Революции не пожирают своих детей – революции, как все милленаристские эксперименты, пожираются детьми революционеров. Революции ... начинаются как трагедии, а кончаются дома. Книгу эту успели уже чрезвычайно расхвалить и распиарить. Написал ее умный американский гражданин, и представляет она собой взгляд на Октябрьскую революцию через историю дома и его жильцов. Дом этот был непростым, в доме этом жили совсем непростые ответственные работники, всяческие заслуженные труженики, их дети, родичи и прислуга. Так что дом - это Дом, страна, государство. |
Но продемонстрировать жизни жильцов было бы весьма концептуально ограниченным деянием, а Слезкин рассматривает и представляет революционеров как религиозных деятелей, что само по себе идея не новая. Конкретнее, для него большевики - еще одна миленаристская секта, ожидающая наступления последних дней, имеющая завет, пророков, иуд, Вавилон и Рай. Вот эту линию и гнет ученый.
Представлен несколько ироничный экскурс в историю аврамических религий, разнообразных протестантов, а там и просветителей с якобинцами, все они, согласно автору, разрабатывали одну и ту же схему - с мессианством, концом света и новой землей, только светские течения как бы подменяли Бога, скажем, Свободой.
Разумеется, в такой ситуации и Маркс - это Иисус, с избранными-пролетариатом, грехопадением разделения труда и грядущей победой.
Впрочем видя эту подводку марксизма под одно из определений религии, не покажется ли нам, что с точки зрения веры в грядущее, такая аналогия еще работает, но с точки зрения анализа системы, ничего религиозного там нет? Что исторический материализм, политэкономика все же немного не об этом? Вот и Иглтон не сводит марксизм к пророчествам и концу истории. В конце концов, вера - инструмент нашего мышления, любой прогноз - инструмент веры, даже, если базируется на серьезной фактологической основе, а значит любые действия в рамках достижения запрогнозированного, можно объявить слепой верой.