суббота, 9 февраля 2019 г.

Картинки. Житие Брайана

Этот кирпич я купил на заре времен, когда выстраивал фундамент своего знания о комиксах. Дом я так и не достроил, и почти всю конструкцию предназначил под снос. 
Брайан Болланд - человек, без сомнений, заслуженный и краснознаменный. По большей части он изображает мультяшных персонажей, без намека на реалистичность. Степень проработки разнится, соответственно, и качественный уровень иллюстраций скачет от посредственных до мастерских. Он довольно изобретательно работает со своими подопечными, мастерски выстраивает кадр, хотя и не слишком насыщает - им несколько не хватает динамики и они небогаты на детали. И чувством юмора старик Болланд не обделен. Но не гений он, нет. И при этом человек совсем другой культурной эпохи. А значит трудно его такого любить.



Cover Story: The DC Comics Art of Brian Bolland
2011
6,5-7/10

★★★★✩

суббота, 2 февраля 2019 г.

Книга. Черная кровь

Ты – жертва. Не стоит ныть.
Ты – жертва ради нефти, ради жизни.
Нефть – чтобы жить!
Рост, вес.
Битва за прогресс!
Наша надежда жертвобригадный подряд.
Боги заснут и простят.
Нефть ушла от нас!
"Аукцыон" "Жертвоприношение"

«Мы правильно выбрали место для бурения, — сказал президент „Сохайо“ Ричард Брей. — Просто мы опоздали на 30 миллионов лет».

Кажется, у римлян электричества еще не было, а автомобили были. Или это только у  парфян они появились впервые? То, что есть у нас, так привычно, что кажется существовало всегда. Уголь, уран, бриллианты, калькуляторы, книги, кино, телевизоры. Нефть.
И вот иногда неожиданно выясняется, что
долго время все эти горючие штучки мало кого интересовали, пока как-то вот совсем-совсем недавно из нефти не научились производить керосин, который стал использоваться для освещения. Очень передовая технология, да - "В середине семидесятых годов от пяти до шести тысяч смертей ежегодно были связаны с подобными происшествиями" (про взрывы керосиновых ламп в ХIX веке).
Странно, кстати, что автор пеняет отсталой Российской империи на то, что она не разрабатывала нефть, когда о том, что с ней делать еще никто толком не знал.
Но вот американцы начинают керосин активно производить и вскоре мистер Рокфеллер создает "Стандарт Ойл", вертикально организованную структуру, и, внедряя новые принципы управления и стандарты качества, превращается в мировую монополию. Неожиданный удар ему наносят Нобили и Ротшильды, работающие с бакинской нефтью. Затем "Стандарт Ойл", давно уже раздражающий общество своими привычками, разбивается по решению государства на кусочки, со столь знакомыми нам ласковыми прозвищами - "Экссон", "Мобайл", "Шеврон" и другие.
И да, обнаруживается, какое замечательное горючее можно вырезать из куска нефти, чтобы потом при помощи молотка и зубила изготовить бензин - получите - 900 тысяч авто в США уже в 1912 году. 
Поначалу именно Америка - крупнейший источник нефти, где-то неподалеку маячит Россия, но потом-потом начинаются лихорадочные поиски - в Южной Америке, в Африке, на Востоке. Постоянно оказывается, что, кажется, ничего не найдется, надежды нет, но чудесным образом в последний момент, на последней секунде месторождение откликается. И все равно, подсчеты показывают, что все, нефти хватит еще на годик, ну может до Рождества, и все, закроется лавочка. Вот с тех пор все ждем. Но, кажется, Господь залил в наш шарик достаточно этой жидкости.
Улучшается обработка, улучшаются способы добычи и транспортировка, улучаются способы продаж.
Мексика, Аравия, Северная Африка, Индонезия. Открываются все новые месторождения нефти, происходят перепроизводство и кризисы, слияния и поглощения, антитрестовые законодательства, битвы на периферии между собой и с правительствами. Со временем добытчиков оттесняют. Страны-экспортеры нефти постепенно завоевывают все более прочные позиции, отнимая у производителей прибыли, пока не забирают почти все.

суббота, 26 января 2019 г.

2018 в картинках, буквах и запятых

Ударный год от сотворения мира 7527 завершен. В стране крепчает маразм, а мы как ни в чем ни бывало читаем умные книги. Прочитано немало, забыто из прочитанного еще больше, но все не зря. Не зря ведь, а? Молчит Небо. В единоборстве я одолел 46 новых книг, преимущественно посвященных историческому процессу. Познакомился повторно с добрым десятком. А еще внимательно изучил 11 комиксов разной степени качества.

Самые мастерские работы как одна посвящены концу 18 - началу 19 века - Наполеон и Павел от мэтров - Соколова, Эйдельмана и Манфреда. Среди немногих хороших художественных - отметим книги Кормака Маккарти. В категории "Изобразительные искусства" победителями, как обычно, каюсь, вышли Алан Мур и Жан Жиро.


События сложились так, что семейная библиотека снова стала доступна, а потому многие книги, просто требуют их взять в руки. Потерянный Желязны и желание его заместить, привело к попытке перечесть и переоценить кое-какие романы отрочества. А еще многие книги приходится читать просто, чтобы оправдать тот факт, что их когда-то давно купили.

И вот сразу чувствуется насколько ловчее работать с бумажными конструкциями. Еще лет 10 назад апологеты немедленного прогресса насмехались над рабами бумаги и пророчили им гибель, но нет, электронная революция давно утомилась и застыла. А ридеры так и не преодолели свои проблемы, которые стояли перед ними когда-то.
Мне кажется, что свести их можно к следующему. Ридер вмещает меньшее количество символов, чем мне привычно. Ридер не годится для рассматривания картинок. Ридер неудобно перелистывать туда-сюда или туда и обратно. В ридер не попадают редкие книги. Но таки зато он хорошо читается в ванной, в метро и за едой. И в нем много всего, и все бесплатно. За 10 лет - никаких изменений в плюсиках и минусиках.

Еще я распродал большую часть своих книг о кинематографе. Тает потихоньку собрание комиксов. И сам я таю.

суббота, 19 января 2019 г.

Картинки. Типа в натуре крут

Вот в этом самом месте началось мое знакомство с комикс-культурой. Не самый лучший вариант, не самое лучшее место. Купил "Wanted" не я, а мой младший брат, он всучил мне его 9 лет назад, а я не нашел сил отказаться, прочитал и встрепенулся. Комикс оказался лучше, чем поставленный по нему голливудский фильм и содержал в себе больше, чем можно было предположить, не читая комиксы. Я не был в восторге, но это было словно окошко в другую культурную реальность, поэтому в окошко я выглянул, а когда в марте взял "Хранителей", то тут уж выбрался на подоконник.
Нам врут. Нет никаких супергероев. На самом деле всех супергероев давным-давно вырезали объединившиеся в кланы суперзлодеи, которые поделили мир и правят им теперь в свое удовольствие. В конфликт между сверхпреступными мегасиндикатами и оказывается втянут главный герой, из заурядного ничтожества чудом превратившийся в идеального стрелка и альфа-хищника.
Этот комикс -  довольно яркий, динамичный и наглый образец. Вот только наглость тут переходит в хамство, лихость в вульгарность, за драйвом прячутся логические дыры. Он пытается выглядеть контркультурным явлением, но тут он вторичен, с пошлостью же у него все в порядке. Нарисовано не слишком талантливо и ярко, но вкупе с прочим смотрится вполне естественно. 
Магистральная идея - вполне любопытная, но реализована не лучшим образом. Подростковое чтиво.

Марк Миллер, Дж.Дж.Джонс, Пол Маунс

Особо опасен

АСТ, Астрель

2008

6,5/10

★★★✩✩

суббота, 12 января 2019 г.

Книга. Испания без испанцев

Как частенько случается, название книги не совсем отвечает исследуемой теме. Перед нами не столько история Испанской империи вообще, сколько ее этнонациональный аспект, Испанская империя, как не испанская, а многонациональная, даже не-испанская держава.
И на протяжении всей книги, Кеймен оспаривает точку зрения, что ключевой вклад в достижения Габсбургской монархии вносили именно испанцы (на тот момент ядром были вообще кастильцы, а баски, арагонцы, каталонцы одним единым народом с ними себя вовсе не ощущали. Недавние события показывают, что и теперь ничего не выровнялось).
Итак, вопреки романтичным школьным представлениям, Испанская империя не составляет единого целого - каждой отдельной державой (даже на Пиренейском полуострове) правитель правит отдельно, по отдельным законам. Все их связывает единая правящая династия, это не столько единое государство, сколько единый правитель государств. Именно поэтому в состав входят немецкие земли, Миланское герцогство, Неаполитанское королевство, Нидерланды, а порой Португалия. Неслучайно все они требуют правителя к себе, и недовольны тем, что он торчит в каком-то там Мадриде.

