вторник, 31 декабря 2019 г.

Книга. Северо-Запад. Полет дракона

Фьюче-Фэнтези. На далекой планете кое-кто из людей водит дружбу с драконами, а эти драконы есть основное патентованное средство для уничтожения инопланетной пакости, которая периодически валится вниз с небес. Вот такой производственный роман - Всадники усмиряют поставщиков, готовятся к полетам, моют и кормят транспорт, организовывают экзотические поставки через пространства и времена.

В хорошем произведении за картинкой всегда скрывается второй план, нечто невысказанное. Как потайная дверца за нарисованным на холсте очагом, который любопытный читатель пробивает своим носом. Возможно, сам художник об этом и не знал, но у него за холстом все равно окажется дверца. В крайнем случае, ее просверлят читатели.
Здесь же, при в общем-то относительно качественной рисовке, двойного дна нет совсем. Вещь довольно плоская, рядовая, хоть и местами любопытная.
Из слабостей - да, тут, как это бывает, герои слишком часто ведут себя излишне возбужденно. И да, в конце усиливается накал пошлой девичьей романтики, что изрядно портит впечатление.


Энн Маккефри
"Полет дракона"
6,5/10

★★★✩✩

Впервые напечатано в 1967-68 гг.



суббота, 21 декабря 2019 г.

Книга из архива. Иллюминатор. Немец-голландец

Один ловкий мальчик оказался банде кровожадного Артура Симона Флегенхаймера aka "Голландца Шульца" и наблюдает, как он идет на дно, но все еще трепыхается и пускает кровавые пузыри. Закон еще сух, а мафия еще бессмертна.
Очень крепкая, качественная и насыщенная проза. А вот чего-то не хватает. Добавить бы чуть больше движения? Красоты слога?

Dutch Шульц тут почему-то Немец, что было бы простительно, кабы я так перевел, но для профессионала... Сразу закрадываются сомнения в отношении перевода всех остальных слов в книге.

Фильм поставленный с Кидман, Хоффманом, Туччи - довольно слабенький, поверхностный, а уж главный герой - неуклюжая деревяшечка, куда уж ему до книжного ловкача.

Эдгар Л.Доктороу

Билли Батгейт

7/10

серия "Иллюминатор" 017

★★★★✩


воскресенье, 15 декабря 2019 г.

Книга из архива. Северо-Запад: Сломанный меч

Роман "Сломанный меч" - эдакая стилизация под суровые северные саги - месть, кровосмешение, берсерки, горы трупов, асы, война троллей и эльфов, над всем царит Рок, которому подвластны и боги и люди. Впрочем, там вроде бы не было мотива двойников, да и эльфы тут скорее толкиеновские мордовороты, так что без влияния кельтской мифологии явно не обошлось. Вещь по-своему неплохая, вот именно что своим мрачным настроением.

Другая история - "Дети морского царя" - хоть и проводит значительную часть времени в море, но какая-то пресная и неимоверно растянутая.  В ней повествуется об исходе морских жителей из родных мест, их соприкосновении с миром людей. Все "приключения" тут излишне вялые, а множественные любови излишне страстные.

Оба романа рассказывают о временах, когда язычество и волшебство постепенно изгоняются христианством. Это неоднократно проговаривается - уход Чудесного, уход прекрасного прошлого под набором грубого будущего. Отчасти то же настроение бытует и в некоторых других романах фэнтези, в том же "ВК".

Вообще Пол Андерсон, а я читал еще "Крестовый поход в Небеса", как мне показалось - писатель так себе. Он не достигает ни высот владения словом, на яркого стиля или звучного диалога, ни парадоксальности мысли или изящного образа. Тут и там - центральная проблема, столкновение нового и старого миров - отсталые люди одолевающие высокотехнологичную цивилизацию или мир людей поглощающий и вытесняющий Волшебную страну.


Пол Андерсон

Сломанный меч

 6-6,5/10

★★★✩✩
Первый роман опубликован в 1954, второй в 1979 году.


понедельник, 9 декабря 2019 г.

Картинки. Топ-арабески

Перед нами сказки Шахерехады, будто рассказанные каким-то очень мрачным неулыбчивым человеком, иллюстрации - расколотые мозаики, сквозь прихотливый рисунок которых проглядывает клинок, силуэт, скрывающиеся в тени лица, узорная вязь малахита, и темнота за всем, потому что радости на этих страницах места нет, даже счастливые концы скрываются где-то за поворотом страницы и все никак не наступят.

