вторник, 9 мая 2017 г.

Книга. Стратопедарх возле хрисотриклина. Год 6485


Из "Истории Византии" Джона Норвича, дурацкой книги, изуродованной в угоду издателю, автор выбросил фактически все кроме политики и религии, так что история Восточной Римской империи казалась бесконечной каруселью со смутой, резней и сменой властителей на троне, но без экономики, войн, искусства, быта. Открываем первоисточник X века - а ведь там, у Льва Диакона картина вырисовывается похожей - талантливые военачальники поочередно карабкаются на престол, плетут заговоры, травят, слепят, стригут в монахи конкурентов. То на одной границе, то на другой кипит война, бузят болгары, вредничают арабы, балуются наши предки. И только всемогущий Господь хранит.
В главных ролях в этом опусе два первоклассных актера - Никифор Фока и Иоанн Цимисхий, выходцы из военной знати, благодаря батальным успехам и интригам, превратившиеся в суперзвезд всемирного кинематографа. Каждый новый претендент на власть сначала оказывается у автора страшным злодеем, но стоит ему добраться до вожделенной цели, то в нем тут же обнаруживается бездна достоинств. 
Характерна данная история тем, что здесь весьма заметную роль играют русские. То есть не совсем русские, Лев их, из любви к анахронизмам и слабого знания предмета, называет таврами, скифами и тавроскифами, и только под хорошее настроение - росами.  Это, разумеется, как и положено варварам, люди низкие и количество их недостатков несоизмеримо больше их достоинств. Речь идет о Святославе и его походе в Болгарию. Византийцы в рамках свойственной им любви к интригам позвали русов усмирить болгар, а дальше Сфендослав из Болгарии уходить не пожелал, потому что гладиолус. Византийцы не любили гладиолусы и предприняли небольшой туристический вояж с большим войском на Золотые Пески.
Драчка вышла знатная. Каждый ромей стоит сотни злобных варваров, поэтому 300 византийцев гоняют по кустам и кочкам многие тысячи скифов, так что к полуфиналу двадцатитысячное войско Никифора Фоки, поколебавшись для приличия, разбивает 300000 росов всухую. Теряя на сотни тысяч убитых врагов только сотню-другую своих парней. Любили древние игру в цифирь, этого у них не отнять.

Книга читается легко, совсем тонкая, и поэтому зловредные советские редакторы цинично дополнили ее фрагментами других стародавних авторов, касающихся той же эпохи и пространными научными комментариями. Очень полезная вещь вышла, приятно вспомнить, как ловко это мы ромеям ноги отдавили.

10. Сфендослав очень гордился своими победами над мисянами; он уже прочно овладел их страной [60] и весь проникся варварской наглостью и спесью. Объятых ужасом испуганных мисян он умерщвлял с врожденной жестокостью: говорят, что, с бою взяв Филиппополь [61], он со свойственной ему бесчеловечной свирепостью посадил на кол двадцать тысяч оставшихся в городе жителей [62] и тем самым смирил и [обуздал] всякое сопротивление и обеспечил покорность. Ромейским послам [Сфендослав] ответил надменно и дерзко: «Я уйду из этой богатой страны не раньше, чем получу большую денежную дань и выкуп за все захваченные мною в ходе войны города и за всех пленных. Если же ромеи не захотят заплатить то, что я требую, пусть тотчас же покинут Европу, на которую они не имеют права, и убираются в Азию [63], а иначе пусть и не надеются на заключение мира с тавроскифами».
Император Иоанн, получив такой ответ от скифа, снова отправил к нему послов, поручив им передать следующее: «Мы верим в то, что провидение управляет вселенной, и исповедуем все христианские законы; поэтому мы считаем, что не должны сами разрушать доставшийся нам от отцов неоскверненным и благодаря споспеществованию Бога неколебимый мир [64]. Вот почему мы настоятельно убеждаем и советуем вам, как друзьям, тотчас же, без промедления и отговорок, покинуть страну, которая вам отнюдь не принадлежит. Знайте, что если вы не последуете сему доброму совету, то не мы, а вы окажетесь нарушителями заключенного в давние времена мира. Пусть наш ответ не покажется вам дерзким; мы уповаем на бессмертного Бога-Христа: если вы сами не уйдете из страны, то мы изгоним вас из нее против вашей воли. Полагаю, что ты не забыл о поражении отца твоего Ингоря [65], который, презрев клятвенный договор [66] приплыл к столице нашей с огромным войском на 10 тысячах судов [67], а к Киммерийскому Боспору прибыл едва лишь с десятком лодок, сам став вестником своей беды [68]. Не упоминаю я уж о его [дальнейшей] жалкой судьбе, когда, отправившись в поход на германцев [69], он был взят ими в плен, привязан к стволам деревьев и разорван надвое. Я думаю, что и ты не вернешься в свое отечество, если вынудишь ромейскую силу выступить против тебя, – ты найдешь погибель здесь со всем своим войском, и ни один факелоносец [70] не прибудет в Скифию, чтобы возвестить о постигшей вас страшной участи».
Это послание рассердило Сфендослава, и он, охваченный варварским бешенством и безумием, послал такой ответ: «Я не вижу никакой необходимости для императора ромеев спешить к нам; пусть он не изнуряет свои силы на путешествие в сию страну – мы сами разобьем вскоре свои шатры у ворот Византия [71] и возведем вокруг города крепкие заслоны, а если он выйдет к нам, если решится противостоять такой беде, мы храбро встретим его и покажем ему на деле, что мы не какие-нибудь ремесленники, добывающие средства к жизни трудами рук своих [72], а мужи крови [73], которые оружием побеждают врага. Зря он по неразумию своему принимает росов за изнеженных баб и тщится запугать нас подобными угрозами, как грудных младенцев, которых стращают всякими пугалами».
11. Получив известие об этих безумных речах, император решил незамедлительно со всем усердием готовиться к войне...

Лев Диакон

История

7/10

★★★★✩

kindle-version

Комментариев нет:

Отправить комментарий