воскресенье, 22 сентября 2019 г.

Книга. Иллюминатор. Ой

Производственный роман и роман-катастрофа в одном флаконе. Корабль, чудо-шторм, сорвало трубу, капитан приказывает, мистер Робб впадает в ужас и прячется, сорвало люки, крен, вода попадает в трюм, топки погасли, китайцы в прострации, есть нечего, пить еще менее чем, снова зажигаем топки, пожар, сильный крен, акулы, ветер, голод, нет сна и так далее и тому подобное. Впрочем герои тут немножко странненькие и автор посматривает на них со стороны с некоторой иронией, так что иногда кажется, что эта катастрофа - всего лишь комедия, а иногда, что она только возможность подчеркнуть трагедию, которая, как и праздник, всегда с тобой.

Крепкий такой маленький романчик, хотя несколько глупостей там тоже есть.

Ричард Хьюз

В опасности

7/10

серия "Иллюминатор" №54

★★★★✩

среда, 18 сентября 2019 г.

Книга. Слова нежности о марксизме

Наверное, правильно было бы сначала почитать Фейербаха, Гегеля, потом взяться за Маркса с Энгельсом. Но мы слишком слабы и изнежены, чтобы постичь их мудрость, лежа на диване. Поэтому приятно взять легкую поп-версию развития марксисткой мысли.

После Маркса с Энгельсом Борис Кагарлицкий последовательно рассматривает их легкомысленных последователей, типа Каутского, а от них переходит к мастерам политических единоборств Ленину, Розе Люксембург, Троцкому, Сталину, Мао. "Практическому" марксизму противопоставляется теория высоколобых европейских ученых, которые рассчитав на счетах, добавляют к Марксу щепотку фрейда - Маркузе, Фромм, Хорхаймер, Адорно. Дальше следует рассказ о Грамши, потом подтягиваются восточноевропейские мастера из левого лагеря.
Все это читается легко, весело, может потому что слишком легковесно и фрагментарно? Да, пожалуй. Это самый общий взгляд, ну еще и взгляд одного конкретного человека, нельзя об этом забывать. Товарищи леваки по каждой фразе из канона готовы устроить промеж собой бойню и нет в них согласия. Так что это марксизм от Кагарлицкого. Впрочем, просто марксизма, уже давно не осталось, он теперь всегда чья-то интерпретация. Как и все на свете.

Бонусом там зачем-то идут рецензии на книги, лучше бы их не было.

Кагарлицкий Б.Ю.
Марксизм: не рекомендовано для обучения
6,5-7/10

★★★★✩

воскресенье, 15 сентября 2019 г.

Книга. Сказ о том, как Мишка Одноглазый дурака-супостата одолел

А вот кому чудо-чудное, диво-дивное, книга необыкновенная, порожденная в самом сером месте Советской страны, выкованная из самых скучных штампов и зевотных глупостей!? А вот кому книга про Наполеона, составленная из речей депутатов XXV съезда КПСС!? Кому книга о войне, написанная военным человеком так, что все анекдотцы о тупых солдафонах немедля хочется пустить в дело!?
И ведь сдерживает от матерщины только то, что этот Жуков воевал, страну защищал, даже, кажется, генерал, стоит ли обкладывать его по матушке только за то, что бездарь?

Итак, перед нами поход Наполеона Бонапарта в Россию в 1812 году обрамленный небывалым количеством шаблонных советских речевок, кричалок, сопелок, вопилок и хрустелок. Тут и заезженные плакатные фразы об агрессоре, о прогрессивности, и о буржуазных фальсификаторах,  и о героической борьбе русского народа, и гневные фразы о тяжелом положении крепостного крестьянства. Автор даже о фашистах и концлагерях умудряется в соответствующей манере вставлять напоминания.  Хлебом его не корми, дай выкрикнуть "Гитлер!". Подобные кивки и аналогии с Великой Отечественной кажутся неуместными и глупыми, но Жуков один и тот же речитатив способен повторять страница за страницей - "Наполеоновское иго", "освобождении от фашистов", "порабощение страны" и "точно так же через 150 лет мы громили врага" становится уже просто неприличным. О, сколько тут будет привязок к Великой отечественной! В конце концов, как апофеоз, он просто цитирует надписи в книге посетителей мемориала в Германии. Великолепная иллюстрация к теме, чего уж!

Он рисует картину настолько грубыми мазками, что все полутона, все неоднозначности исчезают и в итоге перед нами примитивная, одномерная картина. Написано это мертвящей казенной лексикой, а оценка событий задавлена вульгарным позднесоветским марксизмом.
Так это буржуазия Франции толкала Наполеона на завоевание России, роль Наполеона как личности сужается до во всем зависимой от желаний буржуазии фигуры, все его действия сводятся к захватническим целям, все противоречия нивелируются. Противники почему-то обладают малочисленными армиями и куда меньше стремятся к войне, чем Франция Наполеона. Еще оказывается, что:

воскресенье, 8 сентября 2019 г.

Книга. Дожди и тучи в Поднебесной

Где честь и совесть попраны - всевластье
Там обретают низменные страсти.

Этот роман входил в Китае в число "четырех великих", пока его не вышиб из рейтинга "Сон в Красном тереме". Но пусть титул он и потерял, но даже бывший чемпион требует уважения.
С угасанием феодализма, в Европе ли, в Азии ли, возникает городской роман, происходит смещение интереса к городскому жителю и внимание переключается от рыцарских историй, от религиозных поучений к жизни простого человека.
В отличие от героики "Троецарствия", "Речных заводей" и "Путешествия на Запад", перед нами любовная мелодрама. Главный - герой - праздный блудодей, главные дамочки - роскошные развратницы. И хотя посвящен роман в основном любовным утехам - "играм в тучку и дождик", это все же не "Кама сутра", поэтому тут вдоволь семейных интриг, кутежей, измен и пиров.
Кроме внушающих уважение многочисленных сексуальных подвигов, обращает на себя также внимание к вкусной еде - мы неоднократно услышим про вареные свиные ножки или сладкие пирожки с фруктовой начинкой. Регулярно автор добавляет метафорической описание межполовых игрищ курсивом, или описание блюд. Так и представляешь тогдашних слушателей, пускающих слюну или довольно хихикающих.
Сделан роман в традиционной сказовой форме китайских романов - через бесконечное продолжение, нанизывание повторяющихся эпизодов, обилие имен, обилие малозначимых событий, так, чтобы конец отстоял как можно дальше от начала.
Главный лейтмотив - воздаяние за греховную жизнь. Что странно, в то же время в тексте неоднократно проявляются мотивы нелюбви к монахам. Видимо, играет роль двойственность восприятия ухода от мира - с одной стороны, это отмаливание грехов отцов, то есть благо, а с другой - пресечение рода, а это очень-очень нехорошо и некрасиво.

Цветы сливы в золотой вазе илп Цзинь, Пин, Мэй
XVI век, автор точно не установлен
7/10

★★★★✩
Почему-то по прочтении вспомнилось.

Однажды Орлов объелся толченым горохом и умер. 
А Крылов, узнав об этом, тоже умер. 
А Спиридонов умер сам собой. 
А жена Спиридонова упала с буфета и тоже умерла. 
А дети Спиридонова утонули в пруду. 
А бабушка Спиридонова спилась и пошла по дорогам. 
А Михайлов перестал причесываться и заболел паршой. 
А Круглов нарисовал даму с кнутом и сошел с ума. 
А Перехрестов получил телеграфом четыреста рублей и так заважничал, что его вытолкали со службы. 
      Хорошие люди не умеют поставить себя на твердую ногу.

Оказывается недавно вышел первый полный перевод в 4 томах тиражом в 300 экземпляров.

воскресенье, 1 сентября 2019 г.

Книга. Северо-Запад. Кольцо Мерлина

Книга бьет под дых только раз - когда из аннотации мы узнаем, что перед нами "первые две части дилогии". В остальном это довольно среднее и лишенное как жгучих недостатков, так и сверкающих достоинств произведение.
Идея вполне плодотворная - столкнуть римских легионеров и майя. Правда это фэнтези, поэтому римляне будут чисто британскими, с Мерлином во главе, с магией и монстрами.

Первый роман написан ровно, но без огонька. Может быть, потому, что автор предпочитает часто не описывать события, а кратко пересказывать - "в тот год мы много старались и у нас возникло могучее непобедимое войско зпт и всех победили точка". С одной стороны - стилизация под письмо императору это логично объясняет, а с другой - произведение кажется лишенным выразительности.

А вот вторая часть - уже будто дешевая фантастика 30-х годов, нелепая, алогичная, глупая, бедная на язык. Неестественное поведение персонажей, излишне резкие чувства, наложены на какую-то дурноватую мифологию. Из тех произведений, когда автору кажется, что достаточно показать "чудо" или выстрел из бластера, чтобы потрафить любителям жанра, а художественная достоверность и красота уже излишни.


Уорнер Мунн

Кольцо Мерлина

6-6,5/10

★★★✩✩
Самое любопытное, что "Повелитель Земного Предела" написан как раз давно в 1939 году, но кажется, куда более современной вещью, чем его продолжение "Корабль из Атлантиды" 1967 года. И это трилогия, как частенько бывало у издательства "Северо-Запад", отчего-то не поданная полностью.

воскресенье, 25 августа 2019 г.

Книга. Северо-Запад. Рука Зеи

Эта штука похожа на истории о Гарольде Ши - стиль, манера речи и характеры персонажей, типажи, невзыскательный юмор, но лишена игры со знакомой читателю мифологической топографией, а потому смотрится бледно. Как и там, здесь рисуется современный землянин среди архаичной культуры и уделяется подчеркнутое внимание "необычности" быта и привычек туземцев.
Она лишена каких-либо ярких, острых, красивых моментов. И, если посмотреть правде в глаза, то это и не фэнтези вовсе, а весьма заурядный приключенческий роман с грабителями и пиратами, уж коли ничего в нем не изменится, вздумай мы убрать малозначимый фантастический  антураж.

Из трех работ де Кампа в серии - это самый малоудачный экземпляр.

Лион Спрэг де Камп

Рука Зеи

6/10

★★✩✩✩

1950 год натикало, когда его нацарапали.

суббота, 17 августа 2019 г.

Книга. Северо-Запад. Мечи против колдовства

В мире Невон Фафхрд и Серый Мишелов вообще-то промышляют воровством, но будучи при этом высококвалифицированными героями, все время вляпываются в какие-то подвиги, и почему-то каждый раз кажется, что они валяют дурака.
Дело, наверное, в угаданной Лейбером интонации - невозмутимой и легкой иронии. Как всегда героев ничем не прошибить - его подчеркнуто удачливые воры, любят болтать и кутить, а между болтовней и кутежами совершают бесконечные героические поступки и  побеждают очередных барышень.
Его выделяет любовь к сложноподчиненным предложениям и чрезвычайное внимание к второстепенным деталям. Со все той же иронией он способен вдруг прервать рассказ о героях и подробно и невозмутимо рассказывать о чем-то совершенно постороннем.

Вот так, пока одни в давние годы сурово ковали эпические кольца, другие валяли дурака и веселились. Фафхрдомышеловие выглядит не так величественно как прочая классика, но забавно.

Фриц Лейбер

Мечи против Колдовства

6,5-7/10

★★★★✩

К старости дедушка стал писать хуже и поздние истории цикла читаются куда тяжелей.

суббота, 10 августа 2019 г.

Книга. Северо-Запад. Дерини

Это один из самых толстых томов в серии и, с таким-то расточительством, понятно, отчего она прервалась.
Вот перед нами некое условное королевство, некоторое число жителей которого - "дерини", способные к магии. Их уже давно режут простые и знатные, но один из главных персонажей-дерини вот все же занимает высший пост в державе. Так что высокопоставленные недоброжелатели внутри и снаружи постараются сделать все, чтобы никаких дерини у нас тут не водилось. Где совок и веник?!