Жаль, что книжка такая монохромная, думаю стоило обильнее украсить страницы цветом, чтобы яркие краски заиграли в гранях этих красивых застывших историй.

Книга, конечно, относится к серии Zangavar Cobalt, где уже вышли и Мёбиус и Билал.

Серджо Топпи

Шараз-Де

7-7,5/10

★★★★✩

среда, 27 ноября 2019 г.

Книга. Папа Родезии

Сэр Сесил - кузнец британского империализма, властелин алмазов, губитель буров, просто негде клеймо поставить, настолько славный  был парень. При всем при том, при прочтении этой книги главная фигура не показалась ни слишком интересной, ни достаточно ясной в свете своих немалых масштабов. Не говоря уж о том, что для исторической книги у автора излишне много игривости и позы - даже по форме изложения мыслей это публицистика, а не исторический труд.

Аполлон Давидсон
Сесиль Родс и его время"
6-6,5/10
★★★✩✩


воскресенье, 17 ноября 2019 г.

Книга. Еще один старинный смысл жизни или максимы Мисимы

Еще одна книга из тех, что купили давным-давно, а к делу не приспособили. А сейчас уже деваться некуда, приходится читать.
Сказывается, что это перевод с английского, да и, видимо, не япониста. И алебарды тут, а не нагинаты, и самураи-рыцари. То есть похоже, это не столько японский взгляд, сколько пересказ английского взгляда на японский взгляд. Второсортный, в общем, перевод.

Отсюда каждый узнает, как не опозориться, что стыд и срам - должны быть камертоном правильного поведения. Главное - не подвести господина, это уж стыд в кубе. Ну и - все время думай о смерти, а то опозоришься.

Здесь есть ряд неглупых суждений, несколько эффектных суждений, в остальном это заурядный кодекс строителя коммунизма - наставления как кушать, спать, кататься на лошадке, любить папу и маму, уважать старших, как повязывать галстук, как желать господину спокойной ночи и чистить зубы.
Если отбросить пиетет, то останется пара хлестких фраз, о том, что пора помирать, а все прочее - хозяйственное уложение, как чистить обувь и пара моральных догм сводящихся к почитанию хозяина и старших.
Есть еще побасенки, притчи и истории, где среди банальностей иногда да промелькнет странное.

"Говорят, что если рассечь лицо вдоль, помочиться на него и потоптаться по нему соломенными сандалиями, с лица слезет кожа. Об этом поведали священнику Гедзаку, когда он был в Эдо. Подобными сведениями нужно дорожить."

"Распространенной ошибкой наших дней является вера в то, что слова и дела являются проявлением совести и философии, которые в свою очередь являются продуктами ума, или сердца. Однако мы заблуждаемся, когда верим в существование сердца, совести, рассудка или абстрактных идей. Так, для людей наподобие древних греков, которые верили только в то, что могли увидеть своими собственными глазами, этот невидимый ум, или сердце, вообще не существовали."
... это он о Платоне?)

Отсюда можно узнать о громадной пользе слюны, ведь стоит помазать ей что-нибудь, тут же удача сама идет в руки.
Иногда, иначе как глупость, некоторые сентенции не назовешь, например, требование не изучать военную тактику, мол это может породить сомнения и помешать действовать решительно. Это их отвращение к профессионализму в наши-то дни кого вдохновит? Дескать, если у тебя правильный дух, то ты и программу на java-скрипте напишешь и хирургическую операцию дрозофиле проведешь.

вторник, 12 ноября 2019 г.

Книга. Плутархократия

Кажется, написано это еще в те времена, когда структурировать текст толком не умели. С нашей точки зрения, разумеется. Хотя автор проявляет некоторые принципы относительно имеющихся данных, но в целом - это куча мала из баек, слухов, фактов, домыслов. Нет никакой лаконичности, много уделено времени второстепенному, с нашей точки зрения, разумеется, мало событий, много привычек. А манера изложения - длинные, тяжеловесные предложения.

Читать о греках было, отчего-то исключительно скучно. Понимаешь, насколько же гадкая штука была эта греческая демократия - какая-то смесь интриг, всевластья толпы, слухов, нелепых правил. Хорошо хоть римляне подоспели со своими ножичками, и началось веселье.

Само издание дурацкое - клеенное, сокращенное.

Плутарх

Избранные жизнеописания

6-7/10

★★★✩✩

среда, 6 ноября 2019 г.

