пятница, 27 октября 2017 г.

Картинки. Драгоценный Moebius

Эх, что мы всё о ерунде? Не пора ли нам взяться за топоры за Жана Анри Гастона Жиро?! Пора, давно пора.
Так уж случилось, что когда я распахнул сундук, на котором перед тем сидела собака у которой глаза были ни дать ни взять две круглые башни и вертелись, точно колеса, первой в руки мне попала совсем небольшая книжка - каталог для аукциона. Отличие от стандартного артбука - картинки несколько поменьше в масштабе, ну и начальные цены под каждой проставлены, чтобы всякие люмпены да маргиналы не набились в зал в день продажи. 

Стоили эти картины по тем временам скромно - 4000-10000 евро. Только одна старенькая классическая работа с Майором Грубертом оценена в двадцаточку (вон она на обложке). Оно и понятно, художник еще жив, работоспособен, не забалуешь. Нонче же не то что давеча, цены растут, растут, растут и лет через сто одну такую чудесную раскраску можно будет обменять на одну такую страну-раскраску как наша.

Я все планирую накропать текст о собирании Мёбиуса - что бывает у бабулек на рынке, да сколько стоит. Не столько в помощь неофиту, сколько, чтобы отпугнуть. Дорогостоящее это дело и неблагодарное - и с семейным счастьем придется попрощаться и с налаженным бытом, с дружескими пирушками и с легкомысленными дамами, со смехом и прочими радостями простых людей. Ради блага человеческого придется уйти в затворничество, в схизму, в молчании шуршать веб-страницами. Изо дня в день. Из ночи в ночь...

суббота, 21 октября 2017 г.

Книга. Пуллмановский вагон. Бежит, качается.

Случайно взялся за Пуллмана, уж простите. Я сейчас редко читаю детские книжки, хотя в борьбе со старческой энтропией это средство незаменимое. Помню, был средненький фильм по этому роману, провалившийся в прокате. Помню, говорили, что трилогия-то эта - антиклерикальная, ого-го. Но вот все это было тогда, а почему я прочитал ее сейчас, бог весть.

Для взрослого организма эта книга слишком детская. То как говорят герои, то как развивается действие - будто все углы сглажены, диалоги упрощены, взяли фэнтези, мелко нарезали, растолкли и разбавили молочком для деток - ням-ням. Автор вкладывает в детский ротик "серьезные темы", да-да - религия и наука, но детские зубки не могут их крепко удержать - они еще не прорезались.
Ни потоптаться не хочется, ни пропеть оду. 
Что там будет дальше с героями мне совсем не любопытно. Слабенький вкус детской детской книги. 
А хорошая детская книга - она всегда взрослая.

Филип Пулман

Северное сияние

6-6,5/10

★★★✩✩

kindle-version

вторник, 17 октября 2017 г.

Книга. Совсем не сахар

О Сорокине я узнал в 90-е годы из очень модного журнала для обеспеченной молодежи "ОМ". Среди обильной рекламы хватало интереснейших культурных артефактов, чтобы даже у необеспеченной молодежи закружилась голова. Собственно, оттуда пришло довольно много имен, которые формировали культурный ландшафт мира и пространство в моей голове. Это была очень важная штука в эпоху с ядерным оружием, но без интернета.

Имена находились случайно и почти так же случайно находились книги в те времена. Кажется, первым мне удалось достать аккуратный томик "Нормы", незадолго до того, как общественность накрыла волна сорокинской популярности, ну, или наоборот, волна накрыла Сорокина. В нашем провинциальном полумиллионном Луганске таких книг не продавали, а знали эту фамилию примерно столько же, сколько знало Пелевина. Ну может, сотня-другая читателей.

Именно благодаря Владимиру Сорокину я увидел, что текст состоит из слов и букв и перестал его наивно и романтично воспринимать как нечто целостное, выросшее как живое существо, данное вдохновением в своей неизменности. Книг его я со временем скупил с лихвой, что-то мне нравилось больше, что-то меньше. Многое казалось смешным и эффектным. 

Картинки. Высохший колодец

Лет 5 назад, когда русскоязычная комикс-индустрия лежала в руинах воздушных замков, отдельные энтузиасты все же пытались воздвигнуть новые. Получалось это не так плохо, но, видимо, настоящего успеха не имело, ибо каждый раз хрупкий финансовый фундамент рассыпался, стоило дойти до строительства сокровищницы.

Одним из таких занимательных артефактов стал "Колодец" харьковчанина Евгения Пронина.
Несмотря на то, что местами графика очень неплоха, по большей части она весьма грубовата, несколько простовата и скороспела. Таков же вышел и сюжет - сыроват и простоват, с отдельными намеками на нечто более интересное. Поэтому и вся работа в целом кажется слишком поспешной, торопливой, автору явно стоило глубже проработать полотно, отшлифовать детали, навести колор, сработать тоньше, изящнее.
Moebius, которому посвящена колодезная история (один из персонажей явно родом из головы французского художника) таких поспешных работ не выпекал.

Итог: Художник весьма мастеровит, но увы, потенциал в полной мере реализовать не смог.

Евгений Пронин Колодец
Евгениос
2012
6,5|10

★★★✩✩

суббота, 14 октября 2017 г.

Картинки. Этюд в серых тонах

Еще один случайный объект в моей, в остальном приличной, коллекции. Один из сонма художников, которые трудятся до рези в глазах на бездушной комикс-потогонке США, почему-то заслужил свою отдельную книжку. За что ему такое? Ну вот работает человек, вполне профессионально, да бездушно и стандартизованно, но ведь не обижает никого, не рисует ничего похабного. За что?
Большей частью в сборнике представлены картинки гражданина Грега к сериалам "Sam and Twitch" и "Spawn" и что-то живое чувствуется, пожалуй, в первых.  Скетчи выглядят интереснее, чем законченные рисунки. Вот даже не знаю, что еще сказать...
Итог: невыразительно и скучно.




The Art of Greg Capullo
Image Comics
2007
6|10

★★★✩✩


суббота, 7 октября 2017 г.

Коллекционный список. Тайна 72 превращений

Давным-давно в стародавнюю эпоху по советскому телевидению запустили дружбу с Китаем и в рамках этой дружбы демонстрировали различные китайские культурные феномены. Я был маленьким мальчиком. И полнометражный мультфильм "Сунь Укун: Переполох в Небесных чертогах" произвел на меня ошеломительное впечатление. Он был необычным для наших краев, он был наполнен волшебными штуками, а персонажи дрались используя замечательные непобедимые 
восточные единоборства, без которых тогда ребенку было просто невмоготу. Долгие годы мои воспоминания жили где-то на задворках сознания сами по себе, пока уже взрослым я не решил узнать об обезьянах побольше. Мало того, что мультфильм был некогда весьма тепло встречен на Венецианском кинофестивале в 60-е, но, как выяснилось, он еще и был создан на основе великого старинного китайского романа "Путешествие на Запад". Великий он не потому что мне так нравится, а потому что у самих китайцев сложилось такое представление  - 4 великих классических романа - "Сон в Красном тереме", "Речные заводи",  "Троецарствие", ну и "Путешествие на Запад". Последние три наполнены чистейшим китайским мордобоем, так что каждый мальчик не может их не ценить, но в "Путешествии" есть еще и магия, чудовища и замечательный герой, умные ученые называют таких "трикстер", хулиган и проказник по-нашему, по-крестьянски. Я пусть и был взрослым, даже носил бороду, но сдержаться не смог и принялся книгу искать. В интернете были выложены тогда отдельные главы, никакого желания провести половину жизни перед экраном у меня не было, сердце требовало настоящих бумажных книг.

Впервые роман У Чэн-эня на русском был опубликован в 50-е и те книги стоят нынче каких-то неприличных денег. Переиздания были редки и быстро становились библиографической редкостью. К счастью издательство "Эннеагон пресс" переиздало книгу в 2008, эту версию я и выхватил.

Роман просто замечательный и у меня слишком мало слов, чтобы вознаградить его по достоинству ибо я слаб и жалок, а мой слог слишком скуден и беден. Мы - лишь карлики на плечах гигантов, а те гиганты - карлики на плечах своих гигантов-отцов и так далее, далее и далее. Страшно представить себе какими были наши давние предки!

пятница, 29 сентября 2017 г.

Картинки. Деревянные воробушки дядюшки ASHLEY

В горячке собирательства я когда-то приобрел бокс-сет художника Эшли Вуда "SPARROW", но не потому что так его люблю, а просто что-то нужно было приобрести. 

Художник - славный малый и мастерски малюет маслом, что в наши времена не всем свойственно.
Тематика его работ - обнаженный дамы, громоздкие роботы с оружием и зомби, диссонирует с его художественной манерой, и получается странная смесь современных поп-образов с классическим стилем изображения.
Сам набор из 4 томов в футляре, с одной стороны, сбит крепко, удобно, аккуратно, но, с другой стороны, маленький формат ведет к обрезке картин, к их более слабому воздействию.


Итог: впечатление остается смазанным, полноценно погрузится в образный мир творца не получается, но мастерство художника и качество издания вызывают симпатию.


Ashley Wood
Sparrow Box Set
Idea&Design Works Llc
2013

7|10

★★★★✩


Из коллекции И.В.


