воскресенье, 3 мая 2020 г.

Книга. Типология замков

После триумфальных "Унесенных призраками" (и правда славных, чего скрывать) Хаяо Миядзаки снял мультфильм "Ходячий замок". Он местами был неплох, но сильно уступал предшественнику. За каким чертом он взялся за какую-то английскую книгу? 
А потому что книга весьма симпатичная, с неглупым юмором, с приятной иронией. А вот картина Миядзаки как раз оказалась на ее фоне очень утрированным пересказом, где каждый герой стал несколько плоским и излишне милым. Хотя, конечно, с романтической любовью в книге явный перебор, сразу гендерная принадлежность автора проявляется, ха-ха.
Впрочем, дело не только в этом, просто в центре каждой истории трилогии - отчаянные романтики в мире волшебства. Лучше всех первая, пока манера автора еще свежа, но игра с арабскими сказками тоже весьма ничего местами. В целом же - не смешно, но забавно, не красиво, но симпатично. Иногда кажется, что немного не хватает яркости, блеска, мощи. Но это нам, суровым грубым мужикам не хватает, а для кисейных барышень самое оно.

Дианна Уинн Джонс "Ходячий замок"
7/10
"Воздушный замок"
"Дом с характером"
6,5-7

★★★★✩

воскресенье, 26 апреля 2020 г.

Книга. Северо-Запад. Хоббит

Когда я кончу все, что связано с этой смешной беготней,
Когда я допью, и бокал упадет из окна,
Я отправлю все, что было моим,
В какой-нибудь мелкий музей,
И я вернусь в свой дом на вершине холма.
"Аквариум"

Писать про "Хоббита" неинтересно и не нужно. Все его теперь знают, индустрия развлечений кует и пашет, так что целые континенты стали непроходимы из-за завалов книг, фильмы не помещаются в телевизор, каждый третий себя считает хоббитом. Излишняя популярность не улучшает книгу, нет. 
Первой у меня была книжка "АМУРа" с переводом В.А.М., так что северо-западное издание мне не пришлось по душе. После нового прочтения можно даже кое к чему придраться в переводе.

Раздражает это всепронзающее своей искусственностью выканье. Все настолько джентльмены, что даже дружеские отношения подразумевают здесь эту увеличенную с "ты" до "вы" дистанцию. 
У героев ладошки, а не ладони, будто они малые дети. А дракон - не вор, а ворюга, что подразумевает некое доброжелательное и снисходительное отношение, будто это не дракон вовсе, а нашкодивший кот.
Имена то переводятся по смыслу, то оставлены оригинальные.
Использование сочетания "сказочный богатырь" стилистически выглядит некорректно, в нашей традиции богатыри это местные былинные персонажи, а перед нами английская сказка.
У гномов почему-то боевые мотыги, хорошо хоть не тяпки и совки.
Гоблины были "затащены в черный лес где и сгинули". Может, хотя бы "гоблинов загнали", их же не за шкирку тащили туда?

"Орлы, орлы летят!" - фраза энергичная, емкая и созвучная, здесь же  "Орлы, орлы приближаются" - и это приближается топит всю фразу, поскольку длиннее и пассивнее. Это как, если бы вместо гэндельфовского "Бегите, дурни!" она выдала что-нибудь вроде "Убегайте поскорей, глупцы".
Только одно мне понравилось, когда она заявила, что хоббит - дерзновенный - хорошее слово "дерзновенный".
Так что перевод тут не ахти.

понедельник, 20 апреля 2020 г.

Книга. Дорога в зиму

Леонид Юзефович будто на контрасте с чудовищным Унгерном решил показать воителей приличных - чистых идеалистов, для себя ничего не желающих, жестокостями не упивающихся. 
В малонаселенных краях, в обширных мерзлых пространствах Якутии медленно ползет военная экспедиция генерала Пепеляева, бывшего соратника Колчака и наивного мечтателя. Все давно кончилось, но его людям мнится что вот-вот все вернется. Ему противостоит товарищ Строд, тоже и близко не негодяй.  Его красноармейский отряд осажден белыми и строит баррикады из навоза и трупов товарищей, и держится почти без еды, воды и лекарств 18 дней. Вот так тогда было.
Написано хорошо, без робкого следования художественной или научной рамке. Автор плавно переключается с персонажа на персонажа, обрисовывая круг участников, кружит, кружит... 
Оба героя далеки от истерик, передовиц, они бьются за Идею и она предаст сначала одного, потом другого. Обоих расстреляют в Большой террор.