Удивительная вещь, не нахожу ни одного доброго слова в ее адрес и очень много нехороших.
Перед нами фэнтези интриг и болтовни. Само по себе не приговор. Вот только эти интриги, изощренность которых подчеркивается автором хитрыми улыбками персонажей и их многозначительными переглядываниями - примитивны донельзя. Будто дошкольники резвятся.
А что до болтовни, то герои долго и скучно размышляют про себя, много и плоско говорят вслух. И всякое действие утопает в этой говорильне, в этом занудном убаюкивании. Диалоги удивительно бесцветны, так что и все пространство едва ли не безжизненное.
Здесь минимум локаций, здесь излишняя детализация описаний в ущерб темпу. Событий мало, это скорее рассказ растянутый на роман.
Злодеи едва ли не карикатурны и чертовски шаблонны, впрочем, все прочие персонажи тоже весьма блеклые и одномерные. При этом они все время переживают, даже казалось бы понятные вещи их повергают в трепет. Преувеличенность чувств, преувеличенность реакций - будто барышни изображают из себя великосветских мужчин-воинов, они так чувствительны, нежны, они трепещут! Смотрят исключительно "лукаво", "восторженно", "с обожанием", "с ненавистью" - все чувства на высоких оборотах, без полутонов. Автор все время перечисляет наряды, расцветки, антураж, костюмы, гербы, драпировку. Еще бы - тетеньке важны чувства, наряды и церемонии, а не какие-то дурацкие поединки и сражения! 
Чудеса тут без правил, а скука разбавляется только нелепицами и идиотскими поступками персонажей.
Например, когда найдя утречком убитого вассала, а рядом ножичек сеньора, другие вассалы тут же без размышлений бросаются убивать только-только любимого ими господина.
В полях отчего-то в мирное время повсюду рыскают злобные волки.
И, конечно, никакого представления о средневековье и воинских умениях, кроме нескольких костюмных кинокартин начала века.

Эта книжка состоит из статичных бесталанных картинок и серых разговоров. Интеллектуальное противостояние примитивно. Она вялая, многословная, скучная.

Кэтрин Курц

Дерини

5,5-6

★✩✩✩✩

Перевод, разумеется, соответствует времени и пространству. Переводчик пишет о королевствах, а речь явно о государствах, державах. Иначе почему единое пространство называется "11 королевств", когда там собственно королевств раз-два и обчелся?

воскресенье, 4 августа 2019 г.

Книга. Наполеон №2

Я-то думал в детстве, что Наполеоном у нас в СССР целые секретные институты занимались. Сейчас глядь-поглядь, а окромя дубля от Тарле-Манфреда монографий и нет.
А так уж вышло, что хотя в доме были обе, но читал я только Евгения Викторовича. А все потому, что папенька, бывало, говорил, что Альфред Захарович суше, войны его не интересуют, всё больше дипломатия, и я как-то решил, что Наполеон без войн мне ни к чему.
Зря.
Хотя, конечно, достаточной работу не назвать.
Внешняя канва истории прочерчена едва ли не пунктиром, автора волнует конструкция, на которой она покоится, внутренние пружины. Ему важнее психологический портрет героя, его интересуют чувства и мысли, подоплека событий, а не сами события, которым он дает пространные толкования, но их сами проскакивает на одном дыхании. Его интересует не "что", и даже не "как", а "почему".
Битвы он просто включает на ускоренную перемотку. 
Манфред много говорит о классах и социальных аспектах, но куда как меньше об экономике.  Он упускает целые блоки  - вот война с Россией, и вызвана она, кстати, исключительно агрессивной политикой Бонапарта, а вот уже потеря Парижа, и между ними всего несколько страниц. Он не говорит о переговорах и возможных компромиссах последних лет, а, едва намекнув, бежит дальше. Не говоря уже о том, что в описании войны 12 года проявляется типичная для нас субъективность - и в прямолинейных оценках Кутузова и в народности войны.
Автор и далее все время преувеличивает народное сопротивление политике Наполеона, уже в Европе, многократно повторяет и повторяет. И почти не говорится о том, что победы Наполеона привели к изменениям в армиях его противников, это уже другие армии не столько потому, что они проникнуты национальным чувством, сколько потому, что они организованы иначе, чем ранее, управляются иначе...
Пишет Манфред отлично, но он рассудочней, холодней, чем Тарле. У того восхищение Наполеоном будто бы сдерживалось только стоящим рядом чекистом, а здесь очень чувствуется некоторая отстраненность автора. Хотя он частенько гонится за образностью и забывает о строгости тона.
Вот вроде поругал, а все равно хорошая книга.