Примерно в 2011 году мое любопытство привлек новый феномен. До того я был ревностным книгочеем и библиофилом, а в минуты грусти еще и киноманом. Но индустрия значков на бумаге выдыхалась, доступность ридеров росла, соответственно, выискивать книги было уже не так интересно, а пустота внутри требовала новых жертв. И вот однажды мой средний брат по какой-то прихоти приобрел комикс "Особо опасен" и предложил мне его посмотреть. Как всякий воспитанный человек в те годы, я было заартачился - пристало ли мараться этой дегенеративной похабщиной, какой-то дурацкой историей в картинках? Впрочем, полистать и выбросить в печь - никто и не заподозрит во грехе комиксолюбия. Я полистал. Совершенно неожиданно оказалось, что комиксы - занятная штука. Более того, комикс "Особо опасен" оказался куда лучше, чем фильм по нему поставленный. Да, впоследствии я осознал, что этот конкретный комикс - несколько вульгарен и одномерен, но было поздно. Я забросил удочку и выудил ко дню рождения "Хранителей". Тут уж я не мог не признать, что это вещь столь мастерская, что останавливаться на достигнутом нельзя, просто ради новых сильных впечатлений нужно продолжать. Это были времена, когда на русском языке почти ничего не издавалось, попытки продаж графических историй проваливались, поэтому войти в тему было легко. "Город грехов", "V - значит Вентетта", Энки Билал, супергерои, первый "Песочный человек" - я выхватывал новые и новые издания, отплевываясь, отбрасывал одни и прятал в подземные хранилища другие. В самом начале я вдруг увлекся Мёбиусом и принялся бродить по магазинам иноземных держав. Храбрые одесситы несли мою весть в самые дальние уголки Вселенной, а мои деньги таяли с неимоверной быстротой.
Потом я остыл. В комикс-мире оказалось так много барахла, что бродить по нему ради него же мне как-то расхотелось. Остались отдельные имена, которые по-прежнему сияют в моей голове и немножко меня согревают.
Но, как бы то ни было, почему бы не обратить внимание досужей публики на некоторые из них.

Дальнейшее происходит в случайном порядке, по мере спонтанных встреч в лабиринтах квартиры с картонными коробками, в которых сложены груды никому не нужных сокровищ...

Арт
Ashley Wood "Sparrow Box Set" 2013
Moebius "La Complainte de l'Homme Programme. Oeuvres Complete 4" 1982
Moebius "Le Desintegre Reintegre. Oeuvres Complete 5" 1984
Jean Giraud Moebius. Druot Montaigne. Le Samedi 24 november 2007
The Art of Greg Capullo 2007 DELETE
Moebius "40 days nel deserto B" 2000
EUROP-ASSISTANCE par MOEBIUS 2007
Moebius-Armanet "Un an dans la vie 2001-2002" 2002
Комиксы
Мило Манара «Клик» 2016 DELETE
Хуан Диас Каналес и Хуанхо Гуарнидо "Блэксэд. Книга 2. Красная душа. Ад безмолвия." 2016
Алан Мур, Кевин О`Нил "Лига выдающихся джентльменов. Том 1. Полное издание" 2016 DELETE
Алан Мур, Кевин О`Нил "Лига выдающихся джентльменов. Том 2. Полное издание" 2017 DELETE
Алан Мур, Кевин О'Нил "Лига выдающихся джентльменов. Том 3. Столетие. Полное издание" 2018 DELETE
Майк Миньола "Хеллбой. Книга 4. Правая рука Судьбы" 2016
Майк Миньола "Хеллбой. Книга 5. Червь-победитель" 2018
Майк Миньола "Хеллбой. Том 6. Странные края" 2018
Майк Миньола, Ричард Корбен, Ф.Крэйг Расселл "Хеллбой. Книга 7. Ведьма-тролль и другие истории" 2019
Майк Миньола, Джошуа Дайсарт "БРПД: 1946" 2015 DELETE
Майк Миньола, Джошуа Дайсарт "БРПД: 1947" 2016 DELETE
Евгений Пронин "Колодец" 2012 DELETE
История рока в комиксах 1992 DELETE
Давид Б. "Священная болезнь" 2011 DELETE
Алехандро Ходоровский, Хуан Хименес "Метабароны. Полное издание" 2017
Алехандро Ходоровский, Мёбиус "Инкал" 2019
Алехандро Ходоровский, Хуан Гименез "Каста Мета-баронов. Том первый. Отон Великий" Talking Head 2013
Алан Мур, Эдди Кэмпбелл "Из Ада" 2018
Алан Мур, Дэйв Гиббонс, Джон Хиггинс "Хранители. Абсолютное издание" 2014
Алан Мур, Дэйв Гиббонс, Джон Хиггинс "Хранители"
Алан Мур, Дэвид Ллойд "V значит вендетта" 2007 DELETE
Алан Мур, Брайан Болланд Бэмен. "Убийственная шутка" 2011
Марк Миллер, Дж.Дж.Джонс, Пол Маунс "Особо опасен" 2008 DELETE
Jodorowsky&Moebius "Angel Claws" Humanoids 2019
Jodorowsky&Moebius "Artigli d'angelo" Castelvecchi 1998

пятница, 22 сентября 2017 г.

Картинки. Приходите завтра. Джентльмены сегодня не выдаются

Какую бы историю не сочинил один человек. другой всегда способен ее просто плохо
пересказать. Мне не нравится художник О"Нил, как и у многих других авторов его статус  излишне взлелеян и раздут. Другое дело, что и портить тут особо нечего. Как и в первой части,  ничто в этом комиксе меня не задело. Кажется, Муру просто нравится сцеплять и скрещивать между собой разнородные истории разнообразных авторов - вот группка героев одних литературных произведений помещается в антураж других произведений, автор же с любопытством смотрит, что из этого выйдет. Да, он приправляет эту картину красками современности, но в целом все сводится к литературе более чем столетней давности, ее образам. А насколько хороши они сейчас? Потрясет ли читателя Уэллс? Развлечет ли Хаггард? Удивит ли Верн? Едва ли. Поэтому множество элементов из которых складывает история мне кажутся устаревшими, вялыми, потерявшими силу.

