Конан пришел в СССР не из Киммерии, не со страниц книг, а из кино, у него было лицо Арнольда Шварценеггера, который был одним из двух столпов могучего Добра, наряду с несколько более щуплым Брюсом Ли. Мы познакомились, когда вместе с братом отправились в видеосалон. Кажется, это был "Конан-Разрушитель", и он нас сильно впечатлил. Мы даже развлекались потом тем, что записывали на магнитофон звуки сражений, имитируя взмахи меча, звон разбитых зеркал и тому подобную чепуху. Я и не знал никакого Роберта Говарда. Пока не увидел книжку "Конан и четыре стихии". Первый том этой неприлично долгой серии от "Северо-Запада" был еще вполне приличный для тех времен и того возраста, хотя и не тянул на откровение. Самое смешное, что авторство романов стыдливо умалчивалось, на деле же от Говарда тут только эссе, что написал Стив Перри не указано, а Роберт Джордан вообще не упомянут. |
По понятным причинам в романе авторы следует по проложенной в оригиналах колее - мышцы, мечи, голые груди, чудовища, черная магия, утрированные характеры, смешение эпох и стран. На пользу это не идет, то, что естественно для маленькой истории, смотрится наивно и примитивно для крупной формы. Теряется динамика, а герой не становится сложнее.
Прекрасно характеризует цикл заявление про очередную девушку "всю одежду которой составляла полоска ткани (или колокольчики)", которое в разных вариациях повторяется раз 6 на три романа.
Кстати, именно в первом романе, адские земли используются для более быстрого передвижения - не отсюда ли в Майнкрафт эта идея утекла?
Потом выяснилось, что книги о варваре плодятся на полках магазинов слишком быстро и я оставил идею узнать всю правду о тех временах. Другое дело, что уже в университете оказалось, что мой приятель этих "конанов" немного насобирал, и я еще 5-6 томиков смог прочесть. И да, дальше там такая халтура бывала, что самая первая книга кажется пристойной литературой. Кажется, и Перумов дурной поделкой отметился. Не стоит в это влезать, не стоит.
Что касается оригиналов - а в их числе всего-то около 20 рассказов да повестушка, то, конечно все это дико устарело, а литературного мастерства не много. С другой стороны, истории достаточно лаконичны, в них мечутся пусть шаблонные, но яркие типажи, местами это написано энергично, динамично, внятно, иногда даже образно и с легким юмором. Хотя, конечно, характеры и ситуации уж никак не многомерны, но здесь нет вымученности и претенциозности. Простые и понятные зарисовки для простых людей в дешевых журналах. Все честно.
Хронологически цикл несколько хромает, "Феникс на мече" - самый первый рассказ о Конане, кажется нелепым даже в рамках творчества Говарда, а уж потом последователи такого наворотили, что он едва вписывается в канву.
Иногда возникали вопросы, то ли автор дурит, то ли кривой переводчик - Конана называют почему-то норманном, а не северянином, а в истории о римлянах появляется "норманнский меч", хотя рановато, в историях о Кулле действуют "нации", огромный лук разит аж за 50 шагов, а вот герой "не задумываясь, скользнул в латы" - трудно себе это представить, латы не халат. Кстати, Кулл, который тут трется на соседних страницах - просто копия Конана, зачем он понадобился человечеству?
|
Конечно, время замело Говарда, только макушка торчит, теперь его творчество совсем не нужно знать школьникам. Все, что было нужно, давно взяли на вооружение другие авторы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий