воскресенье, 26 июля 2020 г.

Книги из архива. Полное беззаконие

Голова дырявая, все слова книжек из нее высыпаются. Берешься за новую книгу цикла, а что там в начале было уже и не упомнить, поэтому приходится снова перечитывать.

Ловок, Аберкромби, шельмец, а пан Сапковский даже считает его лучшим писателем фэнтези современности. 
В сравнении с Мартином он не так привязан к феодальным игрищам, к оглядке на реальную историю, при всей грязи и крови, не стремится удалять героев с доски. Но, защита города одним инвалидом-инквизитором подозрительно напоминает защиту города одним карликом.
Сюжет: В магию давно никто не верит, но вот появляется очень неприятный тип, именно что маг из забытых времен, собирает вокруг себя несколько ярких личностей (которые все и рассказывают в красках и без цензуры) и отправляется в путь, чтобы раздобыть никому-не-скажем-что. А с другой стороны мира вот-вот нагрянут полчища врагов, не простых врагов, а вредных, невоспитанных, очень-очень неприятных. Напоминает компьютерную игру, но все не так плохо.
Хештеги:
#доза реализма #вернисаж пестрых персонажей #лихость #безграничный цинизм #резня #море крови и увечий #разбитые мечты #растоптанные грезы #безнадежность #ненависть #борьба за власть #предательства #никаких правил.

Даже получив корону Иванушка-дурачок останется дурачком, убийца полюбив, останется убийцей, ну и вообще, романтику тут все время втаптывают в грязь.

Джо Аберкромби
Первый Закон. Кровь и железо
Первый Закон. Прежде, чем их повесят
Первый Закон. Последний довод королей

★★★★✩

kindle-version

Рассказы самостоятельной ценности почти не имеют, это именно что завитки и финтифлюшки.
Вы же хотели узнать, как Глокта - инвалид-инквизитор стал таковым из красавца-рубаки? Ну вот вам. Посторонний человек недоуменно нахмурится, а мы многозначительно улыбнемся.
Целая пачка историй для девочек. Современных девочек, которым подавай всякое там - боевые лесбиянки и крутые бабищи, красотки, которые каждая заткнет за пояс полк грубого мужичья. 
А еще странное бормотание о "нации" от вождя тамошних викингов.

Вообще тут характеры более яркие и выпуклые, при том что непростые, чем у Мартина, но больше и сказочной залепухи, Мартин построже и посдержанней.

Острые края
6,5

★★★✩✩

kindle-version

воскресенье, 19 июля 2020 г.

Книга. Нежная рука рынка

Нам, воочию наблюдавшим "экономические реформы" 80-90-х, казалось бы, давно должно быть все понятно. Но нет, трубят трубы, фанфары фанфаронят, либералы маршируют в светлое будущее под флагами Демократии, Свободного рынка, со значками МВФ на груди. Все их рецепты не меняются десятилетиями - приватизация, отмена пошлин, открытие рынка миру и прочие мантры. И все никак не помогает, блин. Да что ж такое!? А, говорят они, это все наследие совка нам мешает. Потерпим, преодолеем и на этот раз уж точно все сработает. А нет, говорят, это у нас народ немного не такой. Потерпим, преодолеем и на этот раз уж точно все сработает. А еще коррупция, да... Но мы-то потерпим и преодолеем? Нет, коррупцию, конечно, не одолеть, но все равно нужно верить. Ну, ну, разберемся с догматами веры.

Автор простенько на пальцах разбирает все классические мифы - и свободный рынок (все страны, некогда выбившиеся в лидеры, изо всех сил защищали свой рынок самыми разнообразными способами до тех пор, пока лидерами не стали), неэффективность государственного сектора (бывает таким и сяким), демократию (ни Корея, ни Сингапур таковыми не были), следование рецептам Запада (Корея не следовала), про "рыночек порешает"  и так далее.
Нет ни одной страны, которой рецепты МВФ помогли бы. Никакое Чили при Пиночете не зацвело (был серьезный спад и долго возвращение к допиночетовским временам по показателям, а экономика так и осталась сырьевой). Частные "Нокиа" и "Тойота" долгое время были убыточными, а государственное "Рено" процветало.
Каков рецепт счастья? Воровать технологии и делать-делать на их основе свои разработки. Проводить индустриализацию. Защищать нужные высокодуховные отрасли. Не слушать Запад.

