Прославленная во времена Заката СССР работа Натана Эйдельмана ничуть не устарела и великолепно читается, просто потому что великолепно написана. Не погрязая в частностях автор дает замечательные и разноплановые образчики эпохи, внятен и точен в обобщениях.
Все метания Павла исходят из его "мagnum opus" - самовластия, отсюда и разнородные действия, когда он сначала дает вольности, а потом отбирает другие. Причем, чем более свободны, и, как следствие, вольнодумны, сословия, тем больше их зажимают. Именно поэтому больше всего достается дворянству, которое совсем недавно получило права и потеряло обязанности. Все остальные же получают ударов меньше ибо не помышляют о свободах и правах. Так что теплее всего к Павлу относятся солдаты.
Он консерватор и пытается затормозить ход времени, отогнать проклятые волны революции и якобинства.
Автор чутко прислушивается к звукам голосов участников заговора, все они говорят на разный лад, одни просто беспринципные карьеристы, другие обижены, третьи считают деятельность Павла вредной. Прекрасный образец исторического произведения и ответ для тех, кто рассказывает, что без клятвы богу Марксу и строчки нельзя было ступить. Да, Эйдельман ищет во всем отзвуки декабризма, но никакой замшелой "советскости" тут нет. Как нет и оголтелой ругани в адрес господствующих классов и царствующих особ.
Автор чутко прислушивается к звукам голосов участников заговора, все они говорят на разный лад, одни просто беспринципные карьеристы, другие обижены, третьи считают деятельность Павла вредной. Прекрасный образец исторического произведения и ответ для тех, кто рассказывает, что без клятвы богу Марксу и строчки нельзя было ступить. Да, Эйдельман ищет во всем отзвуки декабризма, но никакой замшелой "советскости" тут нет. Как нет и оголтелой ругани в адрес господствующих классов и царствующих особ.
Это не столько история царствования Павла, сколько описание пути к его свержению, заговор и его воплощение. Попытка реконструировать последние дни самодержца через ворох лживых и редких воспоминаний, пересказов и басен.
Очень энергичная, звучная вещь. Очень хорошая.
Н.Я.Эйдельман
Очень энергичная, звучная вещь. Очень хорошая.
Н.Я.Эйдельман
Грань веков
7,5-8/10
★★★★✩
Я мог бы написать эпос,
Но к чему рисковать камуфляжем?
Мог бы взять холст и кисти,
Но это ничего не меняет.
Мог бы сделать шаг назад,
Я мог бы сделать шаг назад,
Но это не то, что мне нужно,
Это не то, что мне нужно -
Это только наши танцы на грани весны;
Это только наши танцы на грани весны.
Аквариум "Танцы на грани весны"
Комментариев нет:
Отправить комментарий