный цвет Тайра - 
Не больше чем краски для наших кистей.
Борис Гребенщиков "Пока несут сакэ"


В этой работе оказалось не так уж много чего-то ранее мне неизвестного о самурайских замашках, хотя, казалось бы, почти ничего серьезного я на эту тему и не читал*. Но, с другой стороны, это "чего-то" здесь несколько подробнее описано, чем я знал, а где-то проскальзывала любопытная деталь.
Хэйкэ и Гэндзи, ямабуси, ико-икки, сэнгоку дзидай-Такеэда-Нобунага-Хидэёси-Корея-Сэкигехара-Токугава-Мэйдзи - вполне привычная траектория повествования.
Но, увы, это скорее общий обзор истории войн Японии, но не военного искусства вообще. Здесь слишком мало сказано о невоенной жизни самурая, о тактике и стратегии. Смущают мой просветленный ум и несколько сомнительные выводы автора о дзэн-буддизме.
В целом же, это довольно приятная, недостаточно глубокая, но и не слишком поверхностная книжица.

Забавной иногда бывает эволюция этикета. Долгое время у самураев было принято перед поединком долго расписывать свою славную родословную, похваляясь благородным происхождением. А потом приплыли монголы, которые были людьми сугубо практичными, им было скучно все это вранье слушать и они просто стреляли. Так что вскоре этот прекрасный древний японский обычай отошел в прошлое. Так сказать "When you have to shoot, shoot, don't talk." [The Good, the Bad and the Ugly]



 Стивен Тёрнбулл
Самураи. Военная история
7/10

★★★★✩

kindle-version





* А.А.Искендеров "Тоётоми Хидэёси" 1984
Н.С. Николаева "Художественная культура Японии XVI столетия" 1986
И.В.Можейко "1185 год. Восток-Запад" 1989
Мицуо Курэ "Самураи. Иллюстированная история" 2007

суббота, 10 февраля 2018 г.

Книга. Сидя на белой полосе

Картинки по запросу Гай Гульотта, Джефф Лин "Кокаиновые короли"

Мне, право, недурно живется,
Хотя я живу не как все.
Я удобно обитаю посредине дороги,
Сидя на белой полосе.
Майк Науменко

"Документальность" этой повести или "романтичность" этой документалистики не слишком портят процесс чтения. В меру обстоятельная и четкая история расцвета теневого бизнеса Колумбии, без залихватских подробностей и кровавых излишеств. Впрочем, все это дико устарело - по бумажным страницам еще разгуливает дон Пабло, а у нас вся колумбийская мафия давно передала полномочия королей борзым мексиканцам. И даже сериалы о медельинских героях уже позади, а потому посматриваешь на авторов со снисхождением - они в ужасе пучат глаза, а ты щуришься и позевываешь - "И это пройдет".

"На время облавы Барко предоставил всем полицейским неограниченные полномочия. И не ошибся. За первые три недели после выхода указов полиция арестовала 360 человек, захватила 243 килограмма кокаина, уничтожила 5 лабораторий и конфисковала более 400 стволов. Из списка к задержанию в сети попали восемь человек, двое из них подлежали выдаче Штатам."
Забавно смотрится этот успех в пару сотен кило на фоне многотонного потока)

Гай Гульотта, Джефф Лин

Кокаиновые короли

6,5/10

★★★✩✩

kindle-version

суббота, 3 февраля 2018 г.

Книга. Песни с окраины

"С небольшим преувеличением можно сказать, что греки заказывали товары через печенегов так же, как в наше время их заказывают через Интернет."