Существенным дополнением к комиксу стала долгая многостраничная история о путешествиях по вымышленным странам. Однако ее однообразие очень быстро скрадывает всякое очарование. Да и не слишком занимательную форму она принимает, это по сути перечисление литературных топонимов с толстым намеком - вот Кафка, вот Кэролл, вот Борхес, вот Лавкрафт, вот Стокер, вот Уэллс, вот Маркес, вот отсылки к кинофильмам и так до бесконечности, весьма утомительно, увы, и не изобретательно. Кстати, не снабдить подобную игру ума пространным комментарием со стороны издательства просто свинство. Впрочем у них даже корректора не нашлось - и текст пестрит ошибками.

Вскоре нам обещают выпустить "Из Ада" Мура. Посмотрим, посмотрим...

Алан Мур, Кевин О`Нил

Лига выдающихся джентльменов. Том 2. Полное издание

6,5/10

★★★✩✩

четверг, 14 сентября 2017 г.

Книга. Диверсант около трона

Так уж вышло, что чтение этой книги растянулось на столь долгий период, что начала ее я уже толком не помню, поэтому картина вышла несколько смазанной, в чем каюсь и винюсь.
Фигура Судоплатова весьма и весьма интересна, а вот его мемуаристика оставляет желать лучшего. Наряду с весьма любопытными зарисовками дел шпионских, автор под воздействием антисталинских разоблачений, принимается сам рьяно бороться с тиранией и резать правду, но, вот беда, зачастую выступает в роли своеобразного Солженицына, пересказывая чужие слова или некие догадки. 
В результате, по личным встречам и работе с неким властодержителем, скажем, у него складывается одно впечатление, а по результатам хрущевских открытий в области культуры, совсем другое. Вот Берия - вежливый профессионал превращается в похотливое чудовище. Вот Сталин из лидера государства обращается в кровожадного параноика, и уже из этой паранойи задним числом выводятся все его решения. Может сложиться впечатление, что лидеры больше боролись между собой, чем работали, хотя мы знаем, что рабочий график у них был чрезвычайно напряженным, да и деловые встречи автора с этими лидерами говорят об обратном.

Вот россыпь цитат:
"Внешность Булганина была обманчива. В отличие от Хрущева или Берии, Булганин, всегда прекрасно одетый, имел благородный вид. Позже я узнал, что он был алкоголиком и очень ценил балерин и певиц из Большого театра. У этого человека не было ни малейших политических принципов — послушный раб любого лидера."
Откуда узнал? Насколько можно доверять этой информации? В чем проявлялась рабская сущность и отсутствие принципов?

"В 1944 году, во время войны, Сталин приказал, чтобы Богдан Кобулов, заместитель Берии, установил в московской квартире Жукова подслушивающие устройства. Прослушивание квартир Жукова и адмирала Кузнецова не дало результатов, на которые так надеялись. Однако некоторые известные маршалы и генералы были посажены в тюрьму, а часть из них расстреляна за антисталинские высказывания, записанные подслушивающими устройствами, или в связи с показаниями, которые были выбиты у них людьми Абакумова."
Почему надеялись? Где конкретика - кого и за что посадили-расстреляли?

"В то время в правительственных кругах ходили слухи о том, что сын Берии Сергей собирается жениться на Светлане Аллилуевой после ее развода с сыном Жданова. Секретарь Берии Людвигов, рассказавший мне эту историю во Владимирской тюрьме, говорил, что Нина, жена Берии, и сам Берия были решительно против этого брака. Берия знал, что его противники из Политбюро используют этот брак в борьбе за власть, что силы Сталина уже не те и если Берия свяжет себя со Сталиным семейными узами, то в случае смерти Сталина он будет обречен. Ситуация породила их взаимную неприязнь, и с этой точки зрения можно объяснить, почему в 1951 году Сталин приказал генералу Рухадзе продолжать расследование о взяточничестве грузинских чиновников-мингрелов. Надо заметить, что в Грузии в органах безопасности и на руководящей работе прослойка мингрелов была очень значительной.
Сталин приказал Рухадзе найти доказательства и выискать свидетельства зарубежных связей мингрелов Грузии, тогда он мог бы подытожить: «Этим мингрелам вообще нельзя доверять. Я не хочу, чтобы меня окружали люди с сомнительными связями за рубежом». Этого было достаточно, чтобы Рухадзе понял, что он должен сфабриковать заговор. Как рассказал мне писатель Столяров, работающий над книгой «Преторианцы», вскоре после этой встречи Рухадзе присутствовал на званом ужине, где, сильно выпив, прихвастнул, что он близок к Сталину и тот давал ему инструкции по проведению диверсий и похищений в Турции и Франции."