Книга из архива. Путешествие в неизведанное

В поисках метафизического оружия, способного сокрушить врагов Рейха, тайного знания восточных мудрецов, позволяющего преодолеть человеческую природу, мистического откровения, дарующего метафизическое всевластье, простой немецкий ss-овец отправляется в Индию, Тибет, Китай на поиски запретной Агарты.
Разумеется, как в любой книге о подобном поиске, автор не может дать ответ, поскольку сам есть всего лишь человек. Отсюда перебор как четок туманных намеков на тайны, жонглирование символами и переизбыток экзотичности - кундалини, врил, просветление, Аннэрбе, Хаусхоффер, Гиммлер, СС, Ультима Туле, Шамбала, Гурджиев, Оссендовский, ламы, тульпы, СС, концлагеря, сверхчеловек, безумие...
Но писатель Поссе очень неплохой. Я еще в дальней юности прочитал в "Иностранке" его "Райских псов", поэтому отношусь с легкой симпатией.
Но так да, нацизм и мистика - вечная тема, от замка Волфенштейн до Индианы Джонса.


Но вызывает сомнение квалификация переводчика, который называет Павла "Тарсяном", а не "Тарсянином", и его обильные, но школярские комментарии.

Абель Поссе
Путешествие в Агарту
6,5-7/10

★★★★✩

воскресенье, 27 октября 2019 г.

Книга. Не ходи гулять в полночь

Что успел прочесть вне школы, то люблю, что читал по заданию учителя - нет. Пушкина успел начать в первом классе, а потому люблю. Правда, в детстве я больше ценил "Дубровского", сейчас, пожалуй, "Капитанскую дочку". За чистоту и простое изящество языка. Это не прекрасная архаика или экзотика былого, которые и очаровывают - старинные китайцы, артуриана Мэлори, чужеземные сказки. А уже наш современный язык, но его самое начало.

В дополнительных материалах, к сожалению, советская критика демонстрирует не лучшие свои стороны, уж слишком значительная часть статьи о создании произведения отводится выявлению "прогрессивности" - положительности восстания, декабризму, осуждению верхушки и порядков.
Пожалуй, единственно и было любопытно читать литературоведов только  за тем, что видно как менялись подходы - 19 век хвалит через "народность", а вот советская школа сосредотачивается на революционности, прогрессивности, когда "Пугачев - мудрый представитель народа", "у Григория Отрепьева тяга к свободе", когда Пушкин додумывается под реалии ХХ века. И только в 60-х Лотман и другие несколько снижают градус классовой борьбы.

А.С.Пушкин

Капитанская дочка

"Литературные памятники"

6:8,5/10

★★★★✩









воскресенье, 20 октября 2019 г.

Книга. Мертвая тема

Вот, давно, очень давно лежала она на задворках книгохранилища мертвым грузом, давно пора было ее прочитать.
Открываю - нате вам - составитель и предисловщик - дядя Илья Стогов. Вот уж фигура - какое-то непродолжительное время в прошлом работавший "модным" писателем, кажется, он больше наследил в качестве вот такого сопровождающего для книг. Помню, помню один сборник о русском роке, где Стогов признавался, что вообще-то ему и неинтересно это все, а кое-кто ему даже сильно неприятен, ибо сам Стогов - православен, а те, кто неприятен - нет! Поэтому он кое-как нашинковал чужие воспоминания и брезгливо вывалил на страницы - нате.

Здесь то же самое - в меру неряшливое и бестолковое вступление о текстах из книги, победная песнь Христу в финале, мол, дескать, только мы христиане правильно все понимаем про загробную жизнь... А вот хватит ли таланта Стогову испортить древние тексты?

"Египетская книга", состоящая из гимнов богам - полная абракадабра и бессмыслица. Возможно, смысла стало бы больше, кабы издатели снабдили тексты научным комментарием, но куда там, с таким-то составителем это явно излишне.

В "Ведах" хотя бы есть напевность. Но представлены только клочки и фрагменты, так что целостного представления составить нет никакой возможности.

Тибетские "Ченид Бардо" - это инструктаж. Чуть-чуть подрихтовать, и можно в армии использовать. Все расписано - как правильно помирать, и что после смерти делать. И что делать, если не помогло, и что делать тем, кто рядом. Что делать, когда увидишь красный свет и что делать, когда увидишь Божество с десятью руками. Очень четко и понятно.