Борис Юльевич Кагарлицкий в данной работе прослеживает историю Русского государства с точки зрения его встроенности в мировую экономику, объясняя все происходившие процессы и события именно через эту связь. Высокий европейский статус еще единой Киевской Руси объясняется контролем над важнейшей транспортной артерией, когда же она теряет значимость, Русь оказывается на обочине и не обладая больше экономическими аргументами для первенства, вынуждена всю последующую историю постоянно гнаться и не успевать за Западной Европой. Европа же, аккумулировавшая капитал, финансовый и человеческий, идет в авангарде модернизации и прогресса.
Увы, Периферия никак не может догнать центр, ибо заимствуя технологии и продукцию, сама же придает ускорение Центру, питая его деньгами и ресурсами за технологии и продукцию. При каждом же кризисе капитализма больше теряет именно Периферия, финансовый капитал бежит домой, каждый раз обескровливая страны третьего мира.
Собственно, я, по причине неграмотности, не могу сказать, сколько в вышеизложенном,  кроме сосредоточения на России, от самого Кагарлицкого, не есть ли это конспект Иммануила Валлерстайна и подстрочник мир-системного подхода. Впрочем, специфика темы в любом случае заставляет автора все же топать по дорожке самостоятельно, а иногда и полемизировать с мэтром.
Так, наше родное крепостничество Борис Юрьевич рассматривает именно как следствие буржуазной системы, а не последствие феодальной, так как схожие процессы параллельно шли в Америке с ее рабовладельчеством. Именно центр экономической системы диктует правила периферии (той России и той Америке), которая так либо иначе вынуждена встраиваться в эту систему.

"Вопреки мнению Валлерстайна, правящие круги России стремились не противостоять экспансии Запада, а напротив, включиться в миросистему – в качестве ее периферии, но на собственных условиях."

Кагарлицкий не профессиональный историк, а потому мне трудно оценить его багаж - насколько он в курсе вообще, не застряли ли его взгляды где-то 30 лет назад? Настораживает повышенное внимание к небольшому кругу авторов и уж слишком обильно он цитирует Покровского, Соловьева, Ключевского - насколько современная наука благоволит их выводам и сентенциям? Не получится ли здесь так же как с Акуниным, который опозорился на старости лет со своими историческими штудиями, видимо, даже просто не понимая, что творит.

Ряд аспектов оказался не проговорен, даже развал Союза и рождение нового государства рассмотрен излишне детально в контексте темы, в то же время недостаточно подробно с точки зрения истории в целом.
Резануло ухо утверждение, что англичане хотели отдать проливы Российской империи после окончания Первой Мировой войны, раз высадились в Галлиполи. Как раз, наоборот.
Но в целом, любопытно, любопытно.

Борис Кагарлицкий

Периферийная империя: циклы русской истории

7/10

★★★★✩

kindle-version

суббота, 27 января 2018 г.

Картинки. Притормози, Венерка!

Картинки по запросу brendon peterson
Картинки по запросу venus overdrive brendon petersonЕще один экспонат из коллекции, за который как-то неловко. Прямолинейные, одномерные композиции не вызывают никакой симпатии. Этот Брендон - еще один ремесленник, активно ваяющий для человеческих подростков с их людишками Ху и прочей непотребщиной. Плоско, безыдейно. Грустно, девицы...


Venus Overdrive Volume 1. The Art of Brandon Peterson
Brandstudio Press
2008
5,5-6/10

★★✩✩✩
 

суббота, 20 января 2018 г.

2017 в книгах, буквах и цифрах

"Протяжение всего похода - 215 переходов,1150 парасангов, 34255 стадий. Продолжительность похода - год и 3 месяца."
Вот так вот. Черт знает что, но уже полтора года я балуюсь написанием малюсеньких рецензий на книги, и пока даже, вроде бы, никого не обидел. Изготовление вручную даже таких крошек отнимает много сил и времени. Более того, для написания честного отзыва, любое произведение, пусть самое легкомысленное, стоит проанализировать. Даже не будучи вооруженным запасом приемов филолога, не будучи внимательным и догадливым, можно было бы обнаружить некие ценные образы, мысли, желания, настроения, на основе которых, только и нужно рисовать карту книги. Увы, никогда я не погружался в странички с головой и мои обзоры были самыми поверхностными, мимолетными, затрагивающими только самые общие места и запоминающиеся детали, но не проникающими в суть.
В то же время, современная привычка читать сразу десяток книг, перескакивая с одной на другую, играет дурную шутку. Наскучившая работа читается годами, помалу, забывается и теряет маркеры, на основе которых можно выстроить её внятный образ. Так что весьма часто не моя невнимательность губит рецензию, а неумолимое время, стершее все ключевые слова из головы.

А где-то я книгу пусть и описал, но безлико и скучно. Например, меня не зацепила "Лига джентльменов", и я не смог подобрать точных или красивых слов, чтобы ее обозначить. А кое-что я просто не решился описывать или ничего путного выдать был не в силах. А еще слишком часто не получалось писать красиво, а иногда даже не получалось писать внятно.

По сравнению с годом предыдущим, на интересные книги выпало больше очков. Я преодолел 35 художественных и исторических работ - сборников и монолитов, не считая тех, которые зачем-то перечитывал, а их тоже хватало.
Искренне порадовали "Самодержец пустыни" Леонида Юзефовича и "Кровавый меридиан" Кормака Маккарти, наполеоновские работы Олега Соколова.


Fanzone здорово издали старый добрый европейский проджект "Метабароны" от звездного дуэта Алехандро Ходоровский-Хуан Хименес.
Старая заноза в сердце - "Аквариум" заставила прочитать две работы: "Аквариум. Сны о чем-то большем" и, совсем уж не знаю зачем, "Три кита: БГ, Майк, Цой". Не нужно было этого делать...

А вот те самые, о ком я не смог сказать ни слова вслух, хотя и пытался.
Джон Ле Карре "Шпион, выйди вон!" 6,5/10
Джозеф Конрад "Дуэль" 7,5/10
АБ Стругацкие "Парень из преисподней" 6,5/10
Ян Бжехва "Путешествие пана Кляксы" 6,5/10
Джеффри Браун "Вейдер и его маленькая принцесса", "Дарт Вейдер и сын" 6,5/10
Ксенофонт "Анабасис" - 7/10


А еще пальцы трогают кнопки на клавиатуре, а в голове грандиозные замыслы - сделать масштабные обзоры по нескольким темам, если хватит сил и средств:
  • книги о кинематографе, которых у меня накопилось в свое время немало (часть уже у других владельцев)
  • Северо-Западное фэнтези - отрецензировать свысока по-стариковски легендарную желтую серию начала 90-х 
Ну да туманно будущее и не вижу нитей вероятностей я.

А сам год оказался очень неудачным. Путем сложным и опасных экспериментов, выяснилось, что имитативная  магия не работает. А еще (уже третий раз употребил эту конструкцию... ну да без нее никуда) совершенно неожиданно мой организм засбоил, а  потом сломался и теперь до конца дней мне придется не понукать его, а тащить на себе. Ужасно обидно. И просто ужасно. Да и экзистенциальные дыры в голове закрывать все сложнее...

воскресенье, 14 января 2018 г.

Книга. Книга - детям не игрушки

Что есть эта книга?
Кровожадный данс макабр с игрой в поиски Скрытого Смысла - где-то между "Маятником Фуко" и Уральским хребтом?
Мечта интеллигента о физическом воздаянии - так, чтобы и книжка под мышкой, и топор за пазухой?
Просто оправдание прошлого?

Мое старое советское детство хоть и выглядело местами обшарпанным, потертым, заурядным, все же было очень хорошим. И даже не пытаясь найти в нем некие особые ценности, поневоле пеняешь современности, которая кажется куда менее целостной, осмысленной и нужной. Разумеется, причина в количестве прожитых лет, но, может быть, и что-то ценное мы потеряли? Даже весьма злая в отношении советской страны "Омон Ра" мне всегда казалось самой нежной историей у Пелевина, когда даже кровожадные фантомы и жестокие иллюзии не могут затмить суп с макаронными звездочками, курицу с рисом и компот.

Мне книга показалось недостаточно тонкой, несколько однообразной, но неглупой, забавной и, несмотря на весь  meat grinder-fiction, доброй. И герой, и автор, куда постарше меня, но то тут, то здесь мне виделся я сам. 
Это, конечно, тоска не по потерянному поколению, а по стране, которая его потеряла, отправилась искать да и сама сгинула.

Михаил Елизаров

Библиотекарь

7/10

★★★★✩

пятница, 5 января 2018 г.

Картинки. Под сенью волшебника

Этот артбук представляет собой набор работ Алекса Росса для журнала комиксов "Wizard".