"Сталин решил принести в жертву Рюмина и Рухадзе. Рухадзе вскоре посадили в Лефортово; Рюмина сняли с должности заместителя министра госбезопасности и уволили из органов в ноябре 1952 года. После смерти Сталина его арестовали, но, даже если бы Сталин был жив, он все равно бы его уничтожил."

"Сталин считал, что Абакумов слишком много знал."

"...в волне реабилитаций, начатой Берией после смерти Сталина. Конечно, ясно, что даже эта волна, которая казалась исправлением прошлых ошибок, была вызвана амбициозными планами Берии."

"Полковник Людвигов, начальник секретариата Берии в Министерстве внутренних дел, был арестован потому, что слишком много знал о нем и его любовных похождениях. ...Микоян также амнистировал своего дальнего родственника Саркисова, начальника охраны Берии, поставлявшего Берии женщин."

суббота, 2 сентября 2017 г.

Книга. Рыба и киты

Жареная рыбка,
Дорогой карась,
Где ж ваша улыбка,
Что была вчерась?
Николай Олейников 1927


Теперь мне совершенно ясно на кого свалить вину за бесславную участь бумажного памятника Гребенщикову в виде "Снов о чем-то большем", кроме самого Гребенщикова, разумеется.
Кушнир занимался фактажом, деталями, судя по его работам, умел сохранять критическую дистанцию, но его вовремя отстранили. Соловьев-Спасский специализировался на поэтике БГ и роль в итоге сыграл не значимую. А вот Рыбин отвечал за аплодисменты, восторженный свист, односложные восклицания восторга и подбор эпитетов выражающих превосходную степень совершенства, которыми и оказалось задавлено все живое.

Здесь перед нами какое-то безудержное восхваление, неостановимый поток славословий: вот Гребенщиков - ровня музыкальным богам Запада - великолепен во всем, все части песни ему подвластны - композиция и мелодия, слова и гармония, голос и манеры. О, как он изящен, как блестящ, как красив этот юный бог! О, как метко бьют его стрелы, как точен его слог! О, как глубоко прозрел он красоту мира, его чудеса, его дороги и дома! О!О!О!

Даже плодовитость Гребенщикова неожиданно оказывается верным свидетельством его таланта. Кто-то сказал бы "повторяется" и "фальшивит", но раз слушают, значит любят - заявляет Алексей Рыбин, а раз любят, значит - талант, и как следствие, этот самый Алексей полностью прав в своих льстивых выводах. Такая здесь царит логика.

Безудержные похвалы перемежаются историческими экскурсами, бытовыми зарисовками и описанием новых альбомов все в тех восторженных тонах. Периодически автора клинит и он просто в телеграфном стиле сухо фиксирует события жизни группы и зачем-то перечисляет песни на некоторых альбомах с краткой характеристикой, ничего не дающей для их понимания.
Людям опытным все описываемые события прекрасно известны. Не говоря уж о том, что перечислять спетые на "Музыкальном ринге" в 1986 году песни в наше время, мягко говоря, дурость или гонка за объемом книги.
Некоторые расшаркивания не могут не резать глаз.
"... группа уже звучала и играла как профессионалы" - как профессионалы они в 80-е не играли в принципе, по причине отсутствия музыкального образования и нелюбви к репетициям, отсутствия качественных инструментов и аппаратуры. Весь профессионализм возникал при участии профессиональных музыкантов - Курехина, Бутмана, с хорошим образованием и пониманием нот. Да, музыканты были в меру сыграны и меломанисты, но питерская школа не славилась мастерством исполнителей. Отчасти именно поэтому Аквариум 1.0 и закончился. 
"мировой уровень", "...недаром Гребенщиков - один из немногих по-настоящему принятых и понятых на Западе артистов." Комментировать подобные сентенции вообще странно. Шапочное знакомство БГ с некоторыми немолодыми звездами, эпизодическое участие старых мастеров в записях его альбомов на чужой сторонушке, вовсе не признание его уровня. На русском языке песни на Западе просто на слушают. Его англоязычный альбом занял в рейтинге продаваемых альбомов "Billboard 200" 198 место в году, да неужто это успех?  Никакого понимания, принятия и признания на Западе не было и нет.
Забавно вспоминать, что сам БГ как аргумент в пользу "Radio Silense" приводил следующий довод. Некто, уж не помню кто конкретно, из известных профи, записывающийся в соседней студии, случайно зашел на запись и сходу, без репетиции сыграл в одной из песен. Во, дескать, нечем крыть, хороша значит пластинка!? Такие варианты, например, как:
  • музыканту было просто скучно и он хотел отвлечься, 
  • музыканта так утомила неудачная игра его коллеги, что он решительно вмешался, 
  • музыкант сыграл неважно, просто его статус заставил считаться с его игрой, 
  • вообще все можно было сделать куда интереснее, 
  • то, что некто сыграл простую партию сходу вообще ни о чем не говорит,
почему-то Борису Борисовичу в голову не пришли.
"... кино Соловьева - кино стопроцентно авторское, некоммерческое..." - не-не-не, вранье, вранье. Сам Соловьев рассказывал, что задумывал как раз впервые для себя снять именно коммерческое кино, популярное. И снял "АССУ".
"Туман над Янцзы и "Желтая Луна" - это совершенно гипнотические вещи." Мне кажется весьма важным маркером и симптомом, когда кто-то хвалит "Желтую луну" - вяленькую, отражающееся увлечение БГ компьютером и интернетом, выливающееся в рифмовку "полюби - usb"...

