воскресенье, 18 октября 2020 г.

Книга. Спасите Наполеона

Во введении от редакции утверждается, что давно пора обновить наше представление о Наполеоне Бонапарте, ведь столько нового появилось в научной мысли, за чем советские деятели не угнались, но почему-то предлагается читателю книга аж 70-х годов. Что понимается под новой концепцией и в чем ее отличие от советской - не совсем понятно.

А это снова книга для тех, кто уже в курсе, кто в теме. Вот автор махом проскочил военную компанию, зато долго рассуждает о религиозном умиротворении, вот скороговоркой о другой кампании, зато сделан акцент на пропаганде, которая в значительной степени и обеспечивает своевременную славу Бонапарта. Немного слов об определенном ретроградстве Наполеона, который не принимал многие технические новшества. Набросок экономического состояния Франции и входящих в Империю земель - все было совсем не радужно с экономикой. Да и со многим прочим - разбойнички пошаливали, молодежи вдруг стало не хватать - рекрутчина всех съела. Тюлар даже делает небольшой экскурс в искусство времен Империи.
И да, эта работа отличается от работ Тарле и Манфреда, угол зрения другой, другие акценты, но все же, все же, едва ли перед нами какой-то другой Наполеон. И несколько провокационное название вовсе не означает, что внутри развенчание культа, просто он не так ярко блестит на солнце.
И здесь царит все та же конспективность. Неужели ни один приличный человек не изваял трехтомник, чтобы каждая работа не выглядела полной недоговорок?

Жан Тюлар
Наполеон, или Миф о "спасителе"
ЖЗЛ
7/10

★★★★✩
kindle version

воскресенье, 11 октября 2020 г.

Книга. В стране красных

Черт его знает какая это по очередности книга цикла, но теперь это эдакие "Искатели" в Круге земном, попытка наложить на свой фэнтези-мир трафарет вестерна. Правда тут не только Дикий Запад в чести, а еще и наблюдается нечто вроде разудалой гулянки конкистадоров в Южной Америке.
Бросается в глаза повышенная кинематографичность диалогов и мизансцен - резкие монтажные перебивки сюжета, персонажи цедят короткие веские фразы из вестерна ли, из нуара, но при всей эффектности, в жизни-то так не говорят. 
Еще нельзя не отметить некоторого любования грязной стороной жизни, когда нам лишний раз тычут в лицо очередной малоаппетитное явление. Необязательное. Просто автор подпускает чернухи для эффекта, чтобы значит было "реалистично".  
Но реалистичность этого фэнтези оказывается весьма условной, как уже было сказано, тут частенько все выглядит излишне картинно.
В кои-то веки книжная сцена секса тут не отвратительно убогая и не приторно-тошнотворная. Люблю такой секс!

В целом не то чтобы плохой Аберкомби, но вестерн уж слишком сильно давит в плечах, и как-то ему немного неловко в этом костюмчике.

Джо Аберкромби
Красная Страна
6,5-7

★★★★✩

kindle version

воскресенье, 4 октября 2020 г.

Картинки. Кот на солнце

Этот нуар в желтых тонах (кстати, желтые обложки криминальной серии романов когда-то дали имя жанру итальянского кино "джиалло"), конечно, все то же повторение штампов, уже не только из мира старого кино, но и своих собственных.
В фокусе на этот раз - дорога, битники, байкеры, цирк.
Рисунки красивы, милы, ироничны, и все слишком привычны.

Большую часть книги составили интервью с авторами и скетчи.
В выходных данных указан 2020 год, хотя книга вышла раньше, а к одному из скетчей явно подставлены не те подписи.


Хуанхо Гуарнидо, Хуан Диаc Каналес
Блэксэд. Книга 3. Амарилло. Рассказы. История
Азбука
2019
7/10

★★★★✩

воскресенье, 27 сентября 2020 г.

Книга. Очень Средневековье

Не знаю откуда, но о книге "Осень Средневековья" я слышал еще в детском саду, хотя в руки решился взять только, когда надел усы и бороду.

В центре внимания - Бургундия, как самый богатый и пышный край тех времен, но и прочая франция иногда вплывает в разговор. А разговоров столько, что голова идет кругом. и ничего не запоминаешь, только тихонько восхищаешься.

То были времена, когда мир был моложе. Шествие монахов, празднество захватывали и поражали куда больше, чем мы можем представить. Чудеса манили заманчивее, преступления пугали страшнее, страсти кипели сильнее и огонь пылал жарче. Чувства проявлялись ярче, громче, контрастнее. И понимание того, что экзальтированное проявления чувств, определенная театральность и стилизация - все это игра, не мешало вполне искренне их проявлять. Люди играют, чтобы жизнь казалась прекраснее, эта игра одновременно становится важной составляющей их жизни и вызывает их же насмешки.

Средневековье, вопреки догматичным учебникам, вовсе не монохромное время суровости и скудности. Перед нами смешение и столкновение разных потоков - религиозных, эротических, древних дохристианских верований, пестроты красок и суровости, бесстыдства и чистоты, скабрезности и трагедии любви, идеализации любви, героизма, чести и их будничное поругание. Отличить искреннюю религиозность от показной невозможно, они перемешаны. Рыцарский идеал мужественности, жертвенности, чистоты поддерживается эротической составляющей. Восприятие искусства еще не соответствует нашему, пошлое, грубое почти не отличается от утонченного и высокого.
Хейзинга рассказывает о понимании любви и об отношении к смерти - благодаря распространению монашенствующих орденов и гравюр, упрощаясь, идеи проникают в широкие массы. Да он много еще чего рассказывает и делает это замечательно.

четверг, 17 сентября 2020 г.

Книги. Под шум ангельских моторов

Кто Людовиком в бой идет,
Да не страшится преисподней:
Он душу раю отдает,
Где реют ангелы Господни.

Вот история очевидца, как сиволапые жлобы из Европы, громыхая железом, вот так взяли и захватили величайший город мира, последний оплот высокой культуры. Византия и так уже была тенью былого величия, а тут еще эти болваны-франки, которые даже не умели вытирать ноги о коврик и делать ставки на ипподроме, завалились в город и принялись грабить. Вообще-то эти подлецы как-бы типа вроде шли освобождать Святую землю, но типа чо в натуре? Попы пошушукались и выдали откровение, что да, таки можно не заниматься глупостями, а наводить справедливость ближе к дому.
Сам товарищ Робер был простым рыцарем, в дипломатии ни бум-бум, махал мечом и ходил с открытым ртом, глядючи на всю енту красоту - золото да порфир, мраморные колонны - "багато!". Но, говорят, хоть и привирал, а все же зачислен в важные исторические источники.
Как водится, наши - герои с могучими бицепсами, а врагов - подлых греков так много, что не счесть, но все они ничтожества рядом с нашими героями, поэтому бить их легко и весело.
Сам текст насыщен повторами типа "и все рыцари погрузились в аэроплан. И вот, как говорилось, все рыцари погрузились в аэроплан и взмыли в небеса и увидали землю с высоты полета птиц и была она кругла весьма. И вот увидев что земля с небес кругла, рыцари весьма встревожились..." Забавно, но утомляет. Вещица некрупная, нетрудная. Ну, а мы? Не забудем и не простим.

Робер Де Клари
Завоевание Константинополя
6,5/7

★★★★✩

суббота, 5 сентября 2020 г.

Книга. Лжедмитрий rising

Борису Годунову удалось взять власть, но крупные боярские роды (Романовы, Шереметевы) интригуют, а царь стар. Становление крепостничества обостряет социальные противоречия. На страну обрушивается трехлетний голод, ведущий к обнищанию мелких помещиков, смерти тысяч крестьян. Начинается интрига поляков с самозванцем, на окраинах служилые люди беспокоятся, козачки волнуются. Далее, в результате смерти Годунова, система дает сбой.
Скрынников традиционно много говорит о землевладении. отчуждении вотчин, четвертях земли, уж больно ему это нравится. Вообще для науч-попа он слишком погружается в некоторые аспекты.

После "Ивана Грозного" взял эту работу 1985 года с опаской, но нет, история начала гражданской войны и восхождения Лжедмитрия оказалась внятной, серьезной, строгой, лаконичной. Вроде бы и человек тот же, и манера та же, а что Перестройка с людьми делает... 
Издание 1988 несколько благообразнее и полнее, хотя почти полностью повторяет работу 1985 годв.