Неспособность Испании урегулировать военные конфликты проистекала из двух проблем...: отсутствия централизованного управления и денежного дефицита... К 1700 году правительство, думая о содержании армии и кораблей, рассчитывало в основном на частные контракты...

суббота, 5 января 2019 г.

Картинки. Джентльменов предпочитают блондинки

Да, да, да, художник лучше не стал и мастерства так и не приобрел на каких-нибудь курсах повышения квалификации. Перед нами все те же рубленые, квадратные физиономии и кривенькие пейзажи. Мне кажется, этот парень вообще не способен справиться с панорамами.
Что же до истории, то такое ощущение, что для Алана Мура самоцелью стало нанизать на нить повествования как можно больше бусин-ссылок, нашпиговать тельце комикса как можно большим количеством цитат. Тут всё пронизано экивоками на другие культурные объекты, но издательству так же лениво этим заниматься и никаких комментариев по-прежнему нет. Ладно, Гарри Поттера знают все, кто-то узнает черные монолиты из "Космической Одиссеи", но многие ли смотрели "Убрать Картера"? А ведь по страницам может быть разбросано черт еще знает сколько всего.
И разбросано вдосталь, да только радости от этого никакой. Вся эта история мне кажется довольно плоской и некрасивой. Эдакий бесплодный пейзаж постмодерна.

Алан Мур, Кевин О'Нил
Лига выдающихся джентльменов. Том 3. Столетие. Полное издание
6,5/10
★★★





Весь перечень блондинок, джентльменов и других субъектов здесь

суббота, 29 декабря 2018 г.

Книга. Просветление на колесах

Трудно читателю со статусными романами. Не одолеешь такой, скажут - слабак, дурень, неуч, откуда только такие берутся, понаехали тут всякие. Одолеешь - никто и не заметит, сейчас читать книги не принято, кому какое дело, что за буквы ты себе в голову насыпал. А еще хуже, когда, сцепив зубы, стирая извилины и притупляя остроту глаз, доберешься до конца и там даже большой яркий знак "HAPPY END" стоит, но ты все равно понимаешь, что заехал в тупик.   
Может он не хорош? Или это я не хорош? 
И одно дело великие книги, а ведь есть еще "культовые", которые или сугубо в узком кругу велики, или ветры моды их вознесли высоко, или слишком свежи, чтобы оценить их масштаб на расстоянии.
А еще не стоит забывать, что все продукты культуры хороши в своих условиях, в определенном возрасте, при определенном освещении, что-то тускнеет, что-то разгорается ярче, поди не ошибись.
Когда ты еще молод, тебя занимает, что же такого жуткого создали Миллеры, Берроузы, Керуаки, Сорокины. А подрастешь и эту невнятицу даже в монокль неохота разглядывать. "Дорогу" Керуака я так и бросил, через пару шагов.

Вот эту книгу я купил в далекой молодости. Еще бы. Культовая ведь вещь! И с таким названием внутри у нее наверняка есть что-то, что надежно обеспечит нам просветленную старость. Но далеко я не уехал с нею, так и лежала она тихо лет эдак 15. Но вот к нам возвращаются забытые имена и непрочитанные трактаты.

На переднем плане дядечка с сыном пересекает на мотоцикле с запада на восток Соединенные Штаты Америки, обозревая живописные окрестности. На заднем плане он старательно размышляет, что же не так c нашим мышлением.
Начинаясь от противопоставления "техники" и "природы", романтического, образного, эмоционального понимания мира, и классического "формирующие принципы", опирающегося на строгий разум, он погружается в мысли о дихотомии субъектно-объектного, западного рационализма и восточного мистицизма, разума и веры. Он думает как найти гармонию, как эти разные части соединить. Как к инженеру приварить поэта.
В его концепции главным элементом выступает "Качество" - нечто неопределимое и неуловимое, но присущее нам исконно, чтобы меньше мучиться, автор в конце концов приравнивает его к "дао". В конце он уже балуется с греческой философией, с тем где прячется "Качество" в мифологии, риторике, логике, диалектике и почему его стало меньше. 
Более того, у героя как бы раньше была другая личность - некий Федр, который так погрузился в этот интеллектуальный процесс, что обезумел или наоборот. Теперь и не уразуметь, что герой вспоминает, что воссоздает, что сочиняет?