"Индейские книги" - типичные приключения культурных героев из мифов. Примерно такие же столкновения с миром мертвых можно обнаружить, скажем, у каких-нибудь маори. Так что не будь Стогов таким жлобом, он мог бы надергать еще много подобных фрагментов. Господи, тут даже не указано, что это "Пополь Вух", а названо это все "Индейские книги мертвых"!

"Мытарства души блаженной Феодоры" вызывает вопрос, а почему бы тогда не втулить сюда и "Божественную комедию", чем она слабее, чем откровения некоей экзальтированной барышни о таможенных препятствиях на пути в горние выси?

Эссе Льюиса - весьма любопытные рассуждения насчет божественного миропорядка, но снова же - сюда их впихнули для объема.

Переводы с английского, что как бы тоже не здорово.

Книги мертвых: Антология
6-7/10
★★✩✩✩

Состав:
Египетская книга мертвых
Ведические гимны, посвященные смерти
Тибетская книга мертвых
Книги мертвых индейцев майя
Мытарства души блаженной Феодоры
Эссе К.С.Льюиса "Ад.Чистилище.Рай"

вторник, 15 октября 2019 г.

Картинки. Никополь на берегах Парижа

Будущее - безумное смешение из цитат Бодлера, идеологий и верований старого мира, новых технологий, беснующегося климата, безумных мутаций, грязи и дыма. Среди ярких красок гниющих ядовитых городов, переполненных инопланетянами, фашистами, монстрами, сумасшедшими, политиками и богами, царит хаос, все охвачено разложением и бурной жизнью. Всемогущие боги застряли над Парижем из-за нехватки топлива, Гор имеет хитрый план, а революционер Никополь свалился с неба.
У Билала своя очень узнаваемая образная манера и очень насыщенный мастерский рисунок. Здесь нет порядка, чистоты, все дрожит и ломает линии, все поражено, искорежено и все несовершенно, все переполнено существами из плоти и металла, небо заполнено кораблями, насекомыми, птицами, дымом. Насыщенна и история. Она не сводится к единой линии, наполнена множеством разнородных элементов. А как итог - красивая и нужная работа, одна из основополагающих в европейском комиксе, то ли страх, то ли тоска Грядущего.


Энки Билал Никополь. Трилогия

ZANGAVAR COBALT
2018
7,5/10

★★★★✩


воскресенье, 6 октября 2019 г.

Книга. Северо-Запад. Порождения Света и Тьмы

Твой муж был похож на бога,
Но стал похожим на тень;
Теперь он просто не может
То, что раньше ему было лень;
Я знаю, что это карма,
И против нее не попрешь,
Но нам всем будет лучше,
Когда ты уйдешь.
"Аквариум" "Когда ты уйдешь"



Вселенная, некогда контролируемая с помощью космических станций Принцом Который Был Тысячей, ныне в руках Анубиса и Осириса, которые и насылают жизнь и смерть живым созданиям. Прочие Ангелы либо истреблены, либо скитаются по мирам. И вот Анубис посылает очередного своего эмиссара - мастера убийств, чтобы найти и убить Принца, а Осирис с той же целью посылает своего сына Гора, и вот-вот начнется большая драка.
Желязны здесь будто ставит цель писать не-просто - обрывочная, иногда претенциозная проза, вся она собирается в единую картину только к концовке. Будто странный танец, когда исчезает то ритм, то мелодия, то плавность, то резкость, а танцор все время смотрит в пол. Стиль этот более вымороченный и тяжеловесный, чем в "Князе Света", и роман послабей.
"Джек из Тени" - обладая некоторыми интригующими компонентами и любопытными зарисовками, все же ниже двух других произведений. Здесь мир издавна поделен на темную и светлую стороны, поскольку планета не вращается. С одной стороны царит технология и наука, с другой - магия. Джек - черпающий силу в тенях ищет месть и власть, но так, что ничего хорошего не найдет. Несколько вялая работа. 

Все три романа, как и "Эмбер", пожалуй, не вписываются в рамки чистого фэнтези.


Роджер Зилазни

Порождения Света и Тьмы

6,5-7-8


"Князь Света" 1966
"Порождения света и тьмы" 1967
"Джек-из-Тени" 1969

среда, 2 октября 2019 г.

Книга. Северо-Запад. Волшебник Земноморья

— А как выглядят эти волшебники? — спросила она. — Правда ли, что они совсем черные и с белыми глазами?
— Они черные и отвратительные. Я никогда ни одного не видела! 