Бедный язык, бедные доводы, неприличные восторги сливаются в одну приторную апологию. В своих записях о других героях, Рыбин не откажется от манеры поведения и будет обрушивать одну за другой все новые и новые похвалы на Бориса Борисовича Гребенщикова. Признаться, даже я в юные годы не решился бы на подобное.

воскресенье, 27 августа 2017 г.

Книга. Маленькая дрёма

Я, признаться, совсем не заметил, как время ушло, унося с собой всё, что я выбрал святым.
Я стою пред пейзажем, где всё как всегда, но на ощупь непрочно, как дым.
Борис Борисович Гребенщиков update version 2017

Этот устрашающий габаритами (и ценой) том, я приобрел едва ли не против воли, в период начала Смуты. Его вес, солидность (и цена) казались чем-то способным утихомирить разыгравшиеся стихии и внести гармонию в бурлящий мир Вавилона. Да и истончающиеся привязанности прошлого хотелось укрепить этой жертвой, ведь вместе со старыми интересами таяли и радости. А книга обещала стать настоящим "coup de grace", после которого никаких вопросов не может остаться - небывало масштабный для наших палестин труд в руках мастеров, редкой прелести бумага и фантастическая полиграфия.

После покупки я по привычке долго его не трогал, а когда однажды летом раскрыл и прочитал десяток страниц, за окном разразилась канонада и за несколько десятков метров от нашего дома упал снаряд. При склонности к нахождению в мире скрытых, но не очевидных связей, в этом можно было бы усмотреть некий символизм, но в творчестве БГ его и так сверх меры, поэтому не будем отягощать его новым. 

THE DARK SIDE OF THE NOON: в поисках формы

Борис Борисович Гребенщиков всегда обожал монтипайтон-стайл, и весьма значительное количество обложек альбомов и клипов были принесены в жертву этой любви, несколько избыточной, признаться. Было бы логично ожидать от него благословения на создание именно такой биографии  - задорной и злоязыкой, с выбрыками и дуракавалянием, пусть стилистически и устарелой. Однако перед нами вовсе не веселая и хулиганская забава с материалом, а весьма консервативная, очень дорогая и пафосная историческая компиляция от серьезных дядек.


Никакой попытки поиграть со шрифтами, фотографиями и размещением текста на страницах не найти. Дорогая бумага покрыта буковками самых заурядных шрифтов, периодически вдруг резко меняющих размеры, целыми строчками или абзацами, но совершенно без дела, дисгармонично и в строгих рамках полей. Выглядит это так, будто человеку, недавно овладевшему основами работы с Word, поручили оживить текст, что он и проделал с положенным неумением и безо всякой фантазии, чисто механистически.
Эпизодически возникающий в качестве замены белому фон, представляющий собой однообразную череду каких-то блеклых листьев с прожилками, не придаёт содержимому ровно никакого смысла или глубины.
Большинство публикуемых фотографий давно были пущены в оборот, никаких интригующих событий древнего мира здесь не найти. 
Таким образом, в качестве арт-объекта, книга весьма заурядна, не скупа, но боязлива, безинициативна и приглаженна. Ее образная система не удивляет и не веселит, не вызывает восхищения или воодушевления, не поражает, не вдохновляет и не что бы то ни было.
Прекрасным штрихом являются помарки, регулярно встречающиеся с читателем и не знакомые с корректором.

THE NOON OF THE DARK SIDE: в поисках содержания
Нужно отметить, что позднее в "Хедлайнерах" автор идеи создания этого роскошного компендиума Александр Кушнир сетовал, что с подготовленными им материалами обошлись весьма похабно, превратив живую историю в торжественное славословие. Читая книгу, этого нельзя не признать. 
Здешний сад слов разделяют несколько расходящихся тропок. 
Первая - приглаженное и мифологизированное изложение жизни Гребенщикова в "Аквариуме" и вне его, в традициях гребенщиковских же стилистических приемов работы с  текстами. Записи альбомов, концертирование, новые лица, места и прочая. 
Вторая - это поэтизированные погружения в историю альбомов, в смыслы и образы песен Бориса Борисовича, с должной долей пафоса (с должной - значит с максимальной).
Ну и весьма-весьма значительная часть проекта - компиляция. Перед нами многочисленные цитаты из интервью многочисленного люда, причастного к группе. Граждане, но ведь это - самый примитивный способ творчества, а от такого проекта ожидаешь новых смыслов, а нам вываливают ученическую поделку! Это как если бы песни самого БГ - пронизанные цитатами из рок-культуры, мифологии, поэзии и фэнтези, при этом не наполнялись своими собственными смыслами, а сводились исключительно к  заимствованным чужим. Иногда целые страницы цитат участников группы приводят в недоумение, тот ли это уровень, которого желали достигнуть создатели?