Нет, автор не обвиняет развитые страны в обмане, скорее в заблуждениях, хотя в наше время списывать все на неведение и ложные посылки как-то даже странно. Он не хочет идти дальше и указывать на невозможность в рамках существующей мировой системы в принципе сделать богатым и процветающим большинство, поскольку механизм не так устроен.

Что важно, автор - кореец из самой что ни на есть Южной Кореи, обретение могущества которой как раз прошло перед его глазами. Так что примеры из жизни родной страны он приводит регулярно. Можно было бы стерпеть подобные нападки на Благословенный Запад от какой-нибудь левой сволочи, которая априори лжива, кровава и бесчеловечна, но тут прямо руки опускаются. Преподает, зараза, в Англии и пишет подобные работы! Куда катится дивный новый мир?(

Разумеется, тут не так много нового. Разумеется это только самый общий взгляд на определенные параметры, а вовсе не вскрытие системы консервным ножичком. Но вдруг пара наших реформаторов случайно прочтет и перестанет спокойно спать по ночам?

Ха-Джун Чанг
Злые самаритяне. Миф о свободной торговле и секретная история капитализма
7/10

★★★★✩

kindle-version

воскресенье, 12 июля 2020 г.

Книга. Время и пространство Средних веков

Эта ладно скроенная и хорошо изданная книга, несомненно, не нечто самобытное, а только пристойная компиляция. Даже библиография очень скромная, в основе звездные имена - Ле Гофф, Бахтин, Гуревич, у которых автор и черпает.

Ястребицкая начинает с рассмотрения природы времени как категории в Средние века. Оно еще куда более цельное, чем у нас, почти не измеряемое, не имеющее еще минут, подчиненное природному ритму. Время - принадлежит Богу, хотя его вот-вот отнимут у него буржуа и ремесленники.
От рассмотрения Времени автор переходит к Пространству - дорогам и географии, сочлененности мироздания, его иерархичности. К организации пространства дома - от утвари до крыш, улиц городов, школ и университетов.
Бросает взгляд на рыцарство, духовенство и простой люд. Вглядывается в городскую жизнь.
И что же мы видим? А видим мы во всем - замкнутость, рамочность, разделенность всех пластов жизни. 
Вообще этому произведению свойственна фрагментарность, некоторая поверхностность, внимание  к общему, но не к индивидуальному - тут почти нет отдельных людей.
В конце автор почему-то вспоминает об играх и карнавалах, противопоставляя всему ранее написанному. Такое впечатление, что дописав в целом книгу, она вспомнила, что из Бахтина бы тоже нужно что-нибудь эдакое ввернуть.

Отдельные высказывания показались сомнительными. Скажем, развитие виноградарства в Германии автор связывает с варварами, но не с климатом, который тогда был куда благоприятнее. Урожаи в Италии оценивает в сам-три, что кажется заниженной оценкой.
Более того, она называет пресуществление в плоть и кровь Христа "магией", а не "чудом", противопоставляет в качестве "городского" оружия луки рыцарским копьям. Как такое стерпеть?

Приятная глазу и уму серия "Эпоха. Быт. Костюм", не плохая книга, но, скажем, до Гуревича как до кыева рачки. Хотя в этой простоте, конечно, больше доступности для наших примитивных разумов.

А.Л.Ястребицкая

Западная Европа XI-XIII веков
6,5-7

★★★★✩

серия Эпоха.Быт.Костюм.

воскресенье, 5 июля 2020 г.