Книга в какой-то степени структурно соответствует этому разделению - небольшие кусочки живой Америки сменяются долгими, долгими внутренними монологами и философскими штудиями.

Признаться, я не знаю, за что ей присвоили звание культовой в те времена, когда это слово не было обессмысленно маркетингом. Может быть она точно угодила в цель во время революции рока и хиппи? Тогда все искали ответы в мистике, в экзотике, в эзотерике, в дзэн-буддизме.
Но рассуждая о "Качестве" этого произведения, я не увидел ни красоты изложения, ни красоты мысли. Она выглядит чрезмерно рационально, хотя умозаключения иногда выглядят путано.
Казалось бы, подобная вещь либо должна заставить мучительно размышлять, либо незримо передать толику истины. Мне не досталось ни того, ни другого. Она не тронула ни моего сердца, ни ума.

Взыскующие с придыханием, шепчут, что "Говорить об этой книге как ещё одном произведении художественной литературы — кощунство", нам же, простым парням кощунство и подавай, потому как сансара - нирвана, только через кощунство мы и придем к святости.

Роберт Пирсиг

Дзен и искусство ухода за мотоциклом

6,5/10

★★★✩✩

суббота, 22 декабря 2018 г.

Картинки. Вечное возвращение

А вот уже и начинает надоедать. Из книги в книгу фабула историй почти не меняется. Герой забредает в безлюдное место,  куда-то падает, получает люлей, злодей его сковывает, чудесным образом герой освобождается и метелит супостата. Антураж разный, поведение героя все то же - антагонист заунывно читает морали, герой коротко кидает ему факи.
Это, пожалуй, напоминает о любопытной трилогии режиссера Эйити Кудо - "11 самураев", "13 убийц" и "Великое противостояние", где в каждом фильме по-своему обыгрывается один и тот же сюжет.
И хотя в каждом томе Миньола медленно подсыпает в повествование щепотки тамошней космологии, но это мало влияет на общую конструкцию, этого просто не хватает для того, чтобы огонек интереса горел все так же ярко. 
Правда, отвлекаясь от сюжета, начинаешь больше внимания обращать на рисунки. Только к шестому тому заметил, что даже в динамике его персонажи статичны, он будто следует манерам художников средневековья, чья фрески так часто изображает. 

А так по-прежнему красиво и миньольно, но однообразие приемов рассказчика начинает разочаровывать.

Майк Миньола

"Хеллбой. Книга 5. Червь-победитель"
7/10

★★★★✩

"Хеллбой. Том 6. Странные края"
6,5-7/10

★★★★✩

воскресенье, 16 декабря 2018 г.

Типа книга. Тайные знаки и незримая разметка

Пешеходы - просты, их жизнь хаотична, их взгляды случайны, они не видят тайные символы, которые упорядочивают мятущийся мир. Но стоит сделать шаг в сторону автомобиля и знакомое тебе пространство раскрывается с изнанки, голоса шепчут новые знания, а слова и предметы, ранее просто незаметные, теперь кричат и щебечут на разные голоса свои советы, указания, приказы.
От пешехода скрыта истинная картина мира, пешеход - всегда ребенок, беззаботно играющий посреди бури. Но посмотрите на водителя. Вот он шел, такой же как и окружающие, с потерянным взглядом, серый, управляемый Случаем и Ветром. Но вот он сел за руль - и его спина распрямилась, глаза цепко обшаривают окружающее пространство, он стремится к своей цели. Глупо было бы думать, что его ведет только прихоть его повозки. Нет, нет! Водитель познакомился с ПДД, этим Святым Писанием современности. Именно в нем, в нем символически все отражено - устройство мироздания, стихии, которые повелевают им, существа, которые его населяют.
Однако, разумеется, от взглядов профанов скрыты истинные знания. Недаром, книга построена тематически, несмотря на множество пересечений, это служит только тому, чтобы запутать неофита. А вот если мы выстроим все данные иерархически, истина откроется нам во всей своей красоте.
Повелителем дорог является Регулировщик - ему подвластны все силы и сущности, обитающие на дорогах. Даже красно-синие мигалки от которых бросаются врассыпную или в ужасе замирают машины, и те покорны регулировщику.
Все живое останавливается когда его жезл взметнется вверх.
Своими руками он движет светила и потоки.
Он один.
Ведь нигде не сказано, что регулировщиков может быть несколько. То есть речь идет об Одном Регулировщике, способном быть сразу повсюду и везде.
Ниже уровнем существа с мигающими глазками.
Потом светофоры.
Еще ниже знаки.
Вот и разметка.
Ниже частности и правило "правой руки".
И на самом дне здравый смысл и инстинкты.
Разве это не напоминает пирамиду Маслоу?

