воскресенье, 30 августа 2020 г.

Книга. Не только "однако"


Чукчи, прописавшиеся в нашем сознании посредством анекдотов, как недалекие и нелепые, на самом деле были весьма боевитым народом кочевников, гонявшим в хвост и в гриву всех своих соседей, а затем добросовестно, с переменным успехом, бьющимся с русскими. Так и не побежденным. Точнее не побежденным силой оружия, с ними управились посредством торговли и водки. 
Это были крепкие парни, ценящие силу, воинственные, ловко орудующие луком и копьем, ходоки и отличные бегуны (у них даже были в стойбищах беговые дорожки). Они не носили шапок, легко впадали в гнев и легко умирали, потому что не боялись смерти, которая - только переход в другой мир.
Чукчи регулярно ходили к эскимосам, карякам, итильменам и побивали их - ради мести или грабежа. Мужчин вырезали, женщин и детей брали в полон. Уводили стада оленей. 
Потом пришли русские, и все обиженные чукчами предпочли иметь дело с пришлыми.
Некорректна как благообразная, так и ужасающая история экспансии России. В одних случаях апеллируют к миролюбивому ее характеру, доброжелательному, максимально корректному и толерантному, в другом случае - к некоему уничтожению этносов, к жестокости и подавлению. Всякое бывало, разок даже одеяла зараженные применили, и не всегда насилие оправдывалось защитой наших союзников-данников, а бывало, что только желанием выбить ясак. Но в целом от наших предков не стоило ждать тактики геноцида, как это любили протестанты в Штатах или в Индии. 

Мне было не так уж интересно читать, потому что это не история войн, а рассказ о военном искусстве - оружии, доспехах, тактике. Плюс версия для kindle оказалась криво оцифрована. У этого автора есть книга именно о войнах, так что когда-нибудь, быть может, узнаем все, чего еще не узнали.


Александр Константинович Нефедкин

Военное дело чукчей (середина XVII - начало XX в.)

6,5-7

★★★★✩

kindle version

воскресенье, 23 августа 2020 г.

Картинки. За пригоршню бриллиантов


Случайно у меня в руках оказалось украинское комикс-издание на правильном языке. Это чистое  неразбавленное BD, почти совсем свежее (на момент прочтения).

Внутри - Бельгийское Конго после получения независимости, бандиты, сепаратисты, наемники, убийства, интриги, бриллианты, множество трупов и жестокости. 
Рисунок не выдающийся, но на приличном уровне.
Издание в мягкой обложке, формат меньше, чем принято в Европе, но бумага и печать вполне неплохи. Тираж 500 экземпляров, что вполне ожидаемо в рамках Украины и на уровне окупаемости.

Вообще, издательство, как я понимаю, относится к классу национал-патриотических, поэтому не совсем понятно, что среди напечатанных ими всяческих обличительных произведений и прифронтовой мемуаристики, делает этот комикс. Или, учитывая историю, нам намекают, что Украина и Конго - братья навек?

Нюрі, Валлє
Катанга. 1. Діаманти
6,5

★★★✯✯

                                            

суббота, 15 августа 2020 г.

Книга. Давеча

 А на днях я линять начал. 
Старая шерсть с меня сыплется - хоть в дом не заходи. 
Зато новая растет - чистая, шелковистая! 
Просто каракуль.

Такие дела. До сих пор никаких других подобных парфеновскому культурных проектов у нас нет. Ни чисто исторических, ни более локальных - кино, спорт, музыка. Все - не в уровень.
Стильный замес из бытовой культуры, спорта и политики выполнен в традициях постсоветского улыбчивого либерализма - легкий антикоммунизм, слабый антисоветизм, игривое западничество. По сравнению с передачей, тут почти ничего не появилось - это такая воплощенная в бумаге ТВ-программа. Большие картинки, коротенькие заметки, некоторая отстраненность. 

Пролистав, отметил для себя, что человек нынешней эпохи все равно даже близко не сможет представить то время. Здесь нет почти ничего, что маркировало бы мое детство, а мне ведь в промежутке 81-90 было от 3 до 13 лет. Целая эпоха - игры, школа, игрушки, еда, одежда, книги и мультфильмы, поездки к морю и на дачу. Ничего этого тут нет. Так что, несмотря на объемность, это только брызги от волн.
Еще тут
  • ни слова о том, что героический Валенса трудился в нерабочее время стукачом (впрочем, окончательное подтверждение поляки дали позже);
  • советская пресса ругает американские шаттлы за неэффективность, мол дорогостоящие. Но ведь так и есть. Зачем на этом делается акцент? Советская пресса врала?
  • "Юнона и Авось" - названы "полузапрещенными". Это как? 
  • перевирают "Профессионала", якобы главного героя убивают аборигены на "черном континенте";
  • режет глаз фраза "в давно расистском СССР";
  • убийство Чаушеску "видится неизбежной развязкой". Ну да, ну да, без суда и следствия, именно такой она и должна была быть;
  • в Баку азербайджанцы режут армян, но автор явно недоволен вводом войск и военным положением.
Но книжка большого формата и с картинками, трудно устоять.