Книга. Россия без ужаса

Интересно, что книга не изобилует описанием нравов, обычаев, природы и женщин. Сплошные дела, интриги, светское обхождение, снова дела, немножко дипломатии. Катается Джером от Елизаветы к Борису, добывает преференции англицким купцам. В общем, экзотики для культурной английской публики маловато. И вот беда, вранья тут с горкой, ведь в своем сочинении Горсей - чисто Лев Толстой, а вон купцы англицкие жалуются, что совсем не Лев и даже не Алексей, а хапуга.

Очередной раз понимаешь, как много значили вещи и еда. Товарищ Джером с громадным удовольствием рассказывает, чего ему подарили и сколько каких блюд бесплатно приволокли, чтобы угостить. Сейчас совсем другие стандарты радости.

В качестве приложений от некоего Джорджа Турбервилля уже есть традиционные поклепы на низость края и мерзость людишек, но мы что, мы привычные.

Джером Горсей
Записки о России. XVI-начало XVII в.
6,5/10

★★★✩✩

понедельник, 29 июня 2020 г.

Книга. Северо-Запад. Вечный герой

А вот работу я прочел в первый раз вот прямо сейчас, специально купил и прочел. Как и ранее, Муркок не вызвал у меня теплых чувств. Перед нами та же модель - одинокий страдающий герой с чудо-оружием, чью волю все время ломают непререкаемые обстоятельства. Здесь правда модель дистиллированная, Эрекёзе - это как-бы более важное воплощение Единого Героя, с более точной копией меча, с воспоминаниями о других воплощениях. Но увы, образы мира выходят грубоватыми, смазанными, ведь для автора каждый мир имеет значение только в качестве временного антуража, просто очередной узор в калейдоскопе, а рука автора уже вращает цилиндр. 

Майкл Муркок

Вечный Герой

6-6,5/10

★★✩✩✩
В книгу вошли первых два романа трилогии, 1970 года оба.

понедельник, 22 июня 2020 г.

Картинки. Ангельские когти и прочие срамные места

А Ходоровский был тот еще похабник, и Мебиус от него не отставал, тоже был баловник преизрядный. Их расцвет пришелся на годы сексуальной революции, поэтому один чертил слова, другой картины, в которых вопросы половых взаимоотношений занимали не последнее место. Не то, чтобы их так интересовали голые тела сами по себе, скорее это было для них важной частью картины сознания. 
"Когти ангела" - череда монологов юной женщины, через страх и отвращение постигающую свое божественное Я, и  раскрывающейся навстречу Истинной Свободе. И ко всему этому - многозначительные картинки в черно-белой палитре.
Меня эта работа оставила равнодушным, текст совсем не интригует.
Мебиус местами изящен и тонок, местами несколько карикатурен и грубоват. Даже не всех его дам можно назвать привлекательными, его образы наполненные не столько вожделением, сколько другими чувствами.


У Жиро было еще портфолио "HISTOIRE d'X" с этими же иллюстрациям. А так, кроме отдельных картинок, входящих в самые разные издания, есть еще два портфолио "Х-LIBRIS" и "Сады Эдема", тоже весьма фривольные.

В издании на английском, приуроченном к 90-летию Ходоровского, бумага плотная и скучная, формат небольшой. Итальянское издание 90-х годов заметно больше по формату и бумага мелованная глянцевая. Упадок, упадок...

Jodorowsky&Moebius
Angel Claws
Humanoids 2019

"Artigli d'angelo"

Castelvecchi
1998

7

★★★✩✩

суббота, 13 июня 2020 г.