суббота, 8 декабря 2018 г.

Книга. Коротышечная история

Как-то пресно. Криминальная кинокомедия в которой нечему смеяться, нечем щекотать нервы. Нет, сделано не без иронии, есть определенные забавные детали из мира мафии и кино, но нет ничего яркого, ничего глубокого. 
Еще тут дурной перевод, из тех, в которых персонажи путаются на "ты" или "вы" они друг друга должны называть.

А и вся эта серия "Лекарство от скуки" была дурная, через пень-колоду собранная Борисом Акуниным. Может на этом деле он и обезумел, что и привело его к написанию "Истории Российского государства"? Некоторые книжонки были просто тупоголово бездарны, типа "Красной сирены", такие в здравом уме не посоветуешь. Впрочем бог с ними со всеми, были да сплыли.

Элмор Леонард

Контракт с коротышкой

6-6,5/10

★★★✩✩

суббота, 1 декабря 2018 г.

Картинки. В глубинах подсознания: от эго до Эдема

У Мебиуса выдалась непростая творческая судьба в английском языковом пространстве. В Штатах его издавали редко, неполно, иногда издавали похабно, в виде мелкокалиберных дешевых изданий.
По сути серьезными можно назвать только серии в мягких обложках от "Epic/Marvel" и те же работы в твердом переплете с автографами автора от "Graffiti Designe", которые уже и в продаже почти не встретить. А затем долгие десятки лет фанаты перепродавали друг другу втридорога старые издания. Европейцы, впрочем, выпустили целый ряд комиксов на английском самых разных форматов и цен, но были среди них только совместные прожекты Мебиуса&Ходоровского - "Инкал", "Глаза кота", "Сердце безумицы" и "Когти ангела". И вот нежданно-негаданно не так давно американцы из "Dark Horse" каким-то образом сумели приобрести права и напечатали изрядно и вдоволь томов "Эдемского цикла" и "Внутри Мебиуса".

Я с райскими книгами Жана Жиро отчасти познакомился лет пять назад, благо у меня есть несколько его работ из этой серии в мягком переплете.
Начинаясь как небольшая реклама для концерна "Ситроен", история выросла в длинный цикл, растянувшийся на много лет - с начала 80-х и до начала 0-х.
Стартует все с того, что два приятеля-ремонтника Stel и Atan волей случая оказываются на незнакомой планете, лишенные своего космического корабля и представления об окружающем мире. Они обнаруживают таинственную пирамиду, которая должна перенести их и множество других разумных существ на некую таинственную планету Edena, ну то есть Эдем. Попав в чудесный цветущий Эдем, они претерпевают трансформацию, поскольку ранее, зажатые нормами и правилами, они были лишены не просто возможности дышать чистым воздухом, есть органическую пищу, но и пола. Оба преображаются, теряют свою андрогинность, Атан становится Атаной, Стэл приобретает мужественность и они разлучаются. Поиски друг друга сталкивают их с демиургом Бургом и его антагонистом зловещим Паттернусом. Оба героя знакомятся со своеобразной местной цивилизацией, каждый представитель которой всегда затянут в комбинезон, увенчанный маской. Почти лишенные индивидуальности и удовольствий, они служат Паттернусу, который и выступает главным злодеем серии. Вот такие дела.

суббота, 24 ноября 2018 г.

Книга из архива. Будды в СССР

В далекие годы детства, когда я еще не познал Добро и Зло, в готовившем молодежь к просветлению журнале "Пионер" среди многих других славных своей мудростью текстов прочитал я и отличную повесть Марины Москвиной "Не наступите на жука". Зерна бесконечной свободы и вечного блаженства посаженные ею еще не взошли во мне, но в Пустоте, которая есть мое истинное Я, еще до сих пор можно наткнуться на прекрасные образы и изысканные слова, источником которых и была та история.
В далекие годы юности, когда я еще не познал Добро и Зло, и работал вахтером, чтобы уравновесить свое студенческое недеяние, в одном из толстых журналов ("Новый мир" или "Знамя"), которые когда-то пестовали дорогу мудрости, а тогда уже начали забывать куда она ведет, я прочитал преисполненную благ и симфоний Восьмеричного Пути отличную повесть Марины Москвиной "Мусорная корзина для Алмазной сутры". Третий Патриарх литературы бодхи и постмодерн-дзэн Виктор Олегович Пелевин тогда уже ступил на наши земли и принес Благую весть, но разве Мудрость говорит одними устами? Разве Один Голос может сказать все должные слова для всего неисчислимого множества живых существ? 
И вот сейчас, когда на склоне лет я так и не познал Добро и Зло, я говорю вам:
в своей хитроумной проповеди многомудрая Марина Москвина сплетает советские ритуальные речевки и буддийские штампы, наполняя традиционный быт граждан чудесами и откровениями прямиком из сокровищницы Сиддхартхи. Преисполненные благодати инженеры-конструкторы и домохозяйки дарят сокровенные слова освобождения своим супругам, соседям и сослуживцам, колесо Дхармы катится по нашим равнинам и возвышенностям, и все дружно маршируют в сверкающие врата Нирваны.
В общем, как говорил Первый Патриарх Музыки Серебряных Спиц и Чистой Земли, Указующий Путь, Даритель Чудес Борис Борисович Гребенщиков на эту тему

Иван Бодхидхарма движется с юга
На крыльях весны;
Он пьет из реки,
В которой был лед.
Он держит в руках географию
Всех наших комнат,
Квартир и страстей;
И белый тигр молчит,
И синий дракон поет;
Он вылечит тех, кто слышит,
И может быть тех, кто умен;
И он расскажет тем, кто хочет все знать,
Историю светлых времен.

Он движется мимо строений, в которых
Стремятся избегнуть судьбы;
Он легче, чем дым;
Сквозь пластмассу и жесть
Иван Бодхидхарма склонен видеть деревья
Там, где мы склонны видеть столбы;
И если стало светлей,
То, видимо, он уже здесь;
Он вылечит тех, кто слышит,
И, может быть тех, кто умен;
И он расскажет тем, кто хочет все знать,
Историю светлых времен.

И все наши славные предки несомненно были блаженны и святы. Ом, товарищи!

Марина Москвина

Мусорная корзина для Алмазной сутры

7/10

★★★★✩

kindle-version

суббота, 17 ноября 2018 г.

Картинки. MOEBIUS: Le Desintegre Reintegre

Ну вот еще один старенький артбук Мёбиуса нашелся в кармане. Времена меняются, меняются и представления о должном в головах людей. В 1984, наверное, парижане обхватывали эту книжку двумя руками и восторженно взвизгивали. Когда я его купил, а это было начало коллекционирования, я тоже нашел его весьма пристойным. Но не прошло и какой-нибудь жалкой сотни лет, а уже видно, что поторопился, что нужно мне быть сдержанней в оценке культурных феноменов, чтобы не оскоромиться. Сейчас пятый том из собрания сочинений уже стал слишком тонким, габариты совсем не впечатляют. Нынче таким разве что первоклашку впечатлишь.
Да и внутри он вовсе не переполнен шедеврами, поскольку относится к самому началу восьмидесятых, а ведь художник еще после сколько всего замечательного натворил.
Разброс тематический, жанровый и стилистический внутри весьма значителен, Жиро много иллюстрировал фантастические произведения, комиковал, умничал, обольщался, глупил, поэтому тут все очень разное. Но не самый яркий образец "The Best of...", нет.






Moebius Le Desintegre Reintegre. Oeuvres Completes de Moebius. Tome 5 

Les Humanoides Associes 1984

6,5-7

★★★★✩




Огласите весь список? Пожалуйста.

воскресенье, 11 ноября 2018 г.

Книга. В дни поражений и побед

"Разве нельзя на многих прекрасных примерах понять, сколь мало значит человек и сколь эта жизнь многострадальна и кратка; и что как только приходит смерть, то нет уже ни великих людей, ни малых и всякий человек тогда начинает питать к плоти страх и отвращение; и что душа неизбежно должна отправиться за своим приговором? А ведь приговор выносится по заслугам и деяниям плоти."

"Мемуары" - бестселлер и даже начало исторической науки во Франции. Автор - товарищ Филипп К. прозорливо сделавший ноги от герцога Бургундии Карла Смелого - могучего и страшно богатого, к королю Франции Людовику, тоже не последнему парню на деревне. Собственно вот тут, на этих самых страницах и выясняется, кто из игроков оставит для истории более лакомый кусок - чья держава расцветет в веках, а чья рассыплется на кусочки. Мы-то знаем. Франция победила, а Бургундия не очень. Хотя даже финальную схватку хитрые французы предпочли наблюдать со стороны, как дикие швейцарцы расколошматили изящных и цивилизованных бургундцев три раза подряд до смерти.
А Франция та - кое-как скрепленная стежками рванина, где у каждого клочка свой хозяин. Король-то владеет только частью державы, хотя вот-вот приберет к рукам всё - Аквитания, Бретань, Гасконь пока резвятся под чужим присмотром. А тамошняя Бургундия включает в себя Бельгию и Голландию, кажется, даже кусок нынешней Германии.

Де Коммин активно присутствовал в нужное время в нужных местах, многое знал и видел, сам интриговал и играл в дипломатические игры, понаблюдал еще и недружественное присутствие англичан, а потом ходил в поход вместе с молодым французским королем Карлом в Италию.
Так что перед нами бесконечная комбинация из предательств, обманов, подстав, подножек, которые все игроки ставят другу другу, бесконечно меняя союзников и врагов, и в этой комбинации время от времен вспыхивают ярким пламенем войны и походы.

суббота, 3 ноября 2018 г.

Книга. Битва за хлеб и прочие зрелища

"20 мая 1919 г. мы сами были свидетелями того, как красноармейцы отряда 
стреляли на улицах с. Рыбушка в разные птицы".

Так, так, так, что у нас тут?
Крестьянин голодал почти всегда ибо земля на Руси неплодородна и ее мало. После освобождения 1861, передачи земли в общины, решения о разделе земли по головам, крестьяне начинают ударно плодиться, в результате земли по-прежнему не хватает. Хлеб - основная статья экспорта, хлеб на продажу собирают только крупные землевладения, оснащенные техническими средствами и материальными ресурсами, весь он идет за рубеж. Основная масса крестьян собирает слишком мало, почти не продает. Голод случается тот там, то здесь ежегодно, а иногда и везде. Общины категорически против продажи земли и ее владения помещиками, кулаками, срубниками и хуторянами. Столыпинская реформа даже в случае успеха создала бы небольшую прослойку успешных латифундистов, но разорила бы всех остальных, а поглотить этих остальных города не могли по причине слабости промышленности. Соответственно, проблема есть, а хорошего решения нет.
А тут еще и война подоспела, революция, новая революция, а там и новая война.
Крестьяне изо всех сил стремятся не платить налоги, не идти в армию и вообще "оставьте нас в покое", до других им дела нет. Города все больше страдают от голода, и не могут дать достаточно промтоваров для крестьян. Тупик. Почти, потому что хлеб можно отбирать.
Продразверстку попытались ввести еще при царе, не вышло. Временное правительство тоже не совладало с селом. Красные сумели, но какой ценой?

Дурное колесо кармы, из которого выскочить может только просветленный, катится по полям Советской России, и у каждого следствия есть причины, и никак не вырваться из колеи, не сделать блага так, чтобы кому-то не сотворить зла.
Во власть легко попадают преступники и дураки, наивные идеалисты и жестокосердные мерзавцы. И потому на низовом уровне творится беспредел, с которым верховная власть не может справиться. Ответственные лица развлекаются во всю мочь - порки, мордобой и прочее насилие, отъем всего интересненького и расстрелы. А других у нас для вас нет, каких страна вырастила, такие и строят дивный новый мир на местах. 
Диалог из "Чапаева" про коммунистов и большевиков, вполне реалистичен для тех времен - в головах у людей каша, а в руке наган.