Леонид Парфенов
Намедни. Наша эра. 1981-1990
7/10 

★★★★✯


воскресенье, 9 августа 2020 г.

Книга. Северо-Запад. Хтон

Любопытный образчик, но нет, совсем не фэнтези. Игра с мифологией здесь идет в пространстве психоанализа, нетипичных сексуальных практик, космоса и экзотических планет, то есть антураж для жанра совсем чужой.
Попытка протагониста выбраться с чудовищной планеты-тюрьмы - лишь центральная тема в наслоении воспоминаний. Смешение пластов времени, набор из любопытных идей, вполне гармонично и ловко складываются из разрозненных кусков в итоговый ответ.

В юности мне совсем не понравилось, а сейчас читал даже с удовольствием. Не сказать, что веселое и легкомысленное чтение, но вполне недурно сделано.

А вот продолжение слабовато - статичнее, вторичнее, Рагнарёк и Рагнарёк, подумаешь...

Пирс Энтони
Хтон
6,5
★★★✩✩

Романы 1967 и 1975 годов. Первый номинировался на "Хьюго", но проиграл "Князю Света", номинировался и на "Небьюлу", но продул Хайнлайну.

суббота, 1 августа 2020 г.

Книга. Ненависть жаждет

Ненависть юным уродует лица,
Ненависть просится из берегов,
Ненависть жаждет и хочет напиться
Чёрною кровью врагов!

Цикл длится и длится, а у Джо Аберкомби, как и раньше, бойкий слог, легкое перо и чувство юмора, кстати, как по мне, естественней чем в "Ведьмаке". 
Все как раньше, вот только времена меняются, Капитализм распускает свои ядовитые цветы, и тут же, не сходя с места, начинаются бунты, едва ли не революции (откуда в книге все знают это слово?). По сцене скачут дети героев, теперь они выбились на первые роли. В то же время отчасти происходящее, будто очередной виток тех же событий, что крутились в предыдущих романах.  Продолжаются застарелые войны, старые герои мелькают за углом, повсюду царят все те же жестокость, цинизм, предательство, бессилие, разочарование, смерть, борьба за власть.

Феодализм слишком быстро здесь сменяется капитализмом, эта поспешность будто соотносится с некоторой усталостью материала. Несмотря на свежую кровь, персонажи и дела их, слишком сильно отражают прошлое, своих родителей.

Порадовал старик, но ничем не удивил. И правда, чего-то не хватает, может быть, немного ненависти.


Джо Аберкромби
Немного ненависти
6,5-7

★★★★✩

kindle-version

воскресенье, 26 июля 2020 г.

Книги из архива. Полное беззаконие

Голова дырявая, все слова книжек из нее высыпаются. Берешься за новую книгу цикла, а что там в начале было уже и не упомнить, поэтому приходится снова перечитывать.

Ловок, Аберкромби, шельмец, а пан Сапковский даже считает его лучшим писателем фэнтези современности. 
В сравнении с Мартином он не так привязан к феодальным игрищам, к оглядке на реальную историю, при всей грязи и крови, не стремится удалять героев с доски. Но, защита города одним инвалидом-инквизитором подозрительно напоминает защиту города одним карликом.
Сюжет: В магию давно никто не верит, но вот появляется очень неприятный тип, именно что маг из забытых времен, собирает вокруг себя несколько ярких личностей (которые все и рассказывают в красках и без цензуры) и отправляется в путь, чтобы раздобыть никому-не-скажем-что. А с другой стороны мира вот-вот нагрянут полчища врагов, не простых врагов, а вредных, невоспитанных, очень-очень неприятных. Напоминает компьютерную игру, но все не так плохо.
Хештеги:
#доза реализма #вернисаж пестрых персонажей #лихость #безграничный цинизм #резня #море крови и увечий #разбитые мечты #растоптанные грезы #безнадежность #ненависть #борьба за власть #предательства #никаких правил.