А.З.Манфред
Наполеон Бонапарт
7,5/10
★★★★✩

воскресенье, 28 июля 2019 г.

Книга из архива. Заповедник сегодня

Вот у нас "Заповедник" считался чуть ли классикой научной фантастики. Но, собственно, а фантастика ли это? Условная научность тут растворена в чудесах и магии. Закономерности мира и принципы действия, например, путешествий во времени, оставлены за кадром. Так что научности тут на грошик.

И очень теперь нелепо смотрится далекое будущее, на 99% идентичное сегодняшнему. Полиция, деньги, профсоюзы, работа. Добавлены волшебство, добавлено несколько футуристических свистулек, но в остальном, удивительно статичный мир у Саймака. В детстве как-то сильнее заводило.

Клиффорд Саймак

Заповедник гоблинов

6,5-7/10

★★★✩✩

суббота, 20 июля 2019 г.

Книги. Злые как собачки

Сначала я взял и прочитал залпом "Власть пса". А уже потом спокойно проглотил "Зимнюю гонку".
Первая вещь очень бодрая, энергичная. Автор не сбавляет темп от старта до финала, так что кровью щедро расписаны все страницы.
В деле итальянская мафия, мексиканские и колумбийские наркобароны, охотники на них, ирландцы-бандиты и несколько героев на десятки лет. Вот вырастает наркосиндикат Баррера, вот они убивают, убивают их. А вот и тяжелая кавалерия - военные и ЦРУ подкатили, кто же еще поддержит наркодельцов в борьбе с партизанами, социалистами, комми и прочими леваками. И в этом котле держатся наверху пара персонажей, а других автор щедрой рукой пускает на дно.
Лихо, просто, но не примитивно. Хотя все эти элементы конструкции мы знаем из книг и кино, все же автору удается держать интерес на протяжении всей истории. Только финал вышел несколько смазанным, а часть персонажей утратила сложность. Ну да кто из американцев не подгоняет книгу под сценарий кино?

Вторая книга вышла куда как более легковесная и еще более традиционно выполненная, хоть местами и не без лихости. Мафиозные разборки поначалу очень увлекают, а потом разочаровывают своей ходульностью.


Дон Уинслоу

Власть Пса

6,5-7/10

★★★★✩

Зимняя гонка Фрэнки Машины

6,5/10

★★★✩✩

воскресенье, 14 июля 2019 г.

Книга. С головами из соломы

Как понятно из названия, в центре внимания наши любимые друзья-враги-родственники-союзники-соседи-собутыльники - половцы, они же кипчаки, они же куманы, они же кое-кто еще. А на периферии  - хазары, печенеги, торки, берендеи, черные клобуки, вокруг и внутри Руси - с битием морд и топтанием посевов.
Книжка - такой себе средненький научпоп, неяркий, без красот и стиля, тоненький и махонький. Источников маловато, и автор кое-где, как кажется, довольно некритично в лоб работает с ними. Отсюда истории о "грандиозной битве орд", где 300 половцев бьют соразмерных венгров два дня (!?).
Все они эти ребята жили-жили, а потом пришли монголы и расколошматили всех, но не уничтожили, и татары это потомки тех самых кочевников, что жили где-то раньше рядом с родным мне Луганском.

С.А.Плетнева

Половцы

6,5/10

★★★✩✩

понедельник, 8 июля 2019 г.

Книга. Украинские вопросы

Нам на Украине все время приходится определяться с вопросом "национального". Обычно с той и другой стороны все рубят с плеча. Вот и приходится приобщаться к теме, чтобы быть во всеоружии и не ударить в грязь лицом в решительный момент. Для плакатов и шоу Алексей Миллер не годен, а вот для нормальной дискуссии и для понимания проблемы он отличное подспорье. Прекрасный язык, деликатность, погружение в нюансы и тонкости.