Не будем повторяться, все было сказано раньше в очерке о "Мифологии". Это все те же пафосные монументальные персонажи, достаточно здорово исполненные, чтобы завести простой народ. Другое дело, что данное издание предполагает совсем другую подачу. Перед нами небольшая книжица и наполнена она весьма небольшими картиночками - обложки, футболки, фигурки, скетчи, эскизы, наброски, с оформлением в виде интервью и комментариями. Рассчитано, разумеется, на самых отпетых фанатов, в отличие от полнокровного и масштабного мифологического компендиума.
По фото Росса - мордатого крупного дяди, можно догадаться, что рисует он сам себя, только сильно краше и в трико.


Alex Ross
Wizard: A Personal Collection Alex Ross (Expanded Millennium Edition)
2009
6-6,5/10

★★★✩✩




воскресенье, 31 декабря 2017 г.

Книга. Европейские ценности

В такие времена трудно разобрать, где безумие, а где идеализм.

Единственное, чем, на мой взгляд, отличается женский текст - в нем куда меньше драйва, чем в мужском, поскольку дам чаще интересуют чувства и впечатления, а мужчин - действие. Впрочем, это и происходит далеко не всегда, да и я не такой знаток литературы, чтобы настаивать на действенности этого правила. Но вот здесь с куда большим удовольствием рассказывается не о войне, а более о политике. Не хватает разбора стратегии и тактики, не хватает звона оружия.
А с  другой стороны, все равно интересно. Очень наглядно показывается как определенные противоречия, в данном случае, прежде всего, религиозные, тянут за собой другие - династические, союзнические, экономические и превращаются в какой-то неразличимый клубок проблем, претензий, ненависти, где уже возникают другие аргументы и они имеют новые последствия, одно цепляется за другое, вот уже религиозные интересы сменяются национальными (если можно использовать этот термин в контексте тех лет), и политика диктует поведение, которое еще недавно и представить было нельзя.
Все игроки играют сразу против всех и подставляют друг друга, генералы предают своих вождей и своих солдат, солдаты разбегаются, а крестьяне идут в армию, чтобы было чем прокормиться и потому что лучше грабить, чем быть ограбленным, чума опустошает Германию, голод косит людей, неурожаи, грабежи, пожары, резня и не видно ниточки за которую можно дернуть, чтобы клубок распутать. Нет единых фронтов, феодальные отношения запутаны, а алчность и властолюбие давно задушили любые признаки верности и бескорыстия.

Что касается стиля, то текст слишком плотный, Веджвуд будто говорит не набирая воздуха,  без пауз журчит, журчит, журчит. Но вещь, несомненно, полезная для головы. Так закалялась европейская сталь.

"Война, унесшая столько жизней неизвестно во имя чего, заставила людей задуматься над целесообразностью отстаивать свои убеждения посредством меча. Они отвергли религию как повод для войн и придумали другие.
Конфликт, так долго длившийся и столь усердно поддерживавшийся, в итоге не доказал правоту ни одной из сторон. Проблемы война не разрешила. Морально отвратительная, экономически разрушительная, социально губительная, преследовавшая малопонятные цели, бесчестная и фактически безрезультатная, эта война вошла в историю Европы как выдающийся пример бессмысленного кровопролития. Подавляющее большинство населения Европы, подавляющее большинство населения Германии не хотело войны, но как бы ни была велика эта людская масса, она не имела голоса. Их судьба решалась во дворцах. Но и среди тех, кто один за другим втягивался в войну, мало было людей, кто не питал бы надежд на подлинный и прочный мир. Почти все — за исключением, может быть, короля Швеции — вовлекались в конфликт больше из-за страха, а не из-за пристрастия к завоеваниям или к вере. Они стремились к миру и за мир воевали тридцать лет. Люди не понимали тогда и не понимают сейчас, что всякая война порождает только войну."

Сесили Вероника Веджвуд

Тридцатилетняя война

7/10

★★★★✩

kindle-version

суббота, 30 декабря 2017 г.

Картинки. Да на тебе пахать надо!

