Забавно. Читал книжку 10 лет назад. Воспоминания вполне теплые. Решил после "Сегуна" ознакомиться снова, листаю, недоумеваю, вот думаю, как же я возмужал, остепенился, не воспринимаю я больше книгу, слабая книга. А посмотрел записи, нет, и тогда она была мне плоха. Вот такая штука память. Работа Искендерова не радует, она, несомненно, устарела. Проблема не столько в советских штампах-кричалках, сколько в пунктирном изложении ряда тем, что во времена Википедии критично. Кажется, что и многие вопросы автор знал поверхностно, растягивая одного персонажа, одну характеристику, один подход на все годы смуты, а не прослеживая их генезис. Скажем, он заявляет, что главное оружие самурая меч, хотя мы знаем, что ранее скорее таковым был лук. Рассказывает о джиуджитсу (дзюдзюцу) приравнивая его к дзюдо, хотя это не одно и то же. Противопоставляет самурайскому дзюдо простонародное каратэ. Перехваливает мечи. |
Вообще военное дело освещено слабо, кроме заявления что огнестрельное оружие сильно повлияло на ход военного дела и стратегию, в общем-то никакого понимания как это дело обстояло до массового применения ружей и после, тут нет.
Много откровенных странностей. Так, комментируя эпизод с Мори после смерти Нобунаги, автор заявляет, что
"Мори Тэрумото узнал о гибели Ода Нобунага лишь через сутки после того, как соглашение о перемирии было подписано. Некоторые биографы Хидэёси утверждают даже, что он лично сообщил новость Мори. Однако с этим вряд ли можно согласиться, ибо такая точка зрения противоречит всему психологическому настрою Хидэёси в тот момент, образу его мыслей и характеру предпринятых им действий. Хидэёси как раз важно было скрыть известие не только от врагов, но и от друзей. К тому были серьезные причины.
Во-первых, необходимо было выиграть время. Фактор времени в той ситуации мог оказаться решающим, и Хидэёси прекрасно это понимал. Во-вторых, известие о смерти Нобунага могло активизировать действия его противников, склонить колеблющихся феодалов на сторону Акэти Мицухидэ. И, в-третьих, если бы Хидэёси сразу сообщил Мори правду, вряд ли последний так быстро пошел бы на заключение перемирия, тем более на условиях, не очень-то выгодных ему. Без такого мира Хидэёси лишался свободы действий для своей армии."
Бред какой-то - соглашение подписано и, как автор и говорит, Хидэеси мог сообщить о смерти Нобунага именно через сутки после его подписания, поскольку это известие уже не могло повлиять на соглашение.
Как обычно, какой-то странный взгляд на буддизм - "Господствующий класс привлекали в буддизме пышность обрядов, великолепное и богатое убранство храмов и монастырей, высокий уровень материальной культуры, праздная беспечность, а также те стороны его учения, которые можно было использовать в политических целях для укрепления феодального государства."
Почему "праздная беспечность"?
"Согласно учению Будды, тот, кто научится правильно понимать эти «благородные истины» и будет неукоснительно следовать им, достигнет просветления, и тогда перед ним откроется путь к праведной жизни, свободной от земных страстей и страданий"
"Буддизм же с его обожествлением человеческих страданий..."
Перед просветленным откроется путь к праведной жизни? Обожествление страданий? Что за буддизм курил автор?
Не говоря уже о том, что Искендеров выдергивает какие-то отдельные аспекты, далеко не доминирующие, для того, чтобы продемонстрировать слабость буддизма в противостоянии с христианством и акцентируя внимание на подходящих ему аспектах в христианстве (какая добрая и веселая религия христианство! а страшного суда и ада как бы и нет), но он вообще не указывает, что в это время уже доминирует дзэн, а там идея посмертного воздаяния так не работает, там важно достижение просветления здесь и сейчас. Позднее он про дзэн упоминает, но несет полную чепуху, видимо Изя напел ему неудачно.
Вообще слишком большие части текста посвящены не Хидэеси, а Японии, развитию городов, скажем и христианству, народным восстаниям, и бог с ним, но написаны они сухо, да и слишком много ссылок на Ленина, Энгельса и Западную Европу. Особенно тяжко становится на разделе о крестьянских мятежах - Хидэеси там фактически отсутствует, почти отсутствуют и описания этих выступлений - все посвящено выяснению нюансов о соотношении капитализма и феодализма, о революционном характере, о прогрессивности. Поэтому общее впечатление - Хидэеси скрыт в тенях.
"Это даже как-то не вязалось с привычными представлениями о диктаторских режимах, при которых процветали невежество и тупоумие"
Вот как это комментировать?
Да и как историк автор себе позволяет больше, чем нужно.
Так, он берется рассказывать о чем думал юный Тоетоми в период, о котором почти ничего толком не известно.
А вот краткий эпизод об увлечении Тоетоми театром Но и речь о том что учитель актерского мастерства его всячески расхваливал. "Учитель всячески расхваливал своего необычного ученика, угодливо льстил ему, с похвалой отзываясь о его якобы незаурядных актерских способностях и великолепной технике актерского мастерства. Он уверял Хидэёси, что тот вполне может выступать перед зрителями как профессиональный артист. Конечно, в этих словах больше откровенной лести, чем правды, что, впрочем, вполне соответствовало характеру взаимоотношений между подневольным учителем и его очень грозным и крайне тщеславным учеником, действия и поступки которого невозможно было предугадать."
Ну что значит "конечно"? Откуда это следует? Мы не знаем, каким актером был Хидэёси.
Речь ученого переполнена штампами и шаблонами, такая казенщина типа "Ли Сунсин - патриот и верный сын корейского народа", война - агрессивная, роль - прогрессивная или реакционная, а любовь, понятное дело, морковь.
Полуживая книга, задушенная всяческой шелухой.
А.А.Искендеров
Тоётоми Хидэёси
Чтобы ослабить послевкусие от предыдущей работы можно было бы почитать более современный вариант Тоётоми, но пока остановился на Нобунаге, а о Токугаве, наверное, и нет ничего на русском. Автор сразу обещает быть честным-пречестным, ибо о Набунаге наговорено много лишнего, многими историками воспроизводятся всякие непроверяемые враки. И далее рассказывает о семье и родичах, о вассалах, об отношении с императорским двором и сегуном, сосредотачиваясь на последнем. Собственно, это основной минус, как бывает, когда автор ведет диспут с коллегами по тем или иным аспектам. Для него важно высветить некие вопросы, доказать верность своей интерпретации, а не дать гармонично выстроенную картину деятельности героя. |
Ему важно продемонстрировать, что представления о Нобунаге, как об злобном диктаторе, который ни с чем и ни с кем не считается, не верны. Он доказывает, что тот был готов на компромиссы и вовсе не задумывал страшных злодейств ради злодейств. Инициатором разрыва стал сегун, марионетка решившая стать самостоятельной, уничтожение икко-икки было связано с их враждебностью в отношении Нобунаги, а не только в его к ним презрительном отношении. Сожжение столицы было связано с действиями против сегуна. А так Нобунага видел себя частью государственного устройства, а не его безумным разрушителем.
Именно поэтому описание военных перипетий выходит смазанным. Любопытно, что битва при Нагасино представлена несколько иначе, чем обычно - дело было не просто в тупых атаках конницы Такеда на стрелков за забором, а в том, что выбранное противником поле боя не давало возможностей для маневра их коннице, а фланги они прорвать не сумели.
Еще тут замечательная история диспута между школой Нитирэн и Дзёдо.
Книга любопытная, недостаточная, но достойная.
Комментариев нет:
Отправить комментарий