А в результате перед нами не столько даже панегирик, сколько агиография. Герой шествует от вершины к вершине, все более возвышаясь над землей, сияя всеми своими разноцветными нимбами. Он открывает все больше тайн бытия, все далее уходя в инобытие. От дольнего мира к горним вершинам и за них, вестник Света и Любви. Накал восхищения таков, что впору ставить "Сны" куда-то в Красный угол и подносить каждое утро цветы и молоко на этот алтарь.


Увы. Возможность поиграть в некий арт-проект, сделать книгу не просто набором информации в виде текстов и картинок, а "чем-то большим", была упущена. Громаднейший талмуд в результате вовсе не стал некоей квинтэссенцией - стиля или мастерства, красоты или новизны. Это пафосное эклектичное сочетание различных стилей, неуклюжего дизайна, вторичных погружений в прошлое. Возможно, в 2002 году он казался чем-то более интересным, ныне же это довольно заурядный памятник.

А. Рыбин, А. Кушнир, В. Соловьев-Спасский

Сны о чем-то большем

6,5/10

★★★✩✩

пятница, 11 августа 2017 г.

Книга. Сны без конца и конец снов

Читая маленькие рассказы многоуважаемого лорда Дансейни, замечаешь, как много взяли от него многоуважемый Говард Филипп Лавкрафт и многие маститые многоуважаемые авторы фэнтези. А взяли они не героику, не игры сюжета, а эстетику. Необычные имена и названия, необозримые пространства времени и время необозримых пространств, загадочность и многозначительность. Взгляд рассказчика всегда устремлен в даль прошлого, столь далекого, что даже поверить в его существование невозможно. Его слова медленны и торжественны, романтичны и высокопарны. Он весьма изящен в своих выражениях, хотя местами и пробивается некоторая манерность.
Дансейни создал свой авторский миф, отчетливо мифологичный и отчетливо авторский, когда такие штуки еще никто не проделывал. Грустный образ величественного мира, где Время, чьи слуги часы рвут на части мир - единственный победитель, изгоняющий богов и людей, чтобы и самому однажды исчезнуть в небытии.

Наверное, самый лучший слепок его манеры - рассказ "Ночь и Утро" - настолько же беспредметный и нечеткий, как и таинственный. Перед нами целый перечень загадок, ответ на которые никто давать не собирается, 

И Ночь рассказала, чья кровь запятнала мраморные ступени, которые ведут к храму в Озане, и почему череп в этом храме увенчан золотой короной, и чья душа досталась волку, который воет во тьме за городом. И Ночь знала, куда уходят тигры из пустыни Иразиан и где они встречаются вместе, и кто говорит с ними, и что он говорит и почему. И она открыла, почему человеческие зубы оставили след на железном стержне в больших воротах, которые раскачиваются у стен Мондаса, и кто в темноте вышел в одиночестве из болота и потребовал аудиенции у Короля и поведал Королю ложь, и как Король, поверив лжи, спустился в хранилища дворца и нашел там только жаб и змей, которые и убили Короля.
И она рассказала, что творится в башнях дворца в тишине, и вспомнила заклятие, посредством которого человек мог направить свет луны прямо в душу своего противника. И Ночь говорила о лесах и о движении теней, и о мягких шагах, и о загадочных взглядах, и о страхе, который таится за деревьями, принимая форму некой твари, присевшей перед прыжком.
То ли притчи, то ли монументальные неподвижные сновидения.

Эдвард Дансейни

Рассказы сновидца

7/10

★★★★✩

kindle-version

понедельник, 7 августа 2017 г.

Книга. Как культурный вирус со звезд поразил род человеческий

Когда я был довольно маленьким, а мой младший брат был еще более маленьким (про самого-самого младшего брата я не упоминаю, потому что он в этой истории никак не участвовал, хотя был еще более маленьким, чем прочие братья), а было это в стародавние времена, и времена те были очень странными и стародавними, вот в те самые времена те самые дети, о которых было упомянуто выше, ходили в видео-салоны, чтобы посмотреть какой-нибудь чудесный фильм. Чудесными были фильмы о мастерах кунг-фу и ниндзюцу, о храбром воине Арнольде Шварцнеггере, о зомби, которые тогда еще были весьма робкими, а ныне их противные рожи заполонили все вокруг, так что можно сказать, что Земля уже захвачена их неисчислимыми толпами и они уже давно питаются нашими мозгами. Лучшим видеосалоном нам всегда казалось кафе "Изюминка", где в цену билета входила еще и чашка с мороженым посыпанным шоколадной крошкой (поверьте, мороженое улучшает любой фильм, это вам не попкорн).
Именно туда мы направляли свои маленькие стопы чаще всего. И именно там однажды, проходя мимо, с тем, чтобы узнать, может ли день принести нам свои культурные сокровища, мы увидели в расписании загадочное название "Звездные войны. Часть 4. Новая надежда". Имя этой картины мне тогда показалось очень красивым и головокружительным, войны в глубинах космоса среди звезд казались чем-то одновременно грозным и романтичным, ну и дарили надежду на что-то новое. Демонстрация шла на маленьком телевизоре, сегодня такие экраны у мобильников, тогда же он казался и был широкими вратами в мир чуда и был он не хуже, чем гигантские экраны IMAX, а все потому, что наши головы тогда и сейчас не слишком изменились в размерах. Фильм нас потряс от верхушки до основания, так что мысли в голове совершенно потеряли свои прежние места и с тех пор бегают совсем по-другому. Через пару дней мы посмотрели "Возвращение джедая" и еще очень-очень долго толком не знали, что произошло в 5 части, куда подевались первые три, и вообще ничего не знали. Прекрасные ощущения неизвестности, которых современный мир нас лишает.
Да! Так о чем то бишь книга?