Это был толстенный талмуд во много пудов. Я только начал знакомиться с жестоким миром комиксов, был зелен и неопытен, а этот человек выделялся мастерством на фоне своих собратьев по ваянию супергероев под знаменами Марвел/ДиСи, к которым я тогда еще не испытывал идиосинкразию. 

Алекс Росс - фигура в комикс-мире известная и пользующаяся большим уважением. Реалистичность, масштабность панорам, мощь рвется из каждого кадра. 
И да, дядечка весьма качественно работает, у него есть мастерские полотна, но увы, на всем этом лежит печать посредственности. Нет, не просто посредственности, конечно, а мастерской посредственности. В его работах нет никакой одухотворенности, они удивительно однообразны, в них ничто не скрыто под слоем краски. Он рисует в основном американских супергероев и ни на шаг не отходит от темы.
Все эти мордатые, жопастые, дородные, мускулистые дяди и тети будто сошли с масскульт-полотен 30-х - массивные рабочие, крестьяне, откормленные дети, спортсмены, улыбающиеся до пределов щек.

Каждого из его персонажей легко представить до предела надутой резиновой куклой. Челюсти у них шире лба, ноги толстые, а позы пафосные и монументальные. Это ожившие гранитные статуи в пестрой раскраске, нелепой одежде и с грацией бульдозера. Они решительны, насуплены и принимают только картинные позы. Весь этот маскарадный отряд отлично бы смотрелся в горячем цеху или в колхозе в страду.


воскресенье, 24 декабря 2017 г.

Картинки. Шарлатаны, жулики и Жан Жиро

А вот необычная штука - настоящая подделка. Кустарное производство во Франции не дремлет. 
Когда я чуть-чуть стал разбираться в мебиусоколлекционировании, то обнаружил, что есть целый раздел печатного творчества художников - портфолио. Портфолио чаще всего представляют собой конверт и в нем 8-20 отдельных иллюстраций в альбомный лист на заданную тему, иногда еще несколько страничек текстовых. Хорошая бумага, ограниченный тираж в 500-2000 экземпляров, часто портфолио пронумерованы лично художником. У Мебиуса на подобную продукцию цены в давние те годы начинались где-то от 100$ золотых монеток, нынче примерно от 200$, впрочем, зависит это от конкретного произведения.
Я сдуру купил этот "набор" в Галлии за настоящие деньги (но не такие красивые, как обозначено выше), поскольку был неопытным и невнимательным.
Микроформат (где-то 9х7 см), обычная бумага, обычный ксерокс. Авторы честно признают, что тираж маленький, всего сто экземпляров, пронумерованный, как положено, от руки, неведомо только чьей. Ну и не менее честно - "Mini portfolio pirate", да, да, пиратское. Мебиус к данному продукту никакого отношения не имел, это просто честная подделка.
Оценивать подобную работу как-то даже неловко, поэтому воздержусь от оценки рисунков, надерганных отовсюду.

EUROP-ASSISTANCE par MOEBIUS
???
2/10

★✩✩✩✩
Предприимчивый делец наштамповал таких "портфолио" еще несколько видов и активно из продает на французском рынке. А может, это целые династии трудятся, а не один энтузиаст? В общем, если будучи в Париже случайно поймаете этого негодяя, дайте знать, пожалуйста









суббота, 23 декабря 2017 г.