Вот вам сразу набор полновесных цитат для удовольствия и понимания с чем работает автор.
"Одна из таких отправных точек — сформулированная Бенедиктом Андерсоном концепция нации как «воображенного сообщества». Андерсон явно опасался, и не без оснований, что его термин «воображенное сообщество» будет неверно интерпретирован, и снабдил его обстоятельным комментарием. Воображенными Андерсон называет все сообщества, члены которых не знают и заведомо не могут знать лично или даже «понаслышке» большинства других его членов, однако имеют представление о таком сообществе, его образ. «Воображенная» природа таких сообществ вовсе не свидетельствует об их ложности, нереальности. Крупные сообщества, а к ним относятся не только нации, но и классы, можно классифицировать по стилям и способам их воображения. Тезис, что способ воображения сообщества может меняться, Андерсон иллюстрирует примером аристократии, которая стала восприниматься как общественный класс только в XIX в., а до этого осознавалась через категории родства и вассалитета."

"Несколько тезисов Андерсона прямо относятся к рассматриваемым нами сюжетам. Во-первых, он верно указывает на вторичный, имитационный характер национализмов в Центральной и Восточной Европе, которые заимствовали готовые конструкции и адаптировали их применительно к своим условиям. Это значит, что «нация» была идеей, целью, образом, к которому можно было стремиться с самого зарождения движения, а не постепенно формирующейся концепцией. От себя уточним, что некоторые национализмы, в том числе украинский, заимствовали образцы у народов Центральной Европы, прежде всего у чехов и поляков, в то время как русский национализм по большей части искал для себя образцы в Западной Европе, что вполне объяснимо в силу различия стоявших перед ними задач.

Заимствование готовых идеологических «модулей» означает, что отставание в идеологической сфере оказывалось значительно меньше, чем в сфере социально-экономического развития. Следовательно, в Восточной Европе националистические идеи и образы возникали и функционировали в существенно иной социальной среде по сравнению с теми условиями, где эти идеи первоначально сформировались. Иными были возможности массовой коммуникации, механизмы осуществления власти и средства, которыми государственная власть располагала для решения новых задач, возникавших с приходом национализма."

воскресенье, 30 июня 2019 г.

Книга. Самураи за работой

Никуда это не годится. Ниндзя тут изображаются в стиле экзотического кинематографа, хотя достоверность подобных данных весьма сомнительна. Старики говорят, что не бегали эти парни в черных трико и не владели в совершенстве всеми возможными способами убийства. Говорят, что выглядели они просто как крестьяне, или торговцы, или роботы - так, чтобы сливаться с окружающими. Не таскали с собой целый арсенал, а просто внимательно смотрели по сторонам. Оно-то понятно, что и старики эти тоже, положим, врут, но звучит-то куда разумнее, чем все эти эффектные побасенки.
В остальном, может быть, все и правда, но книжечка тонюсенькая, брошюрка какая-то. Информации на грошик, картинок еще на сентаво. Самые базовые элементы, не более того. Все мы - от домохозяек до сталеваров, эти истории знаем, и катану от васаби отличаем. Скучно.


С.Тёрнбулл, Р.Хук

Армии самураев. 1550-1615

6/10

★★✩✩✩

среда, 26 июня 2019 г.

Картинки. Таракан-таракан-тараканище

Почти все людишки здесь - гротескные, искривленные фигурки, пляшущие тени, оскалы ртов и трещины ухмылок. Только дети круглолицы и глазасты, карикатурны лошади, взрослые же дядечки и тетечки - будто маски, намертво приросшие к лицам и уже не скрывающие, то, что должны были прятать. Все эти персонажи - собрание человеческих пороков и мерзостей.
И главный герой среди них не последний - пронырливая мразь, "тараканище", трус, негодяй, пошляк и мещанин. Страдающий, мятущийся, мечтающий о признании.
Нарисована эта история французским иллюстратором очень даже неплохо, да еще и на крепкой литературной основе от "красного графа" Алексея Толстого.
Революция и гражданская война сами по себе интереснейший материал. Они то громыхают где-то неподалеку, но неожиданно охватывают героя, так что ему, казалось бы и не вырваться. Но он такой замечательный подлец, что спасется из любой передряги.

Паскаль Рабате

Ибикус

7/10

★★★★✩