суббота, 31 июля 2021 г.

Картинки. Трансправда

Еще один "легендарный" и "шедевральный" труд комикс-индустрии, который перевели и издали большим тиражом. Честно говоря уже какая-то неловкость возникает, даже в Украине эти толстенькие томики стоят дешевле приличных книг. Громадные "Хранители" уже стали ширпотребом, можно покупать каждый год и выбрасывать. Подобная девальвация не красит жанр, нет.

Итак, очередное откровение рассказывает о Будущем, о Городе будущего, в который после долгого отсутствия возвращается журналист. Журналист будет выполнять свою работу - изучать окружающий мир и вещать правду, да не просто правду, а с большой буквы Пы.

 

Рисунок, как часто бывает в таких долгоиграющих произведениях, имеет прерывистую линию качества, в лучших своих проявлениях - ясный, чистый, детализированный. То есть работает крепкий хорошист, но тайминг заставляет сбиваться с ритма, делать быстрее и грубее, терять точность. Лучше всего подобное прослеживается по лицам актерам второго плана - вон перед нами симпатичная молодая девушка, а вот в пол оборота у нее уже лицо в каких-то складках и ей лет на 10 побольше, а тут вообще не она, а вот снова молодая, но уже не такая... Так что особо хвалить или ругать не приходится, назовем качество рисунка средненьким.

Что касается самой истории, то создается впечатление, что основное ее богатство - диковинный антураж Будущего. Не глубина истории, не яркость характеров, не драма. Просто великое множество диковинок и странностей, необычных деталей грядущего мира, а на уровне идей, композиции - перед нами довольно примитивная конструкция. И грязная брань как правда жизни.


Кажется несколько нелепым и смешным этот назойливый пафос ниспровергателя и правдоруба - плохая, гадкая, фу-фу-фу Власть, ата-та ей, не-не-не, так низя, бяка! Ну плохая, кто бы спорил, но что за восторг неофита-первооткрывателя? К чему истерика?

Главный герой - это такой борец за ПРАВДУ, поэтому он много кричит, он бросается на всех с пеной у рта и непонятно, а без этого никак, да? Только биться в припадке? Его противники - ВЛАСТЬ©, ЛИЦЕМЕРИЕ©, ГЛУПОСТЬ© тут показаны настолько легкими противниками, что его победы над ними вызывают скорее недоумение.

 

Вот, если отбросить весь флер и антураж, сцена одного выпуска. Герой отправляется на слет экзотических проповедников, где устраивает истерику, вопли и разгром, крича, что вся их вера - ложная, древняя придумка, ныне не нужная. Я взрослый человек, мне ли он это откровение дает? Убрать высказывание, что религии - плохие, и что останется от истории? 

В другом выпуске герой идет на встречу с президентом, президент фу-фу плохой и герой ему поразительно легко устраивает больной животик. Власть плохая. Ату ее! Так ей! Диарею президенту! 

Вот герой почему-то единственный попадает в квартал, где жестоко разгоняют полуинопланетян и делает запись. Всё. Власть плохая. Конец эпизода.

Вон глупые религиозные "майя" вымирают, потому что они жестокие жертвы необразованности. А на самом деле, никто толком не знает, отчего угасли центры майя, но автору нужно дать именно такой четкий и примитивный посыл.

Либеральный задор, крики и истерика, жажда ПРАВДЫ!!! и СВОБОДЫ!!! - это все походный набор для подростков.

Скажем, "Хранители" вообще не кричат прямо о своем идейном посыле, он угадывается. Это просто  история из которой ты можешь что-то подчерпнуть, а можешь просто читать как детектив. Идеи растворены в нарративе. 

На самом деле все не так плохо. В первом томе хватает забавных идеек, образов, фантазия у автора работает. Каждая история - возможность посмотреть на грядущее под определенным углом зрения, высветить отдельный феномен. Другое дело. что тут пока не вырисовывается большой идеи, образ Будущего - да, он интересен, поданные в лоб идеи - примитивны, герой дурацкий. Самоирония могла бы все скрасить, но юмор тут весьма плоский.

Так что значительную часть времени, книга вызывала у меня раздражение. Это как-бы контркультурное высказывание сделанное очень культурным человеком. Просто контркультурные высказывания тоже хорошо продаются в рамках культуры.

Уоррен Эллис, Дэрик Робертсон, Родни Рамос
Трансметрополитен. Книга 1: Снова в Городе. Жажда жизни

6,5

★★★✩✩


Вот второй том, и здесь все тоже решено на крике, на истерике, на мате, убрать их, и ничего не останется. Во втором томе тех образов мира, что скрашивали первый том и скрывали недостатки сюжета, почти нет. Повсюду мерзость, грязь, отвращение, жестокость, плюс несколько любопытных выдумок, и все. 

Истории чертовски примитивны, а все критические ситуации решаются чудом. Нужна информация - нажми на волшебную кнопку, не пускают в зал - из неоткуда появится волшебный помощник, да и у самого крутости прибавится - Герой вдруг получил свыше неожиданную способность пинать всех подряд - он избивает трех или четырех персонажей и никто не бьет его в ответ... Очень удобно.

Ему постоянно помогает чудо. Перед нами эпизод его второго похода к президенту, вот его всего проверила сканнером секретная служба - как же он выкрутится? Как устроит подляну ненавидимому ему ЧУДОВИЩУ? Ну, у него под ногтем оказался токсин. Так проверяли же?! Ну вот так...

Как и раньше главное ПРАВДА©, так что это очень-очень подростковая работа - правда и мат, молодежь это ценит.
И это не просто история для подростков, по сути главный герой сам - гипертрофированный сердитый подросток.
 

Он немного напоминает Роршаха - цинизм, максимализм, желание ПРАВДЫ© любой ценой. Но там персонаж один из многих, его взгляд один из многих, а не ПРАВИЛЬНЫЙ. Там есть моральная дилемма, каждый волен решать ее по-своему, здесь же выбор навязан.

И я не верю автору, это вполне конъюнктурный дядя, который симулирует пафос общественного бунтаря. Да и храбрая эта борьба ведется с давно проигравшими, с тем, что не даст сдачи. Ты бы с феминизмом храбро поборолся, с культурой отмены, с правами меньшинств, зелеными экологами, но нет, куда тебе, автор.

Двух томов вполне хватило, чтобы определиться и не продолжать знакомство с очередным культом.

Уоррен Эллис, Дэрик Робертсон, Родни Рамос
Трансметрополитен. Книга 2: Год ублюдка. Новое отребье
6-6,5

★★★✩✩

Комментариев нет:

Отправить комментарий