Леонид Юзефович

Зимняя дорога. Генерал А.Н. Пепеляев и анархист И.Я. Строд в Якутии. 1922–1923. Документальный роман

7/10

★★★★✩

воскресенье, 12 апреля 2020 г.

Книга. Сказка как отделали всех

Странное дело это произведение. Писал вроде бы человек-специалист. Но то ли спешил куда, то ли не такое это важное дело книгу вычитывать, а может у него и всегда так было, несмотря на звание специального специалиста?
Так или иначе, а здесь неловкий слог, нечеткий ритм, какое-то неровное смешение мыслей и интонаций, а повествование пестрит лакунами.
Непонятен и адресат книги, поскольку хватает специфических элементов, а множество заковыристых терминов используются без комментариев и подсказок.
Иногда в лексике заметны рудименты советской исторической науки под наслоением "демократических перемен", что производит странное впечатление.
События описываются не совсем логично, прыжками - вот вдруг в Казани из неоткуда правит наш вассал и есть наш воевода, хотя нигде до того в книге ни слова о действиях Москвы в этом направлении.
Вот вдруг возникает фраза о ничтожности московских князей и, ничем не подкрепленная, так и остается на совести автора. Как и многие другие.

"Сопротивление церкви предотвратило новое грандиозное расширение государственной собственности, грозившей раздавить русское общество"
Что автор имеет в виду, ведь экспроприация земель в Новгороде и раздача дворянам вроде бы не привела к проблемам?

"Великий князь не помышлял о европеизации..."
Что это такое? Где тут принцип историзма? Почему он должен был думать категориями ХХ века? Он и компьютеризации тоже ведь не помышлял.

Вот уже почти первый том закончен, а все слова, что были сказаны, сказаны о разборках в верхах и, отчасти, о дворянстве. И, подходя к опричнине, автор заключает "Иван каялся во всевозможных грехах и преступлениях и откровенно признавал, что снискал всеобщую ненависть своими злыми делами..."
Извините, ненависть кого? О крестьянах же ни слова не было сказано. Священников, клира, монахов? Тоже ни слова. Дворяне? А у них было мало поводов жаловаться. Остаются только бояре. Так, может, и правда царь только плохих бояр губил? А, если нет, то почему это не проговорено?

причные власти ставили целью терроризировать страну."
Вот прямо так и ставили? И что значит "страну"? Крестьян тоже? Терроризировать?

Это путаное, неровное, иногда даже кажущееся хаотичным повествование. Вот, наконец, глава об опричнине и автор рвет с места в карьер по вопросам земельного перераспределения, углубляясь в списки, поименно, но даже не удосуживается разобраться с терминами, с вызреванием соответствующей опричной политики Грозного.

воскресенье, 5 апреля 2020 г.

Книга из архива. Северо-Запад. Башня гоблинов

Здоровенный парень Джориан, сын часовщика и пять лет как король, по причине неблагоприятности последнего обстоятельства для жизни, из королей вот-вот как только что сбежал, и теперь бродит на пару со старикашкой-волшебником по миру, совершает подвиги и попадает в неприятности, хотя не любит ни того, ни другого. Автор выстраивает историю вокруг необычных порядков в каждой из стран на пути героя, у него явно пунктик на подобной манере. Отчасти так же было и в "Руке Зеи", но эта книжка не столь занудна. Она легковесная, но довольно веселая, со множеством забавных вставных историй о королях, хотя, нужно заметить, автор не может удержаться от похабщины, поэтому тут так часто поминают атрибуты плодородия.  

