воскресенье, 10 января 2021 г.

Книга. Скучная партия

Испания. Детектив. Картина. Шахматы.
Персонажи кажутся приторными, а их расстановка на доске кажется банальной - красавица-умница героиня, ее учитель - изящный и мудрый голубой антиквар, оба тонкие любители высокого искусства, слушатели правильной классической и джазовой музыки, каждый жест - изящество, каждая мысль остра... С ними еще пачка донельзя утрированных персон. Кажется, что это чьи-то клоны. Все они шагают предсказуемо, как будто для каждой из фигур возможно только строго определенные ходы.
Что странно для книги погружающей в историю, переводчик называет Карла, в нашей традиции Смелого, сначала Отважным, а потом все-таки Смелым. А Максимилиан Австрийский "присваивает бургундское наследство". Каково? Он его вообще-то как приданое жены получил.
Капабланка тут - лучший шахматист всех времен, что неожиданно.
 

Вполне мастерски написано, вполне изощренно и в меру интеллектуально, но меня оставило равнодушным. То ли книги в свое время Реверте стали эталоном для будущих поколений и их растащили по кусочку туда-сюда, так что все это вызывает зевоту, то ли изначально они были написаны в рамках мейнстрима и уже тогда были только шаблонным развлечением, что запоминается только до наступления нового дня. Не все ли равно...

Артуро Перес-Реверте
Фламандская доска
6,5

kindle version
★★★✩✩


суббота, 2 января 2021 г.

Картинки. Мёбиус - флора и фауна

Старая любовь заставляет платить снова и снова, вот насколько это вредная штука! Думаешь, что все, бросил, завязал, забыл, сердце не екает. Ан нет. Все равно какие-то книжечки Жана Мёбиуса докупал во Франции и США, заказывал и листал.




Три полновесных тома "Внутри Мёбиуса" от Dark Horse представляют собой самокопание художника по итогам долгой творческой жизни. 

пятница, 25 декабря 2020 г.

Книга. Хватит чудес!

Книжка эта - важнейший исторический источник, образец ранней истории буддизма, пример для подражания последователей. 

Работа Хуэй-Цзяо это именно литературный/книжный китайский буддизм - противостоящий простонародному буддизму, с его чудесами и спецэффектами, уже впитавший конфуцианство, вписанный в традиционную историографию. В подходе к рассказыванию истории автор следует традициям Китая "передавать, но не создавать", то есть не просто стараться не врать, но и не добавлять отсебятины. Идеалом "правильного" монаха, выступает именно книжник, трактователь, переводчик, но не чудотворец.

Чувствуется определенный уровень восприятия человека пусть религиозного, но не желающего впадать в доктринерство. Автор указывает на сомнительные, с его точки зрения, моменты, изредка на обвинения деятеля в чем-то сомнительном. Вообще книга написана и четко и, по-своему, элегантно или скорее просто и изящно.
Еще заметно, как довлеет китайскость с ее почтительностью и церемониалом, преклонением перед официальными лицами над этими вроде бы безразличными к мирскому буддийскими гражданами, которые вполне себе склоняются перед земными владыками.
Так что, чудеса есть, о них можно упомянуть, но они не значимы. Важнее скорее несение культуры в массы.

Хуэй-Цзяо
Жизнеописания достойных монахов (Гао сэн чжуань)
В 3-х томах. Т.I (Раздел 1: Переводчики)
7/10

★★★★✩


суббота, 19 декабря 2020 г.

Книга. Тиран в неопределенности

Здесь нет изначально злого Сталина, зачатого демонами и нет Черных Знаков Рока отмечающих его кровавый путь. Чем неплох Рыбас, так это тем, что он пытается вписать Сталина в русскую традицию, в контекст эпохи, чего не было у того же Хлевнюка. Для либерала Сталин это такой тиран в вакууме, никак не связанный тысячью пут с окружающим миром, диктующим ему свою волю, а просто одержимый властью и лишенный идеалов злодей.
Вот, говорит уже во введении, автор, суровый климат, низкое плодородие почв и протяженность границ вели к формированию особого типа отношений власти и общества - все излишки инкорпорировались главе военизированного государства, так как для частного распределения их было слишком мало. И со Сталиным та же петрушка. Для затравки уже неплохо, хотя и не бесспорно.
 
Рыбас в общем-то старается дистанцироваться от собственных политических взглядов, от дешевого психологизма, когда автор рассказывает, что там творилось в голове у героя. Но получается не всегда. Местами чувствуется именно попытка подать картинку ярко, а не исторически точно. Раздражают все эти регулярные восклицания о Боге. Много грубовато составленных формулировок и часты упрощения.
Например, чтобы охарактеризовать Сталина в молодости, он приводит выдержки из Троцкого, который, естественно, Сталина в молодости не знал, а писал сильно позже, имея опыт взаимной неприязни.

Вообще странностей в этой работе, как обычно, воз и маленькая тележка:

воскресенье, 13 декабря 2020 г.

Книга. Северо-Запад. Я - легенда

Эта книга хоть и входила в серию, которую я старательно собирал, попала ко мне против моей воли. Как-то мы с папой зашли в книжный магазин, еще советского образца, пытающийся соответствовать новым временам, и я увидел любимые желтые суперобложки, и я увидел "Волшебника Земноморья", которого читал в журнале "Наука и жизнь", но в виде книги не имел, а хотел, хотел, уж очень он был хорош. Пока я рассматривал обложки, папа пролистывал от нечего делать "Легенду" и, увидев в аннотации сравнение автора с Достоевским и Кафкой, заявил, что согласен на покупку именно её, а не каких-то там земноводных волшебников. В те времена я был еще мал и должен был повиноваться воле отца. Так что пришла она без желания. И оправдала полностью его отсутствие.
 

Заглавный роман о последнем человеке в мире вампиров знаменит, окинематоргафирован, но мне не нравится. Он дотошный без вдохновения. Подобные работы кажутся дико устаревшими, как какой-нибудь Фенимор Купер - уж больно медленный темп в этом развлекательном чтиве с претензией на философию.
Возможно Мэтисон первый стал смотреть на вампиров, как на научную проблему. Да, у него есть финальный твист. В остальном же это терзания, рефлексия, неудовлетворенность героя, намек на драму, но куцый. Если его и сравнивать с Достоевским и Кафкой, тогда он проигрывает с разгромным счетом, потому как таланта в нем сильно меньше.

Вторая история - о уменьшающемся человеке - занудна и утомительная чрезвычайно. Моральные переживания героя одномерны, заурядны в своей трагичности. Злоключения не вызывают любопытства. Инвалиду можно сочувствовать, но едва ли интересно все время слушать, как тяжело ему выполнять какие-либо заурядные манипуляции. Здесь же невероятно дотошная картина бытования и страданий, физических и психологических, подавляют все живое.
Я тянул страницу за страницей и строчку за строчкой так долго, что состарился. Уже давно мне не попадалось ничего более скучного. Только сила воли помогла добрести до финала.
Даже какие-нибудь "Приключения Карика и Вали" и "В стране дремучих трав" сильно веселее. Можно было бы придумать скрытый смысл и философскую подоплеку, но даже так, книга-то веселей не станет.
Научность, кстати, тут чертовски условная. Пауки и воробьи ведут себя как волки и коршуны. При уменьшении размеров человека в десятки раз, физиологически ничего не меняется.

Вообще, эта книга, наверное, менее всех подходит для серии. Первая работа - это скорее "постапокалипсис", вторая - классическая фантастика, из времен Уэллса. Да, они написаны позже, здесь много психологии и внутренних переживаний, но все равно обе кажутся архаичными. Не говоря уже о том, что они чужды серии. 
У книг много поклонников, это классика, кивают, на то, что это все не просто образы, но метафоры, не какие-нибудь дешевые приключения, нет... Но никакой метафоричности не спасти эти снулые тексты.

Ричард Мэтсон
Легенда
5-6

★★★✩✩

"Последний человек" датируется 1954 годом, в 1956 опубликован "Невероятно уменьшающийся человек".

суббота, 5 декабря 2020 г.