Даже получив корону Иванушка-дурачок останется дурачком, убийца полюбив, останется убийцей, ну и вообще, романтику тут все время втаптывают в грязь.

Джо Аберкромби
Первый Закон. Кровь и железо
Первый Закон. Прежде, чем их повесят
Первый Закон. Последний довод королей

★★★★✩

kindle-version

Рассказы самостоятельной ценности почти не имеют, это именно что завитки и финтифлюшки.
Вы же хотели узнать, как Глокта - инвалид-инквизитор стал таковым из красавца-рубаки? Ну вот вам. Посторонний человек недоуменно нахмурится, а мы многозначительно улыбнемся.
Целая пачка историй для девочек. Современных девочек, которым подавай всякое там - боевые лесбиянки и крутые бабищи, красотки, которые каждая заткнет за пояс полк грубого мужичья. 
А еще странное бормотание о "нации" от вождя тамошних викингов.

Вообще тут характеры более яркие и выпуклые, при том что непростые, чем у Мартина, но больше и сказочной залепухи, Мартин построже и посдержанней.

Острые края
6,5

★★★✩✩

kindle-version

воскресенье, 19 июля 2020 г.

Книга. Нежная рука рынка

Нам, воочию наблюдавшим "экономические реформы" 80-90-х, казалось бы, давно должно быть все понятно. Но нет, трубят трубы, фанфары фанфаронят, либералы маршируют в светлое будущее под флагами Демократии, Свободного рынка, со значками МВФ на груди. Все их рецепты не меняются десятилетиями - приватизация, отмена пошлин, открытие рынка миру и прочие мантры. И все никак не помогает, блин. Да что ж такое!? А, говорят они, это все наследие совка нам мешает. Потерпим, преодолеем и на этот раз уж точно все сработает. А нет, говорят, это у нас народ немного не такой. Потерпим, преодолеем и на этот раз уж точно все сработает. А еще коррупция, да... Но мы-то потерпим и преодолеем? Нет, коррупцию, конечно, не одолеть, но все равно нужно верить. Ну, ну, разберемся с догматами веры.

Автор простенько на пальцах разбирает все классические мифы - и свободный рынок (все страны, некогда выбившиеся в лидеры, изо всех сил защищали свой рынок самыми разнообразными способами до тех пор, пока лидерами не стали), неэффективность государственного сектора (бывает таким и сяким), демократию (ни Корея, ни Сингапур таковыми не были), следование рецептам Запада (Корея не следовала), про "рыночек порешает"  и так далее.
Нет ни одной страны, которой рецепты МВФ помогли бы. Никакое Чили при Пиночете не зацвело (был серьезный спад и долго возвращение к допиночетовским временам по показателям, а экономика так и осталась сырьевой). Частные "Нокиа" и "Тойота" долгое время были убыточными, а государственное "Рено" процветало.
Каков рецепт счастья? Воровать технологии и делать-делать на их основе свои разработки. Проводить индустриализацию. Защищать нужные высокодуховные отрасли. Не слушать Запад.

Нет, автор не обвиняет развитые страны в обмане, скорее в заблуждениях, хотя в наше время списывать все на неведение и ложные посылки как-то даже странно. Он не хочет идти дальше и указывать на невозможность в рамках существующей мировой системы в принципе сделать богатым и процветающим большинство, поскольку механизм не так устроен.

Что важно, автор - кореец из самой что ни на есть Южной Кореи, обретение могущества которой как раз прошло перед его глазами. Так что примеры из жизни родной страны он приводит регулярно. Можно было бы стерпеть подобные нападки на Благословенный Запад от какой-нибудь левой сволочи, которая априори лжива, кровава и бесчеловечна, но тут прямо руки опускаются. Преподает, зараза, в Англии и пишет подобные работы! Куда катится дивный новый мир?(

Разумеется, тут не так много нового. Разумеется это только самый общий взгляд на определенные параметры, а вовсе не вскрытие системы консервным ножичком. Но вдруг пара наших реформаторов случайно прочтет и перестанет спокойно спать по ночам?

Ха-Джун Чанг
Злые самаритяне. Миф о свободной торговле и секретная история капитализма
7/10

★★★★✩

kindle-version

воскресенье, 12 июля 2020 г.

Книга. Время и пространство Средних веков

Эта ладно скроенная и хорошо изданная книга, несомненно, не нечто самобытное, а только пристойная компиляция. Даже библиография очень скромная, в основе звездные имена - Ле Гофф, Бахтин, Гуревич, у которых автор и черпает.