Р.Г.Скрынников

Социально-политическая борьба в Русском государстве в начале XVII века

1985

Россия в начале XVII в. "СМУТА"

1988

6,5-7/10

★★★★✩


воскресенье, 30 августа 2020 г.

Книга. Не только "однако"


Чукчи, прописавшиеся в нашем сознании посредством анекдотов, как недалекие и нелепые, на самом деле были весьма боевитым народом кочевников, гонявшим в хвост и в гриву всех своих соседей, а затем добросовестно, с переменным успехом, бьющимся с русскими. Так и не побежденным. Точнее не побежденным силой оружия, с ними управились посредством торговли и водки. 
Это были крепкие парни, ценящие силу, воинственные, ловко орудующие луком и копьем, ходоки и отличные бегуны (у них даже были в стойбищах беговые дорожки). Они не носили шапок, легко впадали в гнев и легко умирали, потому что не боялись смерти, которая - только переход в другой мир.
Чукчи регулярно ходили к эскимосам, карякам, итильменам и побивали их - ради мести или грабежа. Мужчин вырезали, женщин и детей брали в полон. Уводили стада оленей. 
Потом пришли русские, и все обиженные чукчами предпочли иметь дело с пришлыми.
Некорректна как благообразная, так и ужасающая история экспансии России. В одних случаях апеллируют к миролюбивому ее характеру, доброжелательному, максимально корректному и толерантному, в другом случае - к некоему уничтожению этносов, к жестокости и подавлению. Всякое бывало, разок даже одеяла зараженные применили, и не всегда насилие оправдывалось защитой наших союзников-данников, а бывало, что только желанием выбить ясак. Но в целом от наших предков не стоило ждать тактики геноцида, как это любили протестанты в Штатах или в Индии. 

Мне было не так уж интересно читать, потому что это не история войн, а рассказ о военном искусстве - оружии, доспехах, тактике. Плюс версия для kindle оказалась криво оцифрована. У этого автора есть книга именно о войнах, так что когда-нибудь, быть может, узнаем все, чего еще не узнали.


Александр Константинович Нефедкин

Военное дело чукчей (середина XVII - начало XX в.)

6,5-7

★★★★✩

kindle version

воскресенье, 23 августа 2020 г.

Картинки. За пригоршню бриллиантов


Случайно у меня в руках оказалось украинское комикс-издание на правильном языке. Это чистое  неразбавленное BD, почти совсем свежее (на момент прочтения).

Внутри - Бельгийское Конго после получения независимости, бандиты, сепаратисты, наемники, убийства, интриги, бриллианты, множество трупов и жестокости. 
Рисунок не выдающийся, но на приличном уровне.
Издание в мягкой обложке, формат меньше, чем принято в Европе, но бумага и печать вполне неплохи. Тираж 500 экземпляров, что вполне ожидаемо в рамках Украины и на уровне окупаемости.

Вообще, издательство, как я понимаю, относится к классу национал-патриотических, поэтому не совсем понятно, что среди напечатанных ими всяческих обличительных произведений и прифронтовой мемуаристики, делает этот комикс. Или, учитывая историю, нам намекают, что Украина и Конго - братья навек?

Нюрі, Валлє
Катанга. 1. Діаманти
6,5

★★★✯✯

                                            

суббота, 15 августа 2020 г.

Книга. Давеча

 А на днях я линять начал. 
Старая шерсть с меня сыплется - хоть в дом не заходи. 
Зато новая растет - чистая, шелковистая! 
Просто каракуль.

Такие дела. До сих пор никаких других подобных парфеновскому культурных проектов у нас нет. Ни чисто исторических, ни более локальных - кино, спорт, музыка. Все - не в уровень.
Стильный замес из бытовой культуры, спорта и политики выполнен в традициях постсоветского улыбчивого либерализма - легкий антикоммунизм, слабый антисоветизм, игривое западничество. По сравнению с передачей, тут почти ничего не появилось - это такая воплощенная в бумаге ТВ-программа. Большие картинки, коротенькие заметки, некоторая отстраненность. 

Пролистав, отметил для себя, что человек нынешней эпохи все равно даже близко не сможет представить то время. Здесь нет почти ничего, что маркировало бы мое детство, а мне ведь в промежутке 81-90 было от 3 до 13 лет. Целая эпоха - игры, школа, игрушки, еда, одежда, книги и мультфильмы, поездки к морю и на дачу. Ничего этого тут нет. Так что, несмотря на объемность, это только брызги от волн.
Еще тут
  • ни слова о том, что героический Валенса трудился в нерабочее время стукачом (впрочем, окончательное подтверждение поляки дали позже);
  • советская пресса ругает американские шаттлы за неэффективность, мол дорогостоящие. Но ведь так и есть. Зачем на этом делается акцент? Советская пресса врала?
  • "Юнона и Авось" - названы "полузапрещенными". Это как? 
  • перевирают "Профессионала", якобы главного героя убивают аборигены на "черном континенте";
  • режет глаз фраза "в давно расистском СССР";
  • убийство Чаушеску "видится неизбежной развязкой". Ну да, ну да, без суда и следствия, именно такой она и должна была быть;
  • в Баку азербайджанцы режут армян, но автор явно недоволен вводом войск и военным положением.
Но книжка большого формата и с картинками, трудно устоять.

Леонид Парфенов
Намедни. Наша эра. 1981-1990
7/10 

★★★★✯


воскресенье, 9 августа 2020 г.

Книга. Северо-Запад. Хтон

Любопытный образчик, но нет, совсем не фэнтези. Игра с мифологией здесь идет в пространстве психоанализа, нетипичных сексуальных практик, космоса и экзотических планет, то есть антураж для жанра совсем чужой.
Попытка протагониста выбраться с чудовищной планеты-тюрьмы - лишь центральная тема в наслоении воспоминаний. Смешение пластов времени, набор из любопытных идей, вполне гармонично и ловко складываются из разрозненных кусков в итоговый ответ.

В юности мне совсем не понравилось, а сейчас читал даже с удовольствием. Не сказать, что веселое и легкомысленное чтение, но вполне недурно сделано.

А вот продолжение слабовато - статичнее, вторичнее, Рагнарёк и Рагнарёк, подумаешь...

Пирс Энтони
Хтон
6,5
★★★✩✩

Романы 1967 и 1975 годов. Первый номинировался на "Хьюго", но проиграл "Князю Света", номинировался и на "Небьюлу", но продул Хайнлайну.

суббота, 1 августа 2020 г.

Книга. Ненависть жаждет

Ненависть юным уродует лица,
Ненависть просится из берегов,
Ненависть жаждет и хочет напиться
Чёрною кровью врагов!

Цикл длится и длится, а у Джо Аберкомби, как и раньше, бойкий слог, легкое перо и чувство юмора, кстати, как по мне, естественней чем в "Ведьмаке". 
Все как раньше, вот только времена меняются, Капитализм распускает свои ядовитые цветы, и тут же, не сходя с места, начинаются бунты, едва ли не революции (откуда в книге все знают это слово?). По сцене скачут дети героев, теперь они выбились на первые роли. В то же время отчасти происходящее, будто очередной виток тех же событий, что крутились в предыдущих романах.  Продолжаются застарелые войны, старые герои мелькают за углом, повсюду царят все те же жестокость, цинизм, предательство, бессилие, разочарование, смерть, борьба за власть.

Феодализм слишком быстро здесь сменяется капитализмом, эта поспешность будто соотносится с некоторой усталостью материала. Несмотря на свежую кровь, персонажи и дела их, слишком сильно отражают прошлое, своих родителей.

Порадовал старик, но ничем не удивил. И правда, чего-то не хватает, может быть, немного ненависти.


Джо Аберкромби
Немного ненависти
6,5-7

★★★★✩

kindle-version

воскресенье, 26 июля 2020 г.

Книги из архива. Полное беззаконие

Голова дырявая, все слова книжек из нее высыпаются. Берешься за новую книгу цикла, а что там в начале было уже и не упомнить, поэтому приходится снова перечитывать.

Ловок, Аберкромби, шельмец, а пан Сапковский даже считает его лучшим писателем фэнтези современности. 
В сравнении с Мартином он не так привязан к феодальным игрищам, к оглядке на реальную историю, при всей грязи и крови, не стремится удалять героев с доски. Но, защита города одним инвалидом-инквизитором подозрительно напоминает защиту города одним карликом.
Сюжет: В магию давно никто не верит, но вот появляется очень неприятный тип, именно что маг из забытых времен, собирает вокруг себя несколько ярких личностей (которые все и рассказывают в красках и без цензуры) и отправляется в путь, чтобы раздобыть никому-не-скажем-что. А с другой стороны мира вот-вот нагрянут полчища врагов, не простых врагов, а вредных, невоспитанных, очень-очень неприятных. Напоминает компьютерную игру, но все не так плохо.
Хештеги:
#доза реализма #вернисаж пестрых персонажей #лихость #безграничный цинизм #резня #море крови и увечий #разбитые мечты #растоптанные грезы #безнадежность #ненависть #борьба за власть #предательства #никаких правил.

Даже получив корону Иванушка-дурачок останется дурачком, убийца полюбив, останется убийцей, ну и вообще, романтику тут все время втаптывают в грязь.

Джо Аберкромби
Первый Закон. Кровь и железо
Первый Закон. Прежде, чем их повесят
Первый Закон. Последний довод королей

★★★★✩

kindle-version

Рассказы самостоятельной ценности почти не имеют, это именно что завитки и финтифлюшки.
Вы же хотели узнать, как Глокта - инвалид-инквизитор стал таковым из красавца-рубаки? Ну вот вам. Посторонний человек недоуменно нахмурится, а мы многозначительно улыбнемся.
Целая пачка историй для девочек. Современных девочек, которым подавай всякое там - боевые лесбиянки и крутые бабищи, красотки, которые каждая заткнет за пояс полк грубого мужичья. 
А еще странное бормотание о "нации" от вождя тамошних викингов.

Вообще тут характеры более яркие и выпуклые, при том что непростые, чем у Мартина, но больше и сказочной залепухи, Мартин построже и посдержанней.

Острые края
6,5

★★★✩✩

kindle-version

воскресенье, 19 июля 2020 г.

Книга. Нежная рука рынка

Нам, воочию наблюдавшим "экономические реформы" 80-90-х, казалось бы, давно должно быть все понятно. Но нет, трубят трубы, фанфары фанфаронят, либералы маршируют в светлое будущее под флагами Демократии, Свободного рынка, со значками МВФ на груди. Все их рецепты не меняются десятилетиями - приватизация, отмена пошлин, открытие рынка миру и прочие мантры. И все никак не помогает, блин. Да что ж такое!? А, говорят они, это все наследие совка нам мешает. Потерпим, преодолеем и на этот раз уж точно все сработает. А нет, говорят, это у нас народ немного не такой. Потерпим, преодолеем и на этот раз уж точно все сработает. А еще коррупция, да... Но мы-то потерпим и преодолеем? Нет, коррупцию, конечно, не одолеть, но все равно нужно верить. Ну, ну, разберемся с догматами веры.

Автор простенько на пальцах разбирает все классические мифы - и свободный рынок (все страны, некогда выбившиеся в лидеры, изо всех сил защищали свой рынок самыми разнообразными способами до тех пор, пока лидерами не стали), неэффективность государственного сектора (бывает таким и сяким), демократию (ни Корея, ни Сингапур таковыми не были), следование рецептам Запада (Корея не следовала), про "рыночек порешает"  и так далее.
Нет ни одной страны, которой рецепты МВФ помогли бы. Никакое Чили при Пиночете не зацвело (был серьезный спад и долго возвращение к допиночетовским временам по показателям, а экономика так и осталась сырьевой). Частные "Нокиа" и "Тойота" долгое время были убыточными, а государственное "Рено" процветало.
Каков рецепт счастья? Воровать технологии и делать-делать на их основе свои разработки. Проводить индустриализацию. Защищать нужные высокодуховные отрасли. Не слушать Запад.

Нет, автор не обвиняет развитые страны в обмане, скорее в заблуждениях, хотя в наше время списывать все на неведение и ложные посылки как-то даже странно. Он не хочет идти дальше и указывать на невозможность в рамках существующей мировой системы в принципе сделать богатым и процветающим большинство, поскольку механизм не так устроен.

Что важно, автор - кореец из самой что ни на есть Южной Кореи, обретение могущества которой как раз прошло перед его глазами. Так что примеры из жизни родной страны он приводит регулярно. Можно было бы стерпеть подобные нападки на Благословенный Запад от какой-нибудь левой сволочи, которая априори лжива, кровава и бесчеловечна, но тут прямо руки опускаются. Преподает, зараза, в Англии и пишет подобные работы! Куда катится дивный новый мир?(

Разумеется, тут не так много нового. Разумеется это только самый общий взгляд на определенные параметры, а вовсе не вскрытие системы консервным ножичком. Но вдруг пара наших реформаторов случайно прочтет и перестанет спокойно спать по ночам?

Ха-Джун Чанг
Злые самаритяне. Миф о свободной торговле и секретная история капитализма
7/10

★★★★✩

kindle-version

воскресенье, 12 июля 2020 г.

Книга. Время и пространство Средних веков

Эта ладно скроенная и хорошо изданная книга, несомненно, не нечто самобытное, а только пристойная компиляция. Даже библиография очень скромная, в основе звездные имена - Ле Гофф, Бахтин, Гуревич, у которых автор и черпает.

Ястребицкая начинает с рассмотрения природы времени как категории в Средние века. Оно еще куда более цельное, чем у нас, почти не измеряемое, не имеющее еще минут, подчиненное природному ритму. Время - принадлежит Богу, хотя его вот-вот отнимут у него буржуа и ремесленники.
От рассмотрения Времени автор переходит к Пространству - дорогам и географии, сочлененности мироздания, его иерархичности. К организации пространства дома - от утвари до крыш, улиц городов, школ и университетов.
Бросает взгляд на рыцарство, духовенство и простой люд. Вглядывается в городскую жизнь.
И что же мы видим? А видим мы во всем - замкнутость, рамочность, разделенность всех пластов жизни. 
Вообще этому произведению свойственна фрагментарность, некоторая поверхностность, внимание  к общему, но не к индивидуальному - тут почти нет отдельных людей.
В конце автор почему-то вспоминает об играх и карнавалах, противопоставляя всему ранее написанному. Такое впечатление, что дописав в целом книгу, она вспомнила, что из Бахтина бы тоже нужно что-нибудь эдакое ввернуть.

Отдельные высказывания показались сомнительными. Скажем, развитие виноградарства в Германии автор связывает с варварами, но не с климатом, который тогда был куда благоприятнее. Урожаи в Италии оценивает в сам-три, что кажется заниженной оценкой.
Более того, она называет пресуществление в плоть и кровь Христа "магией", а не "чудом", противопоставляет в качестве "городского" оружия луки рыцарским копьям. Как такое стерпеть?

Приятная глазу и уму серия "Эпоха. Быт. Костюм", не плохая книга, но, скажем, до Гуревича как до кыева рачки. Хотя в этой простоте, конечно, больше доступности для наших примитивных разумов.

А.Л.Ястребицкая

Западная Европа XI-XIII веков
6,5-7

★★★★✩

серия Эпоха.Быт.Костюм.

воскресенье, 5 июля 2020 г.

Книга. Россия без ужаса

Интересно, что книга не изобилует описанием нравов, обычаев, природы и женщин. Сплошные дела, интриги, светское обхождение, снова дела, немножко дипломатии. Катается Джером от Елизаветы к Борису, добывает преференции англицким купцам. В общем, экзотики для культурной английской публики маловато. И вот беда, вранья тут с горкой, ведь в своем сочинении Горсей - чисто Лев Толстой, а вон купцы англицкие жалуются, что совсем не Лев и даже не Алексей, а хапуга.

Очередной раз понимаешь, как много значили вещи и еда. Товарищ Джером с громадным удовольствием рассказывает, чего ему подарили и сколько каких блюд бесплатно приволокли, чтобы угостить. Сейчас совсем другие стандарты радости.

В качестве приложений от некоего Джорджа Турбервилля уже есть традиционные поклепы на низость края и мерзость людишек, но мы что, мы привычные.

Джером Горсей
Записки о России. XVI-начало XVII в.
6,5/10

★★★✩✩