А она о том, что в мире нет больше хомо сапиенсов, которые бы не были так или иначе знакомы с миром "Звездных войн". Даже если они не смотрели фильмы, то слышали цитаты или знакомы с образами героев. Как культурный феномен эта история настолько впечаталась в окружающий мир, что невинных людей на этом свете совсем не осталось.
Автор перемежает описание биографии Джорджа Лукаса с погружением в безумный мир фанатов, истории около и внутри кинопроцесса, с тем, что происходило до и после них, говорит о мечтах и о деньгах, а тех и других было очень много.
Элементы из которых сложился фильм вызревали на протяжении всей жизни режиссера, случайно услышанные имена, идеи, фильмы сложились в эту сказку иногда весьма причудливым образом, чтобы затем не менее причудливо порождать новые культурные артефакты.

Специально погружением в историю "Звездных войны" я во взрослом возрасте не занимался. Другое дело, что это было одной из тем в замечательной книге Питера Бискинда "Беспечный ездок и бешеный бык, или Как поколение секса, наркотиков и рок-н-ролла спасло Голливуд". Лукас стал частью революции молодых (и не очень) режиссеров против студийной системы, бурного культурного всплеска, который изменил кинематограф, и именно его фильм съел ту самую революцию, породив современный блокбастер.

С тех пор, когда я и все мои братья были еще совсем маленькими прошло немало лет, мир изменился, "Звездные войны" изменились,  и любви к этой истории больше нет. Она стала слишком обыденной, слишком вездесущей и назойливой, а последние годы еще и катастрофически глупой. Но уважение к прошлому осталось, а потому

Крис Тейлор

Как "Звездные Войны" покорили Вселенную

6,5-7/10

★★★★✩

kindle-version


воскресенье, 16 июля 2017 г.

Книга. О хищных рыбках

Столь политизированная книга попала в мое поле зрения лишь потому, что я давно ридерю фейсбук-посты ее автора. Андрей Манчук - левак, журналист, киевлянин. Соответственно, его взгляды интернациональны и антикапиталистичны. Книга посвящена не столько битве за Восток Украины, сколько тому, что ей предшествовало, начиная от возвышения правых националистов "Свободы", её симбиозе с властью просто правых "Регионов" и вплоть до войны.

К сожалению, данный труд представляет собой не целостную картину, не единое полотно, а набор статей разных лет, что порождает традиционные проблемы - локальность, бессистемность, неполноту. Старые веб-газетные вырезки дают чувство времени, яркость, но по прошествии лет кажутся чрезвычайно ограниченными. Кроме того, по причине формата, они щедро наполнены некоторыми ритуальными фразами, маркерами, частностями, туземным контекстом, требуют вовлеченности в процесс. То есть посторонний зритель, российский, скажем, едва ли сможет погрузиться до конца в местные реалии, а вот полноценной картины бурлящей жизни он не получит, это ведь только отдельные картинки, и генезис Майдана в полной мере не проявлен. Синергический эффект от набора статей не достигается.
Где-то взгляд на происходящее очень зрелый, а где-то несколько наивный, особенно касательно зарождающейся "левой волны".
Завершает все несколько неуклюжий манифест, симпатичный, но бессильный.

"Неудивительно, что украинцы теряют доверие к этой Европе, представленной чиновниками и политиканами. Согласно последним опросам, проблема евроинтеграции Украины волнует не более трех процентов украинских граждан — в то время как остальных больше всего беспокоит рост цен на продукты (58 % опрошенных), рост цен на коммунальные услуги (54 %), потеря работы (34 %), несвоевременная выплата пенсий и зарплат (32 %), утрата здоровья (30 %) и углубление экономического кризиса (27 %)."  - как удивительно удалось развернуть эти жалкие проценты из 2012 года во всеохватную и всеобъемлющую идею-фикс о слиянии с Европой в ахимическом браке. Досадовать на то, что большинство сограждан в алхимии не разбираются, не стоит, результат вышел вполне адекватным этой науке.

Андрей Манчук

Кровь Донбасса

6-6,5/10

★★★✩✩

kindle-version