Ястребицкая начинает с рассмотрения природы времени как категории в Средние века. Оно еще куда более цельное, чем у нас, почти не измеряемое, не имеющее еще минут, подчиненное природному ритму. Время - принадлежит Богу, хотя его вот-вот отнимут у него буржуа и ремесленники.
От рассмотрения Времени автор переходит к Пространству - дорогам и географии, сочлененности мироздания, его иерархичности. К организации пространства дома - от утвари до крыш, улиц городов, школ и университетов.
Бросает взгляд на рыцарство, духовенство и простой люд. Вглядывается в городскую жизнь.
И что же мы видим? А видим мы во всем - замкнутость, рамочность, разделенность всех пластов жизни. 
Вообще этому произведению свойственна фрагментарность, некоторая поверхностность, внимание  к общему, но не к индивидуальному - тут почти нет отдельных людей.
В конце автор почему-то вспоминает об играх и карнавалах, противопоставляя всему ранее написанному. Такое впечатление, что дописав в целом книгу, она вспомнила, что из Бахтина бы тоже нужно что-нибудь эдакое ввернуть.

Отдельные высказывания показались сомнительными. Скажем, развитие виноградарства в Германии автор связывает с варварами, но не с климатом, который тогда был куда благоприятнее. Урожаи в Италии оценивает в сам-три, что кажется заниженной оценкой.
Более того, она называет пресуществление в плоть и кровь Христа "магией", а не "чудом", противопоставляет в качестве "городского" оружия луки рыцарским копьям. Как такое стерпеть?

Приятная глазу и уму серия "Эпоха. Быт. Костюм", не плохая книга, но, скажем, до Гуревича как до кыева рачки. Хотя в этой простоте, конечно, больше доступности для наших примитивных разумов.

А.Л.Ястребицкая

Западная Европа XI-XIII веков
6,5-7

★★★★✩

серия Эпоха.Быт.Костюм.

воскресенье, 5 июля 2020 г.

Книга. Россия без ужаса

Интересно, что книга не изобилует описанием нравов, обычаев, природы и женщин. Сплошные дела, интриги, светское обхождение, снова дела, немножко дипломатии. Катается Джером от Елизаветы к Борису, добывает преференции англицким купцам. В общем, экзотики для культурной английской публики маловато. И вот беда, вранья тут с горкой, ведь в своем сочинении Горсей - чисто Лев Толстой, а вон купцы англицкие жалуются, что совсем не Лев и даже не Алексей, а хапуга.

Очередной раз понимаешь, как много значили вещи и еда. Товарищ Джером с громадным удовольствием рассказывает, чего ему подарили и сколько каких блюд бесплатно приволокли, чтобы угостить. Сейчас совсем другие стандарты радости.

В качестве приложений от некоего Джорджа Турбервилля уже есть традиционные поклепы на низость края и мерзость людишек, но мы что, мы привычные.

Джером Горсей
Записки о России. XVI-начало XVII в.
6,5/10

★★★✩✩

понедельник, 29 июня 2020 г.

Книга. Северо-Запад. Вечный герой

А вот работу я прочел в первый раз вот прямо сейчас, специально купил и прочел. Как и ранее, Муркок не вызвал у меня теплых чувств. Перед нами та же модель - одинокий страдающий герой с чудо-оружием, чью волю все время ломают непререкаемые обстоятельства. Здесь правда модель дистиллированная, Эрекёзе - это как-бы более важное воплощение Единого Героя, с более точной копией меча, с воспоминаниями о других воплощениях. Но увы, образы мира выходят грубоватыми, смазанными, ведь для автора каждый мир имеет значение только в качестве временного антуража, просто очередной узор в калейдоскопе, а рука автора уже вращает цилиндр. 

Майкл Муркок

Вечный Герой

6-6,5/10

★★✩✩✩
В книгу вошли первых два романа трилогии, 1970 года оба.

понедельник, 22 июня 2020 г.

Картинки. Ангельские когти и прочие срамные места

А Ходоровский был тот еще похабник, и Мебиус от него не отставал, тоже был баловник преизрядный. Их расцвет пришелся на годы сексуальной революции, поэтому один чертил слова, другой картины, в которых вопросы половых взаимоотношений занимали не последнее место. Не то, чтобы их так интересовали голые тела сами по себе, скорее это было для них важной частью картины сознания. 
"Когти ангела" - череда монологов юной женщины, через страх и отвращение постигающую свое божественное Я, и  раскрывающейся навстречу Истинной Свободе. И ко всему этому - многозначительные картинки в черно-белой палитре.
Меня эта работа оставила равнодушным, текст совсем не интригует.
Мебиус местами изящен и тонок, местами несколько карикатурен и грубоват. Даже не всех его дам можно назвать привлекательными, его образы наполненные не столько вожделением, сколько другими чувствами.