Книга. Тимур и его поэт


Тамерлан был игроком, но он играл в шахматы, а не в кости. Он был готов рисковать всем, но в затевавшейся партии полагался только на свой ум, а не на случай. 
Жизнеописание Тамерлана из под пера Ру вышло какое-то очень сумбурное и приблизительное. Вот кусочек отсюда, вон отсюда, а здесь мы брать ничего не станем. Кое-где речь автора становится излишне выразительной, а описание событий излишне пунктирным - прежде всего, это касается описания битв и войн. Их как таковых и нет, что для биографии великого завоевателя очень странно.
 Состоялся пир, на котором подавались вина: мазандеранское белое, ширазское красное, хорасанское жемчужно-серое; пили и водку, чистую и прозрачную, как горный ручей. Недостатка в дамах вельможных, как и самых легкомысленных, на празднике не было. 
Есть любопытные детали, но в целом рассказ настолько вдумчивый, что от него становится скучно. Ну вот сколько нужно посвятить места архитектуре в истории Тимура, неужели десятки страниц? Вот автору интересна архитектура и он посвящает ей десятки страниц. Это в истории Тимурленга, да. Сам его образ будто все время не в фокусе, уплывает куда-то за кадр, события сами чередуются, а он где-то в стороне их только понукает.
Странно, но Тимур не занимает почетного места; оно досталось его духовному учителю Саиду Бараке, старцу, умершему на Кавказе, куда он прибыл к нему, чтобы попытаться утешить. Тамерлан попросил, чтобы его положили у ног этого человека, дабы тот заступился за него на Страшном суде.
И все равно, с трудом преодолевая строчки, я не мог конкретизировать в достаточной мере свои претензии к тексту. Ответ на то, отчего же мне так не понравилась книга, нашелся в послесловии издателя.
"Что же касается книги Жан-Поля Ру, то это биография, изложенная ученым с блестяще выраженным поэтическим даром. Французский востоковед, взявшийся за биографию Тимура, писал ее от всей души, опираясь на знания, приобретенные в Сорбонне. Он показал того Тимура, который соответствует его восприятию, его душевному настрою и его историческому впечатлению от этой личности после преломления в исключительно собственном воображении.
Ум и знания Жан-Поля Ру стремятся к объективному изложению истории, стараясь вести его по дороге исторической объективности, но душа, которая водит его пером, постоянно склоняется к восхитительно поэтической оценке в общем-то страшных событий, связанных с деяниями Тимуpa. При этом автора нельзя обвинить в искажении фактов, — они изложены четко с точки зрения хронологии и событийности. 

Книга французского ученого основана не только и не столько на восточных источниках, но в первую очередь на их западных переводах и интерпретациях. 

Да, да, да. Поэт любуется, то с одной стороны зайдет, то с другой. Рассматривает нос и поет о нем, задумается, поглядит на тучку и снова пару строф набросает. Вот и портрет - нос и туча. И все из западных чистых как кристалл источников.

Жан-Поль Ру 

Тамерлан

6-6,5/10

★★★✩✩

kindle-version

суббота, 9 декабря 2017 г.

Картинки. Искушения св.Мёбиуса или Экспресс в Пустоту

В этой серии рисунков у Мебиуса сливаются 40 дней Христа и мексиканский шаманизм, искушение дьявола и сюрреализм. Пустыня - это место, где скрещивается множество миров художника - от "Арзака", "Герметического гаража", "Блюберри" и до отдельных скетчей, его вечный образ необъятного мира.

Центральная фигура этого полиптиха - отшельник, монах, ищущий просветления или просто живой барельеф, который стесывается ветром, солнцем, и вниманием окружающих.
Перед нами не то глюки, не то видения, бред или откровения, в зависимости от культурного багажа и душевного равновесия. Ангелы, демоны, зайцы, святые, драконы семенят, плывут, скачут вокруг и растворяются за границами картины. Пустота наполняется деталями, существами, явлениями и снова очищается до чистого белого цвета, до исконной пустыни, стирая самого искателя.

Здесь следует сказать, что целый ряд книжек Мебиуса печатался для европейского зрителя вовсе не во Франции, а в Испании, Италии, Германии. Я затрудняюсь сказать отчего, может ради адаптации под местные нравы и перевода, может для ухода от налогов. Но у меня есть несколько испанских изданий от Norma Editorial, а вот эта книжка, от Nuages, итальянская копия. В оригинале ее издавал французский Stardom.
C 1999 она выдержала несколько переизданий на французском, одно на итальянском и одно на японском, но купить за честные деньги ее фактически нельзя.
Кстати, Христу у Мебиуса была посвящена маленькая книжечка "2001 Апрель Иисуса Христа".

А ""Сорок дней в путыне БИ или стратегия деменции" это, пожалуй, лучшая работа позднего Мебиуса - цельная, полнокровная, изящная, многоплановая, медитативная, мебиусная.

40 days nel deserto B Nuages
2000
8-8,5|10

★★★★★