Книга из архива. Северо-Запад. Путешествие Иеро

Давно увяли цветы-грибочки ядерной войны и вот по просторам бывшей Северной Америки шастает Иеро Дестин - мастер на все руки и с хорошими навыками телепата в голове. С телепатией тут вообще все прекрасно, потому что, ядерные взрывы всегда ведут к мутациям, а мутации - это всякие чудо-способности, все знают. Вот значит телепат Иеро едет на своем лосе-телепате в сопровождении своего барсука-телепата, беседует с ними о том о сем, и ищет оружие из нашего настоящего, чтобы всяческие злые злодеи-телепаты не погубили добрую милую цивилизацию будущего, потому что злодеи страсть как любят немотивированное зло.
При любопытном антураже, тут достаточно скучные в своей шаблонной романтичности персонажи. Главный герой - красавец-офицер, его пассия - прекрасная храбрая принцесса, старый мудрец в белом - в роли ментора. Чудовища и злодеи тоже отдают дешевой фантастикой начала ХХ века - пучат глаза, несут чушь, потому как все их злодейство основано на чуши, и разевают зубастые пасти. Зло тут примитивное, глупое, а значит и скучное.
Ментальные поединки тут - центральный стержень, но они вовсе не создают напряжения, потому что слишком умозрительны. А условная реалистичность (мутации дали новые возможности нашему разуму, все как в жизни прямо) вырождается в какую-то нелепую магию, разум "выставляет барьеры" и пролезает в дыры в этих "барьерах" по множеству "каналов". Мда.

Что еще плохо, дешевая романтика переходит местами едва ли не в умильное сюсюканье и слюнтяйство. Так что, если это "романс будущего", то на двух аккордах.

Стерлинг Ланье
Путешествие Иеро
5,5-6

★★✩✩✩
Глава "Мертвый остров" странно перекликается с "Колдовским миром" в его описании базы негодяев на мертвом острове.

Первая часть цикла "Иеро Дестин" датируется 1973 годом.

суббота, 6 июня 2020 г.

Картинки. Дурак и сокровенное

В далеком-предалеком когда-то, один потасканный детектив по имени Джон Дифул случайно обретает страшно нужную всем могущественным силам Вселенной сущность, называемую Инкал. Это вовлекает его в череду злоключений и приключений в разных уголках этой самой Вселенной.

Когда-то из наших провинций виднелись только верхушки великих шедевров комикс-индустрии - "Сэндмена", "Инкала", бэтменов Миллера и о каждом было принято говорить полушепотом, с придыханием и влагой на затуманенных глазах. Увы, мне кажется, что, многие шедевры изжили себя вместе со временем их породившим, и на них можно теперь посматривать без прежнего пиетета. Было дело, я принялся собирать песочных человечков, благо Гейману симпатизирую, но отвратная рисовка (сам Гейман ее хвалит) быстро отбила мое любопытство, да и история сознание не переворачивала. Вот и с этим произведением не все ладно.

"Инкал" родился, как и "Метабароны", из нереализованной "Дюны" Ходоровского-Мебиуса-Гигера-О'Бэннона-Пинк Флойда-Орсона Уэллса. В отличие от "Метабаронов", тут сильнее оттенок комического, и главный герой - шут гороховый, и многие персонажи - кривляки.
Мебиус не всегда выдерживает стиль, хотя у него очень мастерский рисунок, изящный, легкий, но местами упрощенный, что ли, грубоватый для него. По идее, это самая объемная его работа, и это не могло не сказаться на качестве.
Ходоровский в своем репертуаре - много мистических символов и поворотов сюжета с помощью горящих кустов и божков из машины.
Когда дело доходит до универсалий "духа", "просветления" все становится каким-то плоским - изображение теряет детальность и живость, приобретая скучную геометричность, а на уровне текста история превращается в дешевую эзотерику про "очистите разум", "противостояние Света и Тьмы, которые есть одно" и тому подобное. Все эти сакральные откровения легко приедаются, но сюжет движется все новыми чудесами из-за угла, которые происходят вдруг, зачастую только выводя героев на новую итерацию того же процесса. Впрочем, в целом история выглядит весьма забавно, а мэтры все же не зря кушали круассаны. Хотя мне кажется, что здесь любопытен скорее образ мира, чем нарратив, а он почти тот же, что и в "Метабароне", только увиденный под другим углом и в иную оптику.

воскресенье, 17 мая 2020 г.