У Жиро было еще портфолио "HISTOIRE d'X" с этими же иллюстрациям. А так, кроме отдельных картинок, входящих в самые разные издания, есть еще два портфолио "Х-LIBRIS" и "Сады Эдема", тоже весьма фривольные.

В издании на английском, приуроченном к 90-летию Ходоровского, бумага плотная и скучная, формат небольшой. Итальянское издание 90-х годов заметно больше по формату и бумага мелованная глянцевая. Упадок, упадок...

Jodorowsky&Moebius
Angel Claws
Humanoids 2019

"Artigli d'angelo"

Castelvecchi
1998

7

★★★✩✩

суббота, 13 июня 2020 г.

Книга из архива. Северо-Запад. Путешествие Иеро

Давно увяли цветы-грибочки ядерной войны и вот по просторам бывшей Северной Америки шастает Иеро Дестин - мастер на все руки и с хорошими навыками телепата в голове. С телепатией тут вообще все прекрасно, потому что, ядерные взрывы всегда ведут к мутациям, а мутации - это всякие чудо-способности, все знают. Вот значит телепат Иеро едет на своем лосе-телепате в сопровождении своего барсука-телепата, беседует с ними о том о сем, и ищет оружие из нашего настоящего, чтобы всяческие злые злодеи-телепаты не погубили добрую милую цивилизацию будущего, потому что злодеи страсть как любят немотивированное зло.
При любопытном антураже, тут достаточно скучные в своей шаблонной романтичности персонажи. Главный герой - красавец-офицер, его пассия - прекрасная храбрая принцесса, старый мудрец в белом - в роли ментора. Чудовища и злодеи тоже отдают дешевой фантастикой начала ХХ века - пучат глаза, несут чушь, потому как все их злодейство основано на чуши, и разевают зубастые пасти. Зло тут примитивное, глупое, а значит и скучное.
Ментальные поединки тут - центральный стержень, но они вовсе не создают напряжения, потому что слишком умозрительны. А условная реалистичность (мутации дали новые возможности нашему разуму, все как в жизни прямо) вырождается в какую-то нелепую магию, разум "выставляет барьеры" и пролезает в дыры в этих "барьерах" по множеству "каналов". Мда.

Что еще плохо, дешевая романтика переходит местами едва ли не в умильное сюсюканье и слюнтяйство. Так что, если это "романс будущего", то на двух аккордах.

Стерлинг Ланье
Путешествие Иеро
5,5-6

★★✩✩✩
Глава "Мертвый остров" странно перекликается с "Колдовским миром" в его описании базы негодяев на мертвом острове.

Первая часть цикла "Иеро Дестин" датируется 1973 годом.

суббота, 6 июня 2020 г.

Картинки. Дурак и сокровенное

В далеком-предалеком когда-то, один потасканный детектив по имени Джон Дифул случайно обретает страшно нужную всем могущественным силам Вселенной сущность, называемую Инкал. Это вовлекает его в череду злоключений и приключений в разных уголках этой самой Вселенной.

Когда-то из наших провинций виднелись только верхушки великих шедевров комикс-индустрии - "Сэндмена", "Инкала", бэтменов Миллера и о каждом было принято говорить полушепотом, с придыханием и влагой на затуманенных глазах. Увы, мне кажется, что, многие шедевры изжили себя вместе со временем их породившим, и на них можно теперь посматривать без прежнего пиетета. Было дело, я принялся собирать песочных человечков, благо Гейману симпатизирую, но отвратная рисовка (сам Гейман ее хвалит) быстро отбила мое любопытство, да и история сознание не переворачивала. Вот и с этим произведением не все ладно.