Книга. В молоко

Как человеку всю жизнь проторчавшему безвылазно на Донбассе, мне любопытно иногда узнать, что думают люди со стороны. Например, родной железнодорожный вокзал в Коммунарске в рассказах иногородних всегда приобретал какие-то хтонические черты - желтый-черный снег, желтый-черный дым, ужас без конца. Так и с войной, вон приехал человек со стороны сражаться, знаменитый писатель, что он видел, что узнал, что понял?
А видел он что-то, что никак не узнать.
Все, что описывает Прилепин, будто происходит в других пластах реальности и люди, тут бродящие, они и не люди вовсе. Они по-раблезиански пируют, пьют алкоголь и не пьянеют, все их женщины прекрасны, недруги несчастны, друзья мужественны, сильны, умны, остроумны. Это какое-то мифологическое пространство, Тьма и Свет, витязи, герои, богатыри, могучие и красивые, распирающие плечами все пространство Донбасса. Плохое в них незаметно, все без остатка ушло в тень, это ожившие гранитные памятники, любой их жест возвышен и достоин быть запечатления.
 
Другое дело, что вписать это в рамки некой сакральности, как того хотелось бы автору, едва ли возможно. Забавно, конечно, как вся агрессия, бандитизм, беспредел, глупость, жестокость почти скрыты, только иногда проявляются в тексте через безобидное самодурство, невинную вседозволенность, легкое презрение к тыловикам.
Хотя, вроде бы, Прилепин все это понимает, но не хочет верить в неприглядную грубую реальность и даже самые мрачные вещи у него в розовых тонах героики, кажется, вот-вот где-то боевой единорожек пролетит.
Так что получилась некая утрированная картинка, романтика святой войны, где вся грязь и мерзость не видны, наши хорошие, их - плохие, наши - разведчики, их - шпионы. Такая пропаганда пополам со сказкой. Вот только сейчас заметил, что это "роман-фантасмагория".  Заметил бы сразу и писать-то было бы не о чем.

Забавная у него претензия к Гребенщикову. Автора сильно задело, что БГ поет песню "Слова растамана", где есть такие строки
Случилось так, что в саду наших душ вместо ангелов ходят артисты,
Ходят за деньги, прямо по цветам сапогами.
До счастья было рукой подать, но всё испортили сепаратисты,
Теперь нам придётся идти к нему своими ногами.
Поет и в граде Киеве. Ага. Прилепин зол - это БГ гад сепаратистов обвиняет, тех, которые на Донбассе! А там людей убивают!
При всем скептицизме к политическим воззрениям Бориса Борисовича, отметим, что песня написана намного раньше, ажно в 2004 году, исполняться стала тогда же, по характеру является антивоенной, и про сепаратистов там говорится скорее в контексте "ага, ага, ну да, снова вам, ребята, кто-то помешал счастья по легкому сорвать, врите дальше". Так что странная оптика у Прилепина, странная.

Захар Прилепин
Некоторые не попадут в ад
6,5

★★★✩✩
kindle version

пятница, 27 ноября 2020 г.

Иллюминатор. Фашизм не пройдет!

Ох уж эти сюжеты, которые "близки советской истории", как с тревогой и печалью замечает аннотация. Португалия. Рефлексирующий интеллигент, погруженный в прошлое, встревоженный наличием какой-то там революционности и какой-то там политики в настоящем. Горячая молодежь, радеющая за республиканскую Испанию. Где-то там за углом караулят фашисты. И вся книжка какая-то слишком идеологически верная, как будто ее у нас писали о грозных 30-х где-нибудь в грохочущие 90-е. Вот, посмотрите, указывает пальцем автор. Правильный интеллигент, правильная молодежь, все они хорошие. Творчество, горячие сердца, свобода. А вон неправильные сухие и глупые людишки, злые убийцы, без сердца. Автор делает грустное лицо. Они плохие.
Хоть написано и прилично, но уж больно вторично это сейчас читается, больно гладко и "правильно".
 