В целом это очень необязательная юмористическая зарисовка, но ругать ее не хочется, ведь есть в ней приятные моменты.

Лион Спрэг де Камп
Башня гоблинов
6,5/10

★★★✩✩
В книге представлены только два романа из трилогии 1968 и 1971 годов.

воскресенье, 29 марта 2020 г.

Картинки. Баскетбольное отвратительство

У Стоуки очень странный характер работ, а его инди-статус явно имеет дурные последствия. Иногда его рисунки очень хороши, забавны, но часто - неряшливы, и вместо мастерства мы видим некие неумелые мазки. В рамках одного разворота от ловких профессиональных картинок он легко переходит к грубоватому дилетантству.  Так было в "Orc Stain", так и в "Sullivans Sluggers".
Эта история - весьма незамысловатый комедийный ужастик, с весьма примитивно выстроенным сюжетом. Собственно, все настолько обыденно, что и говорить нечего - где-то в глуши бродячая бейсбольная команда неудачников приезжает в город переполненный монстрами. Выживут не все.
Вся эта неровная, халявная, ядовито-сиреневая картинка наверняка имеет какой-нибудь почетный культовый статус в определенных кругах, но парню явно не помешало бы попасть в руки к жестокому продюсеру.

Там еще был любопытный скандал с этим изданием, деньги на него собирали кикстартером, в конце-концов их не хватило, кто-то бежал из страны, не помню деталей, но оно и к лучшему, а то бы история вышла поинтереснее, чем сам комикс...

Mark Andrew Smith, James Stokoe

Sullivans Sluggers

6/10

★★★✩✩

воскресенье, 15 марта 2020 г.

Книга. Лафа

И вот, значит, в суровые времена, когда Марат и Робеспьер - почти святые, простой советский автор культурно намекает, что гражданин Жан-Поль и гражданин Максимилиан гнали туфту, а был генерал Лафайет не крысой в хате, а идеалистом чистейшей воды - холодные руки и горячее сердце. Компромата на него никакого нет, а есть только хорошие отзывы с работы: и с войны за независимость США, и с революции, и с войны за Францию против коалиции, и из национального собрания, и как на руководителя национальной гвардии, и даже из отсидки в австрийской каталажке. И ничего, не расстреляли смелого автора за подобные выходки.
В СССР в какой-то момент издавалось много таких миниатюрных работ - культпросвет, на монографию не тянет, а как старинная википедия работает нормально.

Черкасов П.П.
Генерал Лафайет. Исторический портрет
6,5/10

★★★✩✩

четверг, 12 марта 2020 г.

Книга из архива. Кошки и минотавры

Читал их в далеком детстве, разумеется, уже ничего не помнил, что там внутри и какая зверушка краше. 
"Эра милосердия" - очень бодрая, энергичная и не слишком разнится с  фильмом, а если разнится, то в акцентах, в мелочах. Но вот воспринимать ее без кино уже не получается.

"Визит к Минотавру" - сработана с претензиями на более высокий стиль, с описательностью, некоторым эстетством. Но такой же чеканности, мастерства диалога тут уже нет или еще нет, судя по библиографии, хотя написано неплохо и занимательно. Просто какие-то провалы возникают местами, то есть несколько неровно сработано.
Кино с Шакуровым тоже было хорошее, хотя до харизматичного "Места" ему было далеко.
А так-то мне и сказать особо нечего...

Георгий и Аркадий Вайнеры

Эра милосердия, Визит к Минотавру

6,5-7/10

★★★★✩



понедельник, 9 марта 2020 г.

Книга. Магия мастера Мура

У меня еще теплится интерес к миру комиксов, но я давно стал капризен и разборчив, и не так много персон в этом мире, к которым бы я испытывал симпатию. Вот, скажем, Алан Мур - дядька очень любопытный. Перевернувший мир графической индустрии, ушедший в сторону от больших денег и больших издательств, балующийся своей собственной "магией" и создающий не самые простые истории.
Книга в его честь довольно занимательная, хотя никаких откровений и потрясений в ней нет, уж больно ровная. Рождение и жизнь, карьерный рост, интервью, мысли о творчестве, о политике, о писательстве и магии.
Какое-то внимание уделяется разбору произведений, но не слишком глубокому.