Впервые я познакомился с этим произведением в еще советском журнале "Наука и Жизнь". Нежно полюбил и пытался заполучить книгу, но удалось мне это далеко не сразу.

Мальчик Гед обучается магии, сражается со своими и чужими демонами, обретает свое Я, взрослеет, становится немножко более мудрым, в общем, всё, как обычно у волшебников.
Мир Земноморья - в каком-то смысле антитеза Средиземью Толкина. Вместо нескончаемой суши, мир островов в толще необозримого океана, вместо героических битв, сугубо индивидуальные решения и поступки. 
Если магия в мире "Властелина колец" - это таинственные заклинания, здесь же - это сама речь, но не обыденная, а Истинная. Здесь всякому явлению и всякой вещи присвоено истинное имя, и владение именами - владение явлениями и вещами, стихиями и жизнями. Я уж не знаю, что имела в виду Ле Гуин, но здешние волшебники - это нечто вроде монахов и поэтов одновременно, посвящающих жизнь искусству слов.  
Написана история очень ровно, образно (спасибо переводу Ирины Тогоевой), хотя несомненно, вторая часть слишком медлительна и тяжеловесна, что только придает очарования обрамляющим ее историям. Как и многие другие женские книги, в ней маловато динамики и напора, но здесь это не кажется слабостью. Рассказ нетороплив, но его неспешность видится гармоничной, имеющей некую сновидческую природу.
Влияние восточной философии тут кажется бесспорным, но едва ли доминирующим. Мир уравновешен - жизнь и смерть, все происходящее - правильно, все эти "недуальность" и "недеяние" - вполне себе китайское "у-вэй", однако мир мертвых напоминает больше всего Аид - страну печальных теней. 



Хорошие истории всегда немного грустные, так что эта история тоже.



Урсула Ле Гуин
Волшебник Земноморья
7-8/10

★★★★★

воскресенье, 22 сентября 2019 г.

Книга. Иллюминатор. Ой

Производственный роман и роман-катастрофа в одном флаконе. Корабль, чудо-шторм, сорвало трубу, капитан приказывает, мистер Робб впадает в ужас и прячется, сорвало люки, крен, вода попадает в трюм, топки погасли, китайцы в прострации, есть нечего, пить еще менее чем, снова зажигаем топки, пожар, сильный крен, акулы, ветер, голод, нет сна и так далее и тому подобное. Впрочем герои тут немножко странненькие и автор посматривает на них со стороны с некоторой иронией, так что иногда кажется, что эта катастрофа - всего лишь комедия, а иногда, что она только возможность подчеркнуть трагедию, которая, как и праздник, всегда с тобой.

Крепкий такой маленький романчик, хотя несколько глупостей там тоже есть.

Ричард Хьюз

В опасности

7/10

серия "Иллюминатор" №54

★★★★✩

среда, 18 сентября 2019 г.

Книга. Слова нежности о марксизме

Наверное, правильно было бы сначала почитать Фейербаха, Гегеля, потом взяться за Маркса с Энгельсом. Но мы слишком слабы и изнежены, чтобы постичь их мудрость, лежа на диване. Поэтому приятно взять легкую поп-версию развития марксисткой мысли.

После Маркса с Энгельсом Борис Кагарлицкий последовательно рассматривает их легкомысленных последователей, типа Каутского, а от них переходит к мастерам политических единоборств Ленину, Розе Люксембург, Троцкому, Сталину, Мао. "Практическому" марксизму противопоставляется теория высоколобых европейских ученых, которые рассчитав на счетах, добавляют к Марксу щепотку фрейда - Маркузе, Фромм, Хорхаймер, Адорно. Дальше следует рассказ о Грамши, потом подтягиваются восточноевропейские мастера из левого лагеря.
Все это читается легко, весело, может потому что слишком легковесно и фрагментарно? Да, пожалуй. Это самый общий взгляд, ну еще и взгляд одного конкретного человека, нельзя об этом забывать. Товарищи леваки по каждой фразе из канона готовы устроить промеж собой бойню и нет в них согласия. Так что это марксизм от Кагарлицкого. Впрочем, просто марксизма, уже давно не осталось, он теперь всегда чья-то интерпретация. Как и все на свете.

Бонусом там зачем-то идут рецензии на книги, лучше бы их не было.

Кагарлицкий Б.Ю.
Марксизм: не рекомендовано для обучения
6,5-7/10

★★★★✩