Антонио Табукки
Утверждает Перейра 
6,5

★★★✩✩
В заглавной повести "Концерт" тоже сплошная рефлексия и тоже изживание последствий фашизма. После смерти жертвы продолжают жить параллельно жизни, а главной темой истории становятся искупление вины и прощение. А "Концерт" кажется довольно анемичным, поскольку тамошняя жизнь после смерти не подает признаков жизни.
Две другие истории также будто лишены всяких живых эмоций, даже когда их описывают, такая уж тут проза - иссушенная и статичная.
 


Хартмут Ланге
Концерт. Путешествие в Триест
6

★★★✩✩

суббота, 21 ноября 2020 г.

Книга. Кино или политика

Вот иногда тянет по старой памяти почитать что-нибудь умное о кинематографе, хотя для меня кино давно перестало искрить и пениться. Но вот эта книга интересна тем, что тут и связь с политикой обещают вскрыть и какие-то скрытые смыслы. Хотя подобные авансы могут и обмануть, помню работу "Кино как бизнес и политика", кажется ее Юсев даже хвалил, но книга была пустая - политики там не было вообще, а бизнес был расписан так, что впору самому было давать уроки автору.

Выстроено все аккуратно. Демонстрируются связи Голливуда и политического бомонда, рассматривается финансовый вопрос - кино приносит корпорациям-владельцам не так много, поэтому творческий процесс едва ли не вторичен, ведь реклама и политика дают немалые деньги. Подробно рассмотрена пачка фильмов, где эта связь прослеживается отчетливо и явлена на экране.

И вот вроде бы идеологи находят прекрасную возможность внедрить пучок идей в зрителя, а киноделы пополнить кормушку. Замечательно. То, что подобная связь существует и процветает, здесь продемонстрировано. Правда до конца не понятно, а насколько этим охвачен Голливуд - на 100%, на 30%? Ведь не все картины несут оплаченную идеологию? А точно все эти фильмы - набор неких идей в художественном воплощении, а не просто истории, из которых можно нацедить немного идей, которые туда ненароком просочились? Не понятно.

Почему же вдруг начинают снимать фильмы поперек традиции про геев-негров-сильных женщин и давать им оскарей. Это случайность? Или тренд? Кто-то формулирует эти вещи во власти или это пелевинские жучки переползают, чтобы ветер дул? Я не знаю.

Курица или яйцо? Насколько взаимосвязи между кино и политикой важны? Насколько кино инспирировано политикой, а насколько кино просто черпает в политике? Точно ли политики повлияли на кинофон или кинодельцы зачерпнули из кипящей политики, что сделай острей свое блюдо? Ответ не находится.

Кто будет спорить с тем, что господствующий класс формирует культурную повестку? Но насколько велико его влияние и насколько всеоъемлюще? Ответ на вопросы - где-то между конспирологией и тайной. Но не в этой книге.

Алексей Юсев
Кинополитика. Скрытые смыслы современных голливудских фильмов
6,5/10

kindle version
★★★✩✩

понедельник, 16 ноября 2020 г.

Книга. В черной-черной комнате

Отряд неуемных наемников поступает на службу к злодейской ВЛАДЫЧИЦЕ, которая все никак не может усмирить обширное восстание. Наемники СУРОВЫЕ ух! и потому называются "ЧЁРНЫМ ОТРЯДОМ"!!!, ВЛАДЫЧИЦА, ее слуги и противники - КОШМАРНЫЕ просто ЖУТЬ, ЗЛОВЕЩИЕ, КОВАРНЫЕ, МРАЧНЫЕ - в таком или в любом другом порядке. 
Это, по слухам, чуть ли не первое заметное отклонение от привычных канонов фэнтези в пучины мрака, главные герои как бы такие себе негодяи, а романтики тут ни на грош. Все такое мрачное-мрачное, черное-черное. Так и называется стиль - "темное фэнтези".
Только вот вся эта чернота, грубость и жестокость какие-то надуманные и пафосно-выпендрежные. Вот в целом - это скромненькая байка для подростков, которые любят ходить в черном, красить в черный ногти, и на этом всё, их чернота ограничивается внешними признаками.