Ланс Паркин
Алан Мур. Магия слова
6,5-7/10

★★★✩✩

воскресенье, 1 марта 2020 г.

Книга. Северо-Запад. Колдовской мир

"Скучно в доме, если в доме ни креста, ни ножа..."
"Аквариум"

Одного лихого дядечку угораздило попасть в мир, где некоторые дамы обладают кое-какими чародейскими силами, и их держава ведет войну с кое-какими соседями и таинственными захватчиками-кольдерами. Наш дядечка, конечно, присоединится к справедливому отпору агрессору, тем более, что злодеи тоже не местные.

Ой, ой! А ведь даже кое-где пишут про "грандиозность" и "масштабность".
Нет здесь ничего такого. И многого другого тоже нет.
Какая-то у тетечки вышла супер-серия серая и блеклая.

Масштаб событий мелкий, но характеров, сюжетных поворотов, драмы, чтобы компенсировать эту незначительность, компенсировать отсутствие ярких красок, тут нет.
Нет тут ничего, что поразило бы, увлекло, заворожило. Здесь не за что зацепиться взглядом - ни образы, ни антураж, ни мир в целом не блещут ни оригинальностью, ни красотой.
В пресных диалогах малоподвижных персонажей, в редких поступках - во всем неизлечимая банальность. Скучные герои почти лишены индивидуальности, а темп вялый, нет ни интриги, ни иронии.
Все нужное для хорошей книги я уже отмел, можно перейти к частностям.

пятница, 28 февраля 2020 г.

2019 год от РХ в картинках, буквах и запятых

В 2019 году через мои руки строем прошли 44 новые книжки и 9 графических романов. 
Сказать обо всех доброе, злое ли слово никак не выходит, нынче февраль 2020, а в своих добрых отзывах я добрался только до лета прошлого года.
Комиксы были хороши - и "Шараз Де" и "Никополь", а вот книг неординарных как-то не досталось этому году. Никаких откровений не было, ничего меня не поразило и не заставило переосмыслить предшествующее. И, как обычно, обо многом я не смог ничего умного сказать.

Несколько слов о книгах, специальные странички для которых я создавать не стану.

воскресенье, 23 февраля 2020 г.

Книга. Mazepati. Весь в белом

Вот еще один последний и решительный довод. Снова либеральная пресса трубит победу и хвалит эту работу, наносящую удар по традиционному образу героя и развеивающую извечную российскую пропаганду.
Да и, дескать, автор (-ша, -ка, -ресса) некогда обнаружила ранее неизвестный батуринский архив, так что правду теперь не скрыть. Что ж, посмотрим.

Начать с того, что ничего такого "особого", "секретного" и переворачивающего мир с головы на ноги или наоборот, в этих архивах, похоже, не было. Каких-то новых фактов, влияющих на традиционную картину того мира на страницах не видать.

Зато сразу бросается в глаза использование конструктов нашей эпохи - а-ля "национальность", "украинский язык", а ведь речь о временах, когда об их использовании в таком значении речи быть не может. Так что кажется, что принципы историзма прошли мимо историка Таировой-Яковлевой, не зря ведь она часто дает позицию одной из сторон по одному заведомо необъективному источнику, впадает в публицистику, а иногда просто несет старую-добрую околесицу.

Так у нее Голицын "первым привлек иностранцев на офицерские должности в армии". Занятно. А то, что подобная практика велась давным-давно, и до Ивана Гр, и во время, и после? Господи, да об этом даже у Акунина книжка есть.

Так у нее "шведы, не привыкшие к морозам"
Видимо, речь о каких-то экваториальных шведах.

воскресенье, 16 февраля 2020 г.