"Инкал" родился, как и "Метабароны", из нереализованной "Дюны" Ходоровского-Мебиуса-Гигера-О'Бэннона-Пинк Флойда-Орсона Уэллса. В отличие от "Метабаронов", тут сильнее оттенок комического, и главный герой - шут гороховый, и многие персонажи - кривляки.
Мебиус не всегда выдерживает стиль, хотя у него очень мастерский рисунок, изящный, легкий, но местами упрощенный, что ли, грубоватый для него. По идее, это самая объемная его работа, и это не могло не сказаться на качестве.
Ходоровский в своем репертуаре - много мистических символов и поворотов сюжета с помощью горящих кустов и божков из машины.
Когда дело доходит до универсалий "духа", "просветления" все становится каким-то плоским - изображение теряет детальность и живость, приобретая скучную геометричность, а на уровне текста история превращается в дешевую эзотерику про "очистите разум", "противостояние Света и Тьмы, которые есть одно" и тому подобное. Все эти сакральные откровения легко приедаются, но сюжет движется все новыми чудесами из-за угла, которые происходят вдруг, зачастую только выводя героев на новую итерацию того же процесса. Впрочем, в целом история выглядит весьма забавно, а мэтры все же не зря кушали круассаны. Хотя мне кажется, что здесь любопытен скорее образ мира, чем нарратив, а он почти тот же, что и в "Метабароне", только увиденный под другим углом и в иную оптику.

воскресенье, 17 мая 2020 г.

Книга. Пастушки в деле прогресса

Еще одна работа, в которой цитаты из классиков марксизма-ленинизма затмевают автора, где теория суха и душит все живое в тексте.
"Пастушки", якобы, грабят только богатых, их, якобы, поддерживают все бедные и средние слои населения, папа, якобы, не дает их убивать только потому, что боится возмущения в народе. Эти предположения ничем не подтверждаются, а додумываются автором с целью подогнать историю под итоговые выводы. А они понятны - в противовес буржуазным историкам, мы де советские явно видим в каждом еретическом движении отчетливо выраженный гнев народа и исключительно проявление классовой борьбы, религиозная доктрина как бы и не при чем.
Автора интересует только борьба с папством и католической церковью, а значит разрушение феодализма, то есть некий условный прогресс. А, собственно, идеи еретиков оставляют автора равнодушными.
Выхолощенная безжизненная работа. 
Единственно, любопытно видеть действующих лиц из "Имени розы" - Бернар Ги, Дольчино, Умбертино, только тут это безмолвные тени на заднике.

В.Л.Керов
Народные восстания и еретические движения во Франции в конце XIII - начале XIV века
5,5-6

★✩✩✩✩

воскресенье, 10 мая 2020 г.

Книга. Вэй У Шу

"Троецарствие" - первый по времени создания из "великих" китайских романов. У него почтенный возраст, завидная толщина, но чтобы читать такие книги, нужно быть молодым и здоровым, потому что иначе уследить за персонажами с китайскими именами просто не получится. Добро, что в этом издании роман сокращен, а то бы не осилил.
В Поднебесной кипит непрекращающаяся смута, армии бродят туда-сюда, герои и злодеи борются за власть, потому как сердце болит за Поднебесную ужасть как, а без власти порядку значить не будет. Вот и весь сказ.
Вообще у всех этих великих китайских книг композиция все время повторяется, однотипные события нанизываются как бусины четок, и сократить историю без потери смысла можно втрое. Понятно, что для тех слушателей все это было сродни современному дорогому сериалу со спецэффектами, и зрелищность позволяла смотреть и смотреть, хотя и актеры приелись и сценарий продюсеры к последним сезонам загубили.
Так и тут круговорот предательств и сражений между военачальниками и сановниками, несмотря на смену экспозиции, кажется бесконечным и однообразным. Положительные герои почти не отличны от отрицательных, каждый оправдывается в поганых для репутации ситуациях одинаково  - "Служу престолу!"
Почти все военачальники как бы воины, а не просто командиры, поэтому среди генералов принято лично биться с равными по рангу противниками. Почти все сражения начинаются такими дуэлями и заканчиваются обычно в пользу победителя схватки тет-а-тет. Почти все обожают ругаться перед боем "Ты с какова району? Ты чо тут? А мой брат твово брата..."
Почти все обожают отступать и устраивать засады, и вспоминать чуть что хитрые планы построений солдат в бою - это вершина стратегической мысли и мудрости вообще. Почти каждый взятый в плен персонаж легко переходит на сторону победителя. Принципиальные граждане легко меняют мнение на противоположное, вспыхивают и остывают в миг, и дурят, дурят друг друга что было сил и без продыху.

Экзотичные манеры чужой культуры со временем уже не так впечатляют, кабы я ее первой читал, оценил бы выше. А так остался только "Сон в Красном тереме" из списка. Но в электронном виде такие книги читать - грех, а бумажный - дорогой, собака...

Ло Гуаньчжун
Троецарствие
7/10

★★★★✩