 

Может быть, пренебрежение к тексту возникает оттого, что сочинение это какое-то слишком герметичное, до клаустрофобии - будто бы и нет здесь пространства, почти вся история выстроена в диалогах десятка персонажей, остальное - театральный задник. Будто камера привязана и следует за героем, поэтому мы не видим панорам, многолюдья, глубины. Эдакие "Бешеные псы" - диалоги в разных комнатках, вот только Кук не Тарантино, эти самые диалоги - несущая конструкция романа, откровенно посредственные.

Интриги часто построены на неведении читателя, то есть любое "оп-ля!" происходит необоснованно, выскакивает из-за угла в месте, где никаких углов. 
Пол книги хитрые наемники узнают все планы заговорщиков благодаря своим колдунам и хитро-хитро делают вид, что это все благодаря шпионам, чтобы никто их колдунам не навредил. Да уж, в мире колдовства все такие наивные.

Есть любопытные персонажи, но не заметно никакого мастерства в построении сцен, баталий, окружающего мира в целом, все тут тусклое и бедное.

Так что говорить о каком-то "особенном" подходе тоже не приходится. Обычное фэнтези, только с хмурой/насупленной рожей. Ну или просто в обычной комнате свет выключили и назвали "особым миром" и "Темной комнатой".

Глен Кук
Черный отряд
6-6,5

★★★✩✩
kindle version

суббота, 7 ноября 2020 г.

Книги. Мерлин, бык и другие ребята

Время от времени возникает необходимость сослаться на незыблемые авторитеты, продемонстрировать связь с высокой культурой, погрузиться в глубь истории и козырять потом именами. Ну и вообще, нужно иногда заглядывать в стародавнее, чтобы узнать всю-всю правду, что там вообще было на самом деле. В серии "Литературные памятники" вся-вся правда активно выходила в печать...

Гальфрид Монмутский - отчаянный плут и врунишка, плетет небылицы с самозабвением, его работа это смешение легенд, мифов, собственных выдумок и исторических фактов*. Зато он был тем, кто продвинул в Культуру Артура и Мерлина. За последнего он даже написал пророчества. Можно было бы даже сказать как-нибудь так:
Мерлин пророчества рек в поэтической форме
Их нам поведал благочестивый Гальфрид Монмутский
То презабавная выдалась смесь из дурацких знамений
Вздора, нелепиц, вранья и выдумок праздных
И для истории бриттов могучих
Книги его почти не имеют значенья
Редкие факты тонут в пучине незнанья
 

Его "история Британии" это просто нанизывание однотипных вождей и стереотипных войн, будто под копирку, страница за страницей. Пророчества** построены по тому же принципу, но замутнены многозначительностью и невнятицей "Красный дракон придет из лесов Калидонских, он схватится с Черным Вепрем и погонит его прочь. Звезда падет на Востоке и восстанут тевтоны, криком огласит весь мир Дева Пучины и отключатся айфоны".
Несмотря на крошки правды, это не историческое, а литературное произведение. 
Мне было откровенно скучно.

Гальфрид Монмутский
История бриттов. Жизнь Мерлина
6,5

★★★✩✩

понедельник, 2 ноября 2020 г.

Книги. Ведьмак на шпагате

Я прочитал почти весь цикл о Ведьмаке давно-давно, но только почти, сломался на последней части, не одолел. А недавно собрал всю волю и накопил все силы, и взял, и превозмог, потому что нужно же было заесть мерзкий привкус глупого нового сериала. 