Книга. Имажикариум доктора Баркера

Баркера когда-то объявили наследником Стивен Кинга, в таком статусе он и прижился в литературе. Не отрицая мастерства, посетую на его стиль, присущий, пожалуй, всем мною прочитанным рассказам. Обладая весьма специфической фантазией, как автор, он излишне громоздок, многословен, и, выигрывая у Кинга в красоте слов, он решительно проигрывает в динамике. Его "магнум опус" "Имаджике" все эти качества присущи в полной мере.
Трудно сказать, есть ли нечто свежее в сюжете - многослойные миры, меж которых шныряют богемные болезненные персонажи, ища разгадки, тайное противостояние божеств, магов, монстровВряд ли сюжет поразит, поскольку скорее ставка автором сделана на антураж, атмосферу.
Иногда у Баркера изящная, образная речь, Но он слишком словоохотлив, слишком избыточен, текст выходит слишком насыщенный, слишком телесный, слишком плотский. Да, он очень много уделяет внимания телу, его потребностям, во всех смыслах. Феминистский задор от представителя сексуальных меньшинств особо не раздражает, но его герои/героини слишком размеренно двигаются по страницам в этой давящей атмосфере.
И совершенно неожиданно и разочаровывающе выглядит голливудская концовка с дурацким злодеем и сладким хэппи-эндом.

"Имаджика" - громадный роман, местами выписанный очень красиво, местами увлекательно, но в целом слишком затянутый и тяжеловесный.


Клайв Баркер
Имаджика
6-6,5/10
★★★✩✩

воскресенье, 9 февраля 2020 г.

Книга из архива. Бешеная беспечность

К концу 60-х классическая голливудская студийная система переживала жуткий кризис - старое поколение управленцев и режиссеров не уловили новых веяний, и бизнес крошился на глазах, так что студии за копейки приобретались структурами самого дурного толка. 
Менялась аудитория, вовсю бушевал рок-н-ролл, хиппи проповедовали свободную любовь, мировой кинематограф порождал все новые шедевры, менялись формы - во Франции родилась "новая волна" - все это никак не влияло на костное студийное кино Америки. Еще и коварное телевидение наносило удар за ударом. Посещаемость кинотеатров упала до неприлично низкого уровня. 
Новые владельцы в поисках рецепта спасения готовы были идти на риск, брали новых режиссеров-киноманов, которые не просто сумели лучше отразить окружающий мир, но делали кино более интеллектуальным, психологичным, экспериментальным. 
Произошла довольно короткая революция режиссеров, и Голливуд поменялся под воздействием новых времен. На короткое время режиссеры из штатных ремесленников с ограниченными возможностями на контракте у студий превратились в свободных творцов, диктующих свою волю студиям. 
Все кончилось довольно быстро, хватило 10 лет. Главными заправилами стали продюсеры. А на студиях стали расцветать отделы маркетинга.
Отчего наши проиграли?

воскресенье, 2 февраля 2020 г.

Книга. Северо-Запад. Феникс и Зеркало

Очень странный образец. История почти лишенная какой-то интриги и уж совсем лишенная яркости и силы, в фокусе тут алхимия и главный герой муторно долго ищет какие-то компоненты, чтобы немного поалхимичить, куда-то неторопливо тащится, ведет пресные диалоги.
Назвать это приключением не получается. И вообще ничем еще. Какое-то задумчивое перемещение в пространстве, напрочь лишенное динамики. Дремотное, монотонное поглядывание по сторонам. 
Эйб Дэвидсон, несомненно не дурак, и определенные способности у него есть, и даже чувство юмора виднеется, но никакая из этих способностей не развилась в достаточной мере, чтобы доставить удовольствие от чтения. Каждой странице, каждому рассказу чего-то не хватает. Капельки страсти, может быть.

Конечно, кое-кто из читателей гневно заявляет, что прочие читатели дураки и ничего не поняли. Я вполне готов принять обвинение в глупости, но вот только это ничего не меняет. Книжка слабенько написана, даже если там под словами скрыты огромадные смыслы. Это не научная работа, а значит одних идей никак не достаточно, ребята.

Эйб Дэвидсон
Феникс и Зеркало
6-6,5/10

★★★✩✩
Роман написан в 1969 году, а рассказы 1958-1967.