Книга. Пастушки в деле прогресса

Еще одна работа, в которой цитаты из классиков марксизма-ленинизма затмевают автора, где теория суха и душит все живое в тексте.
"Пастушки", якобы, грабят только богатых, их, якобы, поддерживают все бедные и средние слои населения, папа, якобы, не дает их убивать только потому, что боится возмущения в народе. Эти предположения ничем не подтверждаются, а додумываются автором с целью подогнать историю под итоговые выводы. А они понятны - в противовес буржуазным историкам, мы де советские явно видим в каждом еретическом движении отчетливо выраженный гнев народа и исключительно проявление классовой борьбы, религиозная доктрина как бы и не при чем.
Автора интересует только борьба с папством и католической церковью, а значит разрушение феодализма, то есть некий условный прогресс. А, собственно, идеи еретиков оставляют автора равнодушными.
Выхолощенная безжизненная работа. 
Единственно, любопытно видеть действующих лиц из "Имени розы" - Бернар Ги, Дольчино, Умбертино, только тут это безмолвные тени на заднике.

В.Л.Керов
Народные восстания и еретические движения во Франции в конце XIII - начале XIV века
5,5-6

★✩✩✩✩

воскресенье, 10 мая 2020 г.

Книга. Вэй У Шу

"Троецарствие" - первый по времени создания из "великих" китайских романов. У него почтенный возраст, завидная толщина, но чтобы читать такие книги, нужно быть молодым и здоровым, потому что иначе уследить за персонажами с китайскими именами просто не получится. Добро, что в этом издании роман сокращен, а то бы не осилил.
В Поднебесной кипит непрекращающаяся смута, армии бродят туда-сюда, герои и злодеи борются за власть, потому как сердце болит за Поднебесную ужасть как, а без власти порядку значить не будет. Вот и весь сказ.
Вообще у всех этих великих китайских книг композиция все время повторяется, однотипные события нанизываются как бусины четок, и сократить историю без потери смысла можно втрое. Понятно, что для тех слушателей все это было сродни современному дорогому сериалу со спецэффектами, и зрелищность позволяла смотреть и смотреть, хотя и актеры приелись и сценарий продюсеры к последним сезонам загубили.
Так и тут круговорот предательств и сражений между военачальниками и сановниками, несмотря на смену экспозиции, кажется бесконечным и однообразным. Положительные герои почти не отличны от отрицательных, каждый оправдывается в поганых для репутации ситуациях одинаково  - "Служу престолу!"
Почти все военачальники как бы воины, а не просто командиры, поэтому среди генералов принято лично биться с равными по рангу противниками. Почти все сражения начинаются такими дуэлями и заканчиваются обычно в пользу победителя схватки тет-а-тет. Почти все обожают ругаться перед боем "Ты с какова району? Ты чо тут? А мой брат твово брата..."
Почти все обожают отступать и устраивать засады, и вспоминать чуть что хитрые планы построений солдат в бою - это вершина стратегической мысли и мудрости вообще. Почти каждый взятый в плен персонаж легко переходит на сторону победителя. Принципиальные граждане легко меняют мнение на противоположное, вспыхивают и остывают в миг, и дурят, дурят друг друга что было сил и без продыху.

Экзотичные манеры чужой культуры со временем уже не так впечатляют, кабы я ее первой читал, оценил бы выше. А так остался только "Сон в Красном тереме" из списка. Но в электронном виде такие книги читать - грех, а бумажный - дорогой, собака...

Ло Гуаньчжун
Троецарствие
7/10

★★★★✩

воскресенье, 3 мая 2020 г.