Ранние работы - это во-многом иронические инвективы в адрес сказок - от переиначивания сюжетов, до переосмысления "героев" вроде сапожника или свинопаса, от рассуждений персонажей сказок о сказках, до лексических игр в виде встраивания в архаичную среду современных речевых шаблонов типа "несчастный случай на производстве". 
Вот пьяный гном плетет про найденную чашу, и знающий человек понимает, что это такой смешной намек на чашу Грааля. Вот персонажи снова и снова обсуждают и деконструируют мифы и страхи. А вот аллюзии на вторую мировую, а Нильфгаард - это вам и турки и нацисты в одном флаконе, а вот "самый подлый в истории" сговор по разделу державы - намек ясен, СССР и Германия, правда в реальности СССР не делил союзника, с Польшей были очень поганые отношения, так что пан, идите лесом.
Секс, грубость, подколки, грубый секс и сексуальный подколки, цитаты, все это кажется постмодернисткой игрой, попыткой отстраниться от надоевшего классического фэнтези, чтобы поиграть с ним в прятки.
Однако играя с мифологическими структурами, препарируя сказки, автор создает свою собственную, что вызывает некоторый диссонанс. В самом деле, довольно трудно часто и густо острить на тему любви и секса с одной стороны,  с другой вполне себе всерьез кроить любовные мелодрамы, пафосно закатывать глазки и множить многоточия. То есть автору-то не трудно, а вот читать неловко. Перебор с сантиментами сопровождает героев постоянно, но сентиментальность местами переходит в мелодраму, ирония в кривляние, а то и в пошлость.
Но наигравшись в первых книгах, от чудищ Сапковский переходит к людям, которые как бы еще хуже. Интриги, измены, шпионаж, войны, убийства, резня, предательства. И тут это сочетание хаханек и безжалостной кровожадности кажется еще более противоречивым. Вот нам демонстрируют вампира, который как бы алкоголик (вы же знаете, что кровь людская вампирам не как пища, а чтобы надраться? ха-ха-ха), и параллельно демонстрируют распотрошенных женщин. Нет, далеко не всегда ему удается гармонично вписать свое хихиканье и стеб в картину мира.

История мутирует от частных похождений ловкого охотника на монстров до всеохватных эпических битв и пути побитого жизнью Спасителя, и вот где-то на середине пути автор выдыхается, хотя и пытается менять манеру речи. Чем дальше тем больше ведьмак теряется и местами ведет себя дуб-дубом и дурак-дураком. Появляются необязательные ситуации и чудесные спасения, злодеи в нужный момент, как положено, детально раскрывают свои злодейские замыслы, Сапковский уже гонит строку на автомате, вот уже бредет по полям целая команда, как на подбор, хоть сейчас в MMORPG, а шуточки и отсылки уже совсем не радуют, а раздражают.

Речь Сапковский часто выстраивает пышную, многословную, с завитушками - архаизмы, латынь, казенный волапюк, маньеризм. Иногда это забавляет, со временем надоедает.

Вся эта история часто кажется застрявшей на шпагате между постмодернистким стебом, деконструкцией "классического" фентези и новым "реалистическим" фэнтези Мартина и Аберкромби. Это одновременно и фэнтези и пародия на фэнтези.

Цикл иногда забавный, иногда симпатичный, Но вот восторга и повода говорить с придыханием не возникло. Как итог, всей композиции не хватает цельности, она утомляет, как не достигшее гармонии переплетение разносторонних противоречивых желаний и потенций, но в качестве развлечения вполне годная к использованию. Особенно, если не читать все сразу.

Анджей Сапковский
Ведьмак (сборник)
6,5-7


«Последнее желание»
«Меч Предназначения»
«Кровь эльфов»
«Час Презрения»
«Крещение огнём»
«Башня Ласточки»
«Владычица Озера»
«Сезон гроз»
★★★★✩
kindle-version



Кстати, почему Геральт не верит в богов, при всей эффективности магии? Магия - это же нечто мистическое, она не объясняется здесь механизмами природы.

воскресенье, 25 октября 2020 г.

Картинки. Мурый Лавкрафт


Один молодой журналист в расстроенных чувствах после смерти любовника отправляется в путешествие по Америке, сталкиваясь с пугающим кошмаром, выплеснувшимся в пределы реальности из небытия или только привидевшимся ему, причем эти грезы все сильнее сотрясают его разум. Но что есть мир, если не его разум и его греза? Ну или греза Говарда Филлипса Лавкрафта.
Эта работа Мура - попытка вычленить из текстов Лавкрафта подспудное, подсознательное, и на их основе создать свою собственную историю уже как смесь из этого подсознательного, но выведенного в качестве реального, из того, что Лавкрафт, собственно, рассказывал и из того, что мы как нашу реальность представляем.

