пятница, 16 июля 2021 г.

Книга. Северо-Запад. Трое против Колдовского мира

У героев первых книг выросли детишки - три штуки, каждому, разумеется, выдан особый талант и это прямо-таки напоминает про компьютерные игры, где вам нужно поочередно управлять несколькими персонажами, каждый из которых умеет выполнять какое-то особое действие. Папа пропал, мама пропала, власти используют троицу не по назначению, и великовозрастные близнецы  убегают в новый регион, где все не так, а они будут делать так.

На первый взгляд даже кажется, что недостатки продолжения не так остры и вопиющи, история не столь малоподвижна и безжизненна. Ошибка, ошибка... Впрочем, персонажи такие же плоские, дела куцые, автор по-прежнему жалеет краски и слова, чтобы оживить застывший мирок.


нам придется полагаться 
лишь на мечи да клинки

Книга все более отчетливо превращается в сериал, минимум действий растягивается, из ниоткуда налетает какие-то невнятное Зло - Темные, Древние, Мрачные - но все предельно абстрактно.

Местами Нортон пересказывает события, а не показывает, причем это события в контексте книги почти любопытные - например, героям нужно найти и попасть в секретную библиотеку и автор ничтоже сумняшеся мимоходом сообщает, что таки один из них там побывал с опасностью для жизни. Как? Бог весть, бог весть, сынки...

Любая странность, заявленная как таковая, почти не описывается, а только называется - вот отвратительные чудовища, но каковые они непонятно, вот страшные Темные силы, но у них ни имен, ни сути, только ярлыки. Кто, откуда, каким образом - все это не дается авторке. Зачем стараться и описывать преодоление сложности, когда можно сказать, что была страшная-страшная опасность и герой ее как-то преодолел за пределами текста?

Вот в новом мире героиня встречает знакомых персонажей, но как они тут очутились, что могут сказать о многолетнем отсутствии? Но все здесь висит в пустоте, не имея никакого обоснования. 

У каждого дитятки своя книга. Первый хлопчик - как бы воин, но он почти не сражается. Второй как бы мудрец, но у него волшебный меч и вся его мудрость сводится к тому, что он все время случайно вовремя вспоминает малопонятные ему обрывки из библиотеки и они ему все время помогают - сюжет движется бесконечными случайностями - случайно помнит много непонятных слов и вовремя их случайно использует, случайно находит чудесный артефакт, случайно догадывается каждый раз, что бы такое сделать, его случайная чудесная подруга тоже отчего-то вдруг начинает при каждой остановке выдавать решения из ниоткуда. Даже первая Великая Победа над всем Злом тоже происходит случайно, и серо, буднично, скудно. При этом не оставляет впечатление локальности событий, их малого масштаба. 

Последняя часть просто потрясающе безыскусна и напрочь лишена каких-либо положительных качеств. Героиня идет, смотрит по сторонам, скучно размышляет, но все вокруг и в ней - банально, лишено отличительных черт, погружено в заурядность.

Действие чрезвычайно заторможенное, апатичное. Авторке удалось сделать движение сюжета чрезвычайно вялым даже в моменты максимального напряжения. Она перегружает его пустыми малозначимыми диалогами, столь же пустыми внутренними монологами. Видимо, ей казалось, что подавая иногда некую "необычность", она уже сделала достаточно, чтобы произведение состоялось. 

Повсюду какие-то чисто логические противоречия и нелепицы - например один из двух основных врагов как-бы не хочет объединиться со вторым, поскольку боится колдуний, хотя, говорится далее, сила колдуний не безгранична и чем больше врагов, тем она слабее. Где тут логика? Где она?

Здесь снова таскают доспехи как одежду - вот персонажи дрыхли на маленьком островке посреди реки, герой просыпается рано, видит лошадку и бросается за ней в воду "сбросив шлем, кольчугу и оружие". Хочется спросить, придурок, ты и спал в шлеме?

Вот его братец приехал на переговоры к амфибиям, ночью вышел на бережок, ментально пообщался с сестрицей - его неожиданно зовут из темноты и "Вздрогнув, я обернулся и выронил меч, сверкнувший в лунном свете..." Что это, зачем ты с обнаженным мечом торчишь? Отчего ты роняешь его?

Он же, кстати, пол книги плывет и бредет по воде, таким образом, что кажется, будто он просто гуляет.

А северные кочевники вроде чукч, здесь отчего-то искуснейшие кузнецы. Эта дама вообще понимает, что несет? 

Заявляя, что все нашпиговано ловушками, в качестве таковых выставляет один застрявший лифт. И всё.


Другое дело, что даже более, чем глупости, повергает в смятение пресный вкус, к концу просто уже отупляющий. Книга лишена каких-либо мало-мальских достоинств, она лишена динамики, энергетики, ярких красок и впечатляющих образов.

Еще Нортон то ли ума не хватает, то ли вкуса, но она на 5 историй четырежды проворачивает один и тот же трюк - дает суженую/суженого главному действующему лицу, причем почти одинаково - большую часть времени между ними ничего такого не происходит, и вдруг на последней странице бабах - ЭТО ВЕЧНАЯ ЛЮБОВЬ! Девичья постель оросилась слезами...


Андре Нортон
Трое против Колдовского мира
5,5/10

★★✩✩✩

Три романа с датировкой 1965, 1967, 1968 гг. И цикл этот тянулся и тянулся дальше и дальше.

Комментариев нет:

Отправить комментарий