Книга. Типология замков

После триумфальных "Унесенных призраками" (и правда славных, чего скрывать) Хаяо Миядзаки снял мультфильм "Ходячий замок". Он местами был неплох, но сильно уступал предшественнику. За каким чертом он взялся за какую-то английскую книгу? 
А потому что книга весьма симпатичная, с неглупым юмором, с приятной иронией. А вот картина Миядзаки как раз оказалась на ее фоне очень утрированным пересказом, где каждый герой стал несколько плоским и излишне милым. Хотя, конечно, с романтической любовью в книге явный перебор, сразу гендерная принадлежность автора проявляется, ха-ха.
Впрочем, дело не только в этом, просто в центре каждой истории трилогии - отчаянные романтики в мире волшебства. Лучше всех первая, пока манера автора еще свежа, но игра с арабскими сказками тоже весьма ничего местами. В целом же - не смешно, но забавно, не красиво, но симпатично. Иногда кажется, что немного не хватает яркости, блеска, мощи. Но это нам, суровым грубым мужикам не хватает, а для кисейных барышень самое оно.

Дианна Уинн Джонс "Ходячий замок"
7/10
"Воздушный замок"
"Дом с характером"
6,5-7

★★★★✩

воскресенье, 26 апреля 2020 г.

Книга. Северо-Запад. Хоббит

Когда я кончу все, что связано с этой смешной беготней,
Когда я допью, и бокал упадет из окна,
Я отправлю все, что было моим,
В какой-нибудь мелкий музей,
И я вернусь в свой дом на вершине холма.
"Аквариум"

Писать про "Хоббита" неинтересно и не нужно. Все его теперь знают, индустрия развлечений кует и пашет, так что целые континенты стали непроходимы из-за завалов книг, фильмы не помещаются в телевизор, каждый третий себя считает хоббитом. Излишняя популярность не улучшает книгу, нет. 
Первой у меня была книжка "АМУРа" с переводом В.А.М., так что северо-западное издание мне не пришлось по душе. После нового прочтения можно даже кое к чему придраться в переводе.

Раздражает это всепронзающее своей искусственностью выканье. Все настолько джентльмены, что даже дружеские отношения подразумевают здесь эту увеличенную с "ты" до "вы" дистанцию. 
У героев ладошки, а не ладони, будто они малые дети. А дракон - не вор, а ворюга, что подразумевает некое доброжелательное и снисходительное отношение, будто это не дракон вовсе, а нашкодивший кот.
Имена то переводятся по смыслу, то оставлены оригинальные.
Использование сочетания "сказочный богатырь" стилистически выглядит некорректно, в нашей традиции богатыри это местные былинные персонажи, а перед нами английская сказка.
У гномов почему-то боевые мотыги, хорошо хоть не тяпки и совки.
Гоблины были "затащены в черный лес где и сгинули". Может, хотя бы "гоблинов загнали", их же не за шкирку тащили туда?

"Орлы, орлы летят!" - фраза энергичная, емкая и созвучная, здесь же  "Орлы, орлы приближаются" - и это приближается топит всю фразу, поскольку длиннее и пассивнее. Это как, если бы вместо гэндельфовского "Бегите, дурни!" она выдала что-нибудь вроде "Убегайте поскорей, глупцы".
Только одно мне понравилось, когда она заявила, что хоббит - дерзновенный - хорошее слово "дерзновенный".
Так что перевод тут не ахти.

понедельник, 20 апреля 2020 г.

Книга. Дорога в зиму

Леонид Юзефович будто на контрасте с чудовищным Унгерном решил показать воителей приличных - чистых идеалистов, для себя ничего не желающих, жестокостями не упивающихся. 
В малонаселенных краях, в обширных мерзлых пространствах Якутии медленно ползет военная экспедиция генерала Пепеляева, бывшего соратника Колчака и наивного мечтателя. Все давно кончилось, но его людям мнится что вот-вот все вернется. Ему противостоит товарищ Строд, тоже и близко не негодяй.  Его красноармейский отряд осажден белыми и строит баррикады из навоза и трупов товарищей, и держится почти без еды, воды и лекарств 18 дней. Вот так тогда было.
Написано хорошо, без робкого следования художественной или научной рамке. Автор плавно переключается с персонажа на персонажа, обрисовывая круг участников, кружит, кружит... 
Оба героя далеки от истерик, передовиц, они бьются за Идею и она предаст сначала одного, потом другого. Обоих расстреляют в Большой террор.