То есть в этом сплетении один пласт - это взгляд со стороны на рассказы Лавкрафта, где в центре внимания подобный его героям рефлексирующий нервический интеллигент, ведущий дневник, и это попытка толкования. Все переплетается - подсознание, страхи и желания, реальность - версальский договор и сухой закон, права женщин, коммунисты, личность Лавкрафта и чудовища. 

воскресенье, 18 октября 2020 г.

Книга. Спасите Наполеона

Во введении от редакции утверждается, что давно пора обновить наше представление о Наполеоне Бонапарте, ведь столько нового появилось в научной мысли, за чем советские деятели не угнались, но почему-то предлагается читателю книга аж 70-х годов. Что понимается под новой концепцией и в чем ее отличие от советской - не совсем понятно.

А это снова книга для тех, кто уже в курсе, кто в теме. Вот автор махом проскочил военную компанию, зато долго рассуждает о религиозном умиротворении, вот скороговоркой о другой кампании, зато сделан акцент на пропаганде, которая в значительной степени и обеспечивает своевременную славу Бонапарта. Немного слов об определенном ретроградстве Наполеона, который не принимал многие технические новшества. Набросок экономического состояния Франции и входящих в Империю земель - все было совсем не радужно с экономикой. Да и со многим прочим - разбойнички пошаливали, молодежи вдруг стало не хватать - рекрутчина всех съела. Тюлар даже делает небольшой экскурс в искусство времен Империи.
И да, эта работа отличается от работ Тарле и Манфреда, угол зрения другой, другие акценты, но все же, все же, едва ли перед нами какой-то другой Наполеон. И несколько провокационное название вовсе не означает, что внутри развенчание культа, просто он не так ярко блестит на солнце.
И здесь царит все та же конспективность. Неужели ни один приличный человек не изваял трехтомник, чтобы каждая работа не выглядела полной недоговорок?

Жан Тюлар
Наполеон, или Миф о "спасителе"
ЖЗЛ
7/10

★★★★✩
kindle version

воскресенье, 11 октября 2020 г.

Книга. В стране красных

Черт его знает какая это по очередности книга цикла, но теперь это эдакие "Искатели" в Круге земном, попытка наложить на свой фэнтези-мир трафарет вестерна. Правда тут не только Дикий Запад в чести, а еще и наблюдается нечто вроде разудалой гулянки конкистадоров в Южной Америке.
Бросается в глаза повышенная кинематографичность диалогов и мизансцен - резкие монтажные перебивки сюжета, персонажи цедят короткие веские фразы из вестерна ли, из нуара, но при всей эффектности, в жизни-то так не говорят. 
Еще нельзя не отметить некоторого любования грязной стороной жизни, когда нам лишний раз тычут в лицо очередной малоаппетитное явление. Необязательное. Просто автор подпускает чернухи для эффекта, чтобы значит было "реалистично".  
Но реалистичность этого фэнтези оказывается весьма условной, как уже было сказано, тут частенько все выглядит излишне картинно.
В кои-то веки книжная сцена секса тут не отвратительно убогая и не приторно-тошнотворная. Люблю такой секс!

В целом не то чтобы плохой Аберкомби, но вестерн уж слишком сильно давит в плечах, и как-то ему немного неловко в этом костюмчике.

Джо Аберкромби
Красная Страна
6,5-7

★★★★✩

kindle version

воскресенье, 4 октября 2020 г.

Картинки. Кот на солнце

Этот нуар в желтых тонах (кстати, желтые обложки криминальной серии романов когда-то дали имя жанру итальянского кино "джиалло"), конечно, все то же повторение штампов, уже не только из мира старого кино, но и своих собственных.
В фокусе на этот раз - дорога, битники, байкеры, цирк.
Рисунки красивы, милы, ироничны, и все слишком привычны.

Большую часть книги составили интервью с авторами и скетчи.
В выходных данных указан 2020 год, хотя книга вышла раньше, а к одному из скетчей явно подставлены не те подписи.


Хуанхо Гуарнидо, Хуан Диаc Каналес
Блэксэд. Книга 3. Амарилло. Рассказы. История
Азбука
2019
7/10

★★★★✩