Леонид Юзефович

Зимняя дорога. Генерал А.Н. Пепеляев и анархист И.Я. Строд в Якутии. 1922–1923. Документальный роман

7/10

★★★★✩

воскресенье, 12 апреля 2020 г.

Книга. Сказка как отделали всех

Странное дело это произведение. Писал вроде бы человек-специалист. Но то ли спешил куда, то ли не такое это важное дело книгу вычитывать, а может у него и всегда так было, несмотря на звание специального специалиста?
Так или иначе, а здесь неловкий слог, нечеткий ритм, какое-то неровное смешение мыслей и интонаций, а повествование пестрит лакунами.
Непонятен и адресат книги, поскольку хватает специфических элементов, а множество заковыристых терминов используются без комментариев и подсказок.
Иногда в лексике заметны рудименты советской исторической науки под наслоением "демократических перемен", что производит странное впечатление.
События описываются не совсем логично, прыжками - вот вдруг в Казани из неоткуда правит наш вассал и есть наш воевода, хотя нигде до того в книге ни слова о действиях Москвы в этом направлении.
Вот вдруг возникает фраза о ничтожности московских князей и, ничем не подкрепленная, так и остается на совести автора. Как и многие другие.

"Сопротивление церкви предотвратило новое грандиозное расширение государственной собственности, грозившей раздавить русское общество"
Что автор имеет в виду, ведь экспроприация земель в Новгороде и раздача дворянам вроде бы не привела к проблемам?

"Великий князь не помышлял о европеизации..."
Что это такое? Где тут принцип историзма? Почему он должен был думать категориями ХХ века? Он и компьютеризации тоже ведь не помышлял.

Вот уже почти первый том закончен, а все слова, что были сказаны, сказаны о разборках в верхах и, отчасти, о дворянстве. И, подходя к опричнине, автор заключает "Иван каялся во всевозможных грехах и преступлениях и откровенно признавал, что снискал всеобщую ненависть своими злыми делами..."
Извините, ненависть кого? О крестьянах же ни слова не было сказано. Священников, клира, монахов? Тоже ни слова. Дворяне? А у них было мало поводов жаловаться. Остаются только бояре. Так, может, и правда царь только плохих бояр губил? А, если нет, то почему это не проговорено?

причные власти ставили целью терроризировать страну."
Вот прямо так и ставили? И что значит "страну"? Крестьян тоже? Терроризировать?

Это путаное, неровное, иногда даже кажущееся хаотичным повествование. Вот, наконец, глава об опричнине и автор рвет с места в карьер по вопросам земельного перераспределения, углубляясь в списки, поименно, но даже не удосуживается разобраться с терминами, с вызреванием соответствующей опричной политики Грозного.

воскресенье, 5 апреля 2020 г.

Книга из архива. Северо-Запад. Башня гоблинов

Здоровенный парень Джориан, сын часовщика и пять лет как король, по причине неблагоприятности последнего обстоятельства для жизни, из королей вот-вот как только что сбежал, и теперь бродит на пару со старикашкой-волшебником по миру, совершает подвиги и попадает в неприятности, хотя не любит ни того, ни другого. Автор выстраивает историю вокруг необычных порядков в каждой из стран на пути героя, у него явно пунктик на подобной манере. Отчасти так же было и в "Руке Зеи", но эта книжка не столь занудна. Она легковесная, но довольно веселая, со множеством забавных вставных историй о королях, хотя, нужно заметить, автор не может удержаться от похабщины, поэтому тут так часто поминают атрибуты плодородия.  

В целом это очень необязательная юмористическая зарисовка, но ругать ее не хочется, ведь есть в ней приятные моменты.

Лион Спрэг де Камп
Башня гоблинов
6,5/10

★★★✩✩
В книге представлены только два романа из трилогии 